Тенденции в сериалах и веб-сериалах. Наблюдения кинокритиков

0
19

В столице Германии проходит 70-й юбилейный международный кинофестиваль. В отдельную программу Берлинале выделены сериалы. Киноэксперты Егор Москвитин (обозреватель «Медузы» и «Эсквайра»), Сусанна Альперина (продюсер, писатель, программный директор фестиваля экранизаций «Читка»), Анна Арутюнова (продюсер, киновед) посмотрели пилоты и обсудили тенденции в темах и форматах сериалов. «Новый репортёр» собрал самые яркие цитаты спикеров. Бонус — рекомендации, какие сериалы посмотреть.

Любовь, секс и одиночество

Один из лейтмотивов Берлинале 2020 — истории про взаимоотношения. Сериальная программа это подтверждает. Ещё до начала фестиваля внимание кинокритиков и аудитории привлекла датская новелла «Секс».

В современной истории любви — шесть эпизодов по 15 минут. То есть формат может быть актуален как для телевидения, так и для веб-платформ.

Егор Москвитин:

— Если говорить об общих тенденциях, всех интересуют истории о семьях, которые разделяют разные ценности. Смотрите ли вы «Игры престолов», «Мстителей» или «Рассказ служанки», вы понимаете, что мы существуем в некоторой категории гражданской войны. И эта тема очень важна для многих из нас.

Анна Арутюнова:

— В прошлом году на Series Mania победил сериал The Virtues. Это история про мужчину, у которого кризис среднего возраста, он расстаётся с женой и ребенком. И все думали, что это будет некая женская история, но на самом деле это хорошая история про взаимоотношения.

Сусанна Альперина:

— Одна из тем, на которую появляется всё больше сериалов, — это одиночество в Сети. В пример могу привести сериал «Миссис Флетчер». Сын главной героини отправляется учиться в колледж, и она начинает открывать для себя мир интернета, в том числе и сексуальный.

В сериальное производство производители вкладывают всё больше средств, поэтому продюсеры ищут интеллектуальную собственность, которая себя уже показала. Сериалы делаются по подкастам, циклам статей, публикациям на форумах. Так, сериал «Современная любовь» основан на реальных историях, опубликованных в колонке The New York Times.

современная любовь

Егор Москвитин:

— Так как в основе этих серий — реальные истории, мы к ним относимся серьёзнее, чем к выдуманным. Экранизируют даже топики на форумах. Так, на Reddit был топик «Давайте рассказывать страшилки в двух предложениях». Истории в двух предложениях — это почти всегда как шутка в стендапе. А шутка в стендапе состоит из двух частей. Setup, когда тебе рассказывают какую-то ситуацию, и punch — когда вы понимаете, что это смешно. И по этому же принципу рассказываются страшные истории. Например: «Ночью было холодно, и мой муж, как всегда, укрыл меня одеялом». Это первое предложение. И второе: «Он умер 10 лет назад». По самым эффектным таким историям сделали сериал Two Sentence Horror Stories.

Сусанна Альперина:

— В моде — документальные сериалы. На Берлинале, например, был представлен сериал «Хиллари». На Sundance Film Festival я смотрела сериал про брачного афериста. Мужчина обманывает женщин, они ещё все согласились говорить на камеру. Он говорит всем одни и те же слова, и они все клюют на это. И ты смотришь и не можешь оторваться.

Вертикалка, скринкастинг и интерактив

Производители сериалов и стриминговые платформы экспериментируют. Российский онлайн-кинотеатр Okko запускает платформу, где всё видео будет вертикальным. Часть сериалов создают для платформы индивидуально. Режиссёры продолжают экспериментировать с интерактивными форматами, которые дают аудитории возможность управлять персонажами. Так, Стивен Содерберг сделал проект «Мозаика», который позволяет следить за расследованием убийства с нескольких точек зрения.

Егор Москвитин:

— В этом есть смысл, потому что горизонтально не всегда удобно держать смартфон. Но, на мой взгляд, это, как и скринкастинг (пример — фильм «Убрать из друзей», когда действие демонстрируется через мониторы компьютеров персонажей), так и интерактивный формат будет использоваться там и тогда, когда это уместно, когда этого требует история.

Сериалы для веба — различия размываются

Если посмотреть описание «Карточного домика», который уже назвали культовым, то он позиционируется как веб-сериал. В каких-то моментах различия между форматами размываются, в других случаях — наоборот, становятся принципиальными.

Сусанна Альперина:

— В России есть конкурс короткометражного кино «Короче», и там была представлена короткометражка об актёре, который приходит на кастинг, а продюсер, режиссёр и председатель Союза кинематографистов — это искусственный интеллект («Хроники параноика», режиссёр — Никита Тамаров). А на фестивале Realist Web Fest мы уже увидели продолжение этой истории в формате веб-сериала. Важно, что практически всегда веб-сериалы короткие.

Егор Москвитин:

— Платформы брендируют и выстраивают свой контент в линейку. Веб-сериалы, не привязанные к платформам, заинтересованы в том, чтобы продать контент, и выбирают темы, которые набирают просмотры. По статистке Netflix — это хоррор, триллер и комедия. Веб-сериалы хорошо встраиваются в наш ритм жизни. По замерам Facebook, одна сессия в этой социальной сети обычно длится 16 минут. И это хронометраж для оригинальных веб-сериалов для Facebook Watch.

Бонус. Какие сериалы посмотреть

 

Анна Арутюнова: Sleepers

Шпионский триллер. Виктор и Мари, политические ссыльные, возвращаются домой в Чехословакию перед Бархатной революцией. Однако вскоре после возвращения они попадают в автомобильную аварию. Когда Мари приходит в себя, Виктор исчезает, и никто не знает, где он.

Егор Москвитин: «Тригонометрия»

Сериал в конкурсной программе Берлинале. В то время как остальная часть мира говорит о политике идентичности, «Тригонометрия» превращает это в интенсивную, неотразимую, забавную и интеллектуальную драму об отношениях и семье. Могут ли три персонажа найти новый способ любви? И позволит ли им мир?

Сусанна Альперина: «Почему женщины убивают»

Истории трёх женщин, каждая из которых сталкивается с изменой в браке: домохозяйка из 1960-х, светская львица из 1980-х и адвокат конца 2010-х.

Дискуссия «Тенденции сериалов и веб-сериалов» проходила по инициативе Кирилла Милкуса (пишет о Берлинале для «Комсомольской правды», автор YouTube-канала Berlinkus) в Art City People: Creative Space & Craft Coffee.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь