Конфликт в Масанчи и люди с инвалидностью. Мониторинг итоговых ТВ-программ 3-9 февраля

0
112

Конфликт, который случился в конце недели в Кордайском районе Жамбылской области, не проигнорировала ни одна итоговая программа. И абсолютно все посчитали его главной новостью. Интересная деталь: гораздо «смелее» — если можно так выразиться — в освещении этой темы были государственные СМИ. Они брали комментарии у местных жителей и экспертов. Тогда как, к примеру, на КТК решили ограничиться сдержанной констатацией выданных властями фактов.

В нашем обзоре традиционно — программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Программа началась с анонсов, и уже в них журналисты два раза назвали людей (детей) с инвалидностью «инвалидами». Авторы программы сколько угодно могут отмахиваться от «этой вашей политкорректности», но дело даже не в ней, а в элементарной этике и соцответственности: если люди с инвалидностью открыто и настойчиво просят не называть их инвалидами, наверное, стоит к этой просьбе прислушаться?

Основная часть программы началась с конфликта в Кордайском районе Жамбылской области. Информация в коротком сюжете на эту тему была подана максимально сухо и аккуратно: весь фактаж — только со ссылкой на полицию, спикеры — только президент, главы МВД и Мининформации и общественного развития. Отдельно дали синхрон замгенпрокурора, который ещё раз призвал казахстанцев не рассылать фейковую информацию и не распространять слухи и напомнил об уголовной ответственности за возбуждение межнациональной вражды и розни. Весь блок занял менее восьми минут.

В Туркестанской области разбираются в новом случае насилия над ребёнком: ещё в 2018 в туалете поселковой школы старшеклассники якобы надругались над 13-летним подростком, который к тому же — цитирую ведущего — «является инвалидом по зрению». А вот автор сюжета Ирина Криштоп, видимо, знакома с принципами журналистской этики и называет подростка уже «ребёнком с инвалидностью». Сам же материал — полный и сбалансированный: автор предоставила слово всем сторонам конфликта, оба дела (в сюжете рассказали про ещё одного подростка, ставшего жертвой насильников) комментировали и полицейские, и директор школы, и мать, и омбудсмен, и адвокат, и один из мальчиков, и психолог. Лица детей, даже на иллюстративных кадрах, тщательно заблюрены.

Люди продолжают умирать от коронавируса: на вечер субботы жертв инфекции — 724, заразились почти 35 000. Больше 2000 человек вылечились. Авторы программы знакомят нас с последней информацией на эту тему. Рассказали об экономической составляющей: из-за закрытых границ в Казахстане подорожала китайская техника, да и та, что есть, вот-вот закончится. Министра здравоохранения поймали на дезинформации: мол, он заявил, что правительство запретило продавать медицинские маски за границу (самим не хватает), а производители сказали, что никакого запрета нет и не было. Словом, авторы БН опять «проехались» по Минздраву и его главе. Хотя про маски вообще-то сказал не министр, а официальный представитель Минздрава Диас Ахметшарип. А так хороший блок, много полезной информации.

В Казахстане могут продлить выплату пособий по уходу за ребёнком; но чтобы повысить выплаты одним казахстанцам, придётся поднять налоги другим — это тема рубрики «Больше деталей». Здесь с соцответственностью всё хорошо, героев называют «людьми с инвалидностью», «людьми с особыми потребностями». К информации тоже претензий нет: всё разложено по полочкам, чётко и понятно, проиллюстрировано историями.

Важная не только для многострадальных в этом плане алматинцев, но и для всего Казахстана тема: смог. На этой неделе воздух в Южной столице напугал даже тех, кто к такому давно привык. Концентрация вредных веществ в атмосфере превысила допустимый показатель в 10 раз. Хороший сюжет, много страшилок, есть все стороны, только одно замечание: нельзя «улучшить экологию города». Экология — это наука. Она не может быть плохой или хорошей. В этом случае (если это новости, а не болтовня на кухне) правильно говорить «экологическая ситуация».

Полным и сбалансированным получился материал про то, как Минкультуры хочет запретить блогерам проводить собственные лотереи. Правда, сначала немного непонятно: ведь не все блогеры для участия в лотерее просят вложиться деньгами (напрямую или купить диск), иногда для участия в розыгрыше достаточно лайка и подписки. Но в конце таки уточняют: да, бороться будут только с теми, кто собирает деньги в любом виде.

«7 кун», «Хабар»

«Всем доброго вечера. Именно доброго, и именно всем. И не только этого вечера, но и всех последующих. И не только вечеров, но и дней, и ночей. Да и в целом, чтобы всё и всегда в нашей стране было мирно и спокойно. Вот чего мне хочется пожелать всем своим соотечественникам прямо сейчас», — такими словами ведущий Александр Трухачёв начинает очередной выпуск программы. Как можно догадаться, речь далее пойдёт о конфликте в Кордае. И пусть первый материал выпуска не про президента, начинается он с высказывания президента: Касым-Жомарт Токаев выражает соболезнования, обещает наказать виновных и помочь пострадавшим. «Президент сказал о том, что никто и никому не позволит нанести урон нашему главному, общему богатству. Богатству неосязаемому, накопленному многими веками, прошедшему тяжёлые испытания и в них укрепившемуся и оттого ставшему ещё более ценным, чем могут подумать некоторые», — продолжает Трухачёв.

Сюжет называется «Тревожная зона». В нём — рассказ о том, что произошло, синхроны Токаева и министров. Рассказали о работе Бердибека Сапарбаева — он возглавил комиссию, встретился с аксакалами, поговорил с пострадавшими, проверил работу полиции, посетил населённые пункты. Материал более развёрнутый, чем на КТК: здесь есть не только информация от официальных лиц, но и другие комментарии. Например, председатель совета ветеранов Масанчи Дыдар Двумаров говорит, что это всё было спланировано, что это провокации. Комментарии простых жителей посёлка в материал не вошли.

Комментарии экспертов на тему конфликта дают в отдельном блоке: в нём высказались артист Асанали Ашимов, спортсмен Акжурек Танатаров, депутаты Геннадий Шиповских, Сауытбек Абдрахманов и Дархан Мынбай. Все они тоже говорили, что произошедшее — провокация. Блок про Масанчи у «Хабара» получился вдвое длиннее, чем у КТК: 16 минут.

«7 кун» меняется на глазах, и дальше нам рассказывают не про президентов, а про коронавирус. Сколько казахстанцев вывезли из Китая, где они сейчас (спойлер: в карантине), как они себя чувствуют. Поговорили с врачами. Рассказали про ситуацию в мире — количество вылечившихся растёт, но растёт и количество фейков. А в Ухане двое новорождённых с коронавирусом, хотя внутриутробно он не передаётся. Дают комментарии китайских врачей по этим случаям. Президент Кыргызстана Жээнбеков благодарит Токаева за эвакуацию 18 кыргызских студентов.

О том, как коронавирус повлиял на мировую экономику, сделали отдельный сюжет. Котировки китайских ценных бумаг падают, и это отражается на состоянии мирового рынка. Комментируют китайские финансисты и чиновники, жители Китая — заводы стоят, удар по экономике Китая ощутимый. В Казахстан, по версии «Хабара», товары продолжают приходить… Казахстанские экономисты-финансисты делают прогнозы: всё будет плохо, потому что Китай будет производить меньше, а мировой спрос останется таким же, будет дефицит. И ещё много важной и полезной информации. Одно замечание к автору сюжета: слово «ширпотреб» образовано в том числе от слова «потребление», поэтому произносится как «ширпотреб», а не «ширпотрёб».

И только на 30-й минуте «7 кун» рассказывает нам, чем на неделе занимался Елбасы. Он готовится к расширенному заседанию партии Nur Otan.

А далее — снова о важном для людей. «Хабар» возвращается к теме перерегистрации автомобилей с иностранными номерами: появились первые автолюбители, прошедшие процедуру. Упомянули о стоимости этого «удовольствия» — первый перерегистрировавшийся заплатил только часть необходимых сборов, остальное будет отдавать частями в течение года — сейчас он должен государству больше 900 тысяч тенге. Прекрасен при этом комментарий сотрудника СпецЦОНа: «Мы не знаем, почему желающих (перерегистрировать автомобиль — авт.) мало, но мы готовы оперативно предоставить свои услуги». Другой водитель рассказывает: купил машину за 1,5 миллиона, а должен заплатить за неё теперь ещё 2,6 миллиона. Также автор подробно объясняет, из чего образуются такие суммы. В общем, отличный просто сюжет, и даже с юмором.

В целом хороший (и по большей части «человеческий», а не «президентский») выпуск получает минус за соцответственность: ведущий упорно называет людей с инвалидностью «инвалидами» (в подводке к материалу о встрече президента с социальными предпринимателями).

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

События в Кордайском районе — главная тема и «Аналитики». И начинается материал с цитаты Касым-Жомарта Токаева про провокации. Сюжета про это не было, лаконичный закадровый текст с синхронами минуты на три. Без экспертов и местных жителей.

Про коронавирус говорили значительно дольше. Та же примерно информация, что и на других каналах. О том, как содержатся в наших больницах наши эвакуированные студенты, рассказал неизвестный человек, на которого не было титров. После информации о волне фейков дали короткий номер 1406 — это горячая линия от Минздрава, по которой можно получить консультацию по коронавирусу.

Первый полноценный сюжет «Аналитики» рассказывает про адресную социальную помощь (АСП). Вспоминают послание Токаева в сентябре (обещал, что помогать будут с января), обращение Сапарбаева в январе (он сказал, что будут помогать раз в квартал, сразу за все три месяца) — и вот февраль, но обещания так и не исполнены. В материале есть истории, люди рассказывают, что теоретически получать АСП должны, но до сих пор её так и не увидели. Интересный эксперимент — собирают корзины в супермаркете по списку от чиновников. Семьи жалуются — в пакетах нет фруктов и мяса, а крупы их дети редко едят. Интересный сюжет, сбалансированный. Правда, детей, которые говорят, что их в школе не кормят, не заблюрили.

Не просто интересный, но и полезный сюжет про алиментщиков. Надо отметить, что авторы не сосредоточились только на мужчинах-неплательщиках, но рассказали и о том, что среди женщин их тоже немало. Бывает, что денег реально нет. Но некоторые люди ищут лазейки, чтобы не платить. О таких кейсах рассказывает юрист. Журналисты рассказали про санкции для алиментщиков и о том, почему они неэффективны. Много официальной информации — сколько нужно платить, как наказывают, как уклоняются от уплаты. Хотелось бы, конечно, и мнение другой стороны: понятно, что трудно найти неплательщика, но хотя бы одного, хотя бы со спины снять, можно было попробовать найти. А так сюжет хотя и полезный, но несбалансированный. Не хватило также мнения судебных исполнителей и комментариев: что они могут? Что они делают конкретно, когда знают и имя, и адрес?

Заключительные 10 минут были посвящены сюжету о том, как Трамп избежал импичмента. Напомним, событиям в Кордайском районе посвятили три минуты программы.

Apta, QAZAQSTAN

Конфликт в Кордайском районе стал топ-новостью и у Apta, начали блок с твита президента Токаева про то, что кровопролитие произошло по вине провокаторов. После того, как ведущая рассказала, в чём суть дела, авторы программы процитировали пост политолога Ерлана Саирова, в котором он пишет, что «ни в одной точке страны не должно быть таких правовых анклавов». Что имел в виду политолог в этом случае под «анклавом»? Почему именно этот пост процитировали? Наверняка ведь были и более внятные комментарии. Ну или их можно было записать, раз уж в программе решили использовать комментарии экспертов.

Зато Apta — единственная программа, в сюжете которой из Кордайского района были хоть какие-то высказывания местных жителей. Да, пусть не про сам конфликт, а про то, что «власти держат ситуацию под контролем», но всё же. Также в программе показали похороны погибших.

Отдельным материалом рассказали про совещание президента по поводу ситуации в Жамбылской области, и часть информации из первого сюжета повторилась во втором. Здесь же мы узнали про интернет-фейки по этой теме.

И в заключении блока — на связь со студией вышел корреспондент из Кордайского района, который сообщил, какая сейчас обстановка в зоне конфликта: всё спокойно. Стоит отметить, что авторы программы очень корректно и ответственно подошли к освещению темы.

Следующая тема выпуска — встреча Касым-Жомарта Токаева с социальными предпринимателями. В сюжете много интересных героев. Они говорят, что казахстанские бизнесмены боятся брать на работу особенных людей. Хотелось бы, конечно, чтобы кто-нибудь из этих бизнесменов объяснил — почему. Или хотя бы эксперт. Зато из материала мы узнаём хорошую новость: теперь люди с особыми потребностями могут получать заказы онлайн, для этого запускают специальную программу.

Интересно подошли авторы к теме влияния коронавируса на мировую экономику. И на экономику Казахстана. Они отправились на барахолку и поговорили с продавцами. Те успокоили сограждан: мол, цены не растут, всё хорошо (сравните с продавцами из сюжета КТК на эту же тему). И вообще: как заявил эксперт-экономист, закрытые границы с Китаем полезны для отечественного производства. Впрочем, в правительстве журналистам сказали, что коронавирус на нашу экономику и вовсе никак не влияет.

Материал об аулах Кзылординской области: они находятся далеко от облцентра, здесь нет дорог, только болота. Сюжет с хорошими, живыми кадрами состоит из нескольких стендапов корреспондента. Они симпатичные, но несколько однообразные: журналист в резиновых сапогах рассказывает, мол, «вот так тут жители ходят каждый день». Комментарии самих жителей тоже одни и те же: жить тяжело, детей жалко. Хотя всё это и так понятно по картинке. Зато есть и комментарии чиновников — про то, что в течение года эти проблемы точно не решатся, а когда решатся — неизвестно.

В материале про смог в Алматы была только одна сторона: алматинцы, которые говорят, как всё плохо с воздухом в их городе.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь