В мире растёт число жертв нового заболевания, растёт и количество посвящённых вирусу публикаций в отечественных онлайн-СМИ. С появлением первых случаев в Казахстане коронавирус пронизал всю повестку дня местных медиа, и счётчиков на сайтах, ежеминутно обновляющих статистику распространения инфекции, стало недостаточно. Редакции бросили все силы на то, чтобы удержать любимых читателей в водовороте поступающей со всех сторон информации, пытаясь максимально её обобщить. Кроме этого, в ход пошли практически все известные человечеству журналистские форматы.
«Радио Азаттык» ненавязчиво информирует казахстанцев о пандемии COVID-19 в режиме «прямого эфира» с 13 марта, когда в стране были подтверждены первые случаи заболевания. Примечательно, что в live-репортаж об опасном вирусе редакция включила (так, впрочем, поступили и многие другие СМИ) новости касательно «обвала тенге». Он, пишет издание, обусловлен в том числе «хаосом на мировых фондовых площадках, вызванным вспышкой коронавируса». Кроме этого, распространение вируса в Казахстане стало причиной — и это журналисты почему-то решили особо подчеркнуть — отмены митинга против проекта Кодекса о здоровье и запрета свиданий осуждённых с родственниками.
Объявление в республике режима чрезвычайного положения побудило корреспондентов «Азаттыка» поинтересоваться у казахстанцев их отношением к происходящему. Особенно занимательным вышел опрос алматинцев о желательной отмене семейных и памятных торжеств, к которому призвал президент в своём обращении к народу 16 марта. Горожане смело отвечали главе государства: «Невозможно всех людей позакрывать. Казахи привыкли к тоям»; «Поминки нужно уважать»; «Почему не ходить? Болезни же нет. Вот я удивляюсь президентам. Сами зовут болезнь»; «Если родственники проводят, нужно пойти и помочь. Есть же у казахов такое понятие, как “уят”».
В режиме live некоторое время после воскресного указа президента о введении чрезвычайного положения общались с аудиторией и журналисты интернет-портала «Vласть». Сайт не только прилежно сообщал читателям обо всех официальных заявлениях, но и предпринял попытку разобраться с нюансами объявленного режима. Так, изучив соответствующий закон, редакция обратила особое внимание на расширившиеся полномочия властей, которые в нынешних условиях могут не только запрещать массовые мероприятия и забастовки, но и приостанавливать работу сетей и средств связи, политических партий и общественных объединений, а также запретить использование радио- и телепередающей аппаратуры.
До введения в республике чрезвычайного положения «Vласть», освещая ситуацию вокруг коронавируса, делала ставку на эксклюзивные истории и комментарии от первого лица. В последних числах февраля на сайте был опубликован рассказ журналистки Екатерины Алиевой, которая с маленьким сыном была вынуждена эвакуироваться из охваченного эпидемией Китая (в середине февраля историю девушки опубликовал также Informburo.kz). На следующий день портал предложил читателям текст о происходящем в Иране, который к тому времени уже вышел на второе место в мире по числу смертей от нового вируса.
Анонимные собеседники «Vласти» из Тегерана и Мешхеда поделились своими впечатлениями о растущей панике, опустевших базарах и парикмахерских.
Интернет-портал Informburo.kz решил сделать акцент на, пожалуй, самом оправданном в условиях тотальной неопределённости формате — «карточках». В день, когда в Казахстане объявили о первых трёх подтверждённых случаях коронавируса, на сайте вышла инструкция, как в домашних условиях сшить одноразовую или многоразовую медицинскую маску. На следующий день журналисты разобрали постановление главного санврача, пригрозив потенциальным нарушителям домашнего карантина штрафами. Наиболее наглядным оказался материал, посвящённый тому, что изменилось в Казахстане из-за режима ЧП. Авторы методично разобрали все сферы жизни, поместив каждую в отдельную красную рамочку: работа, образование, торговля, рестораны, салоны красоты, спорт, культура, общественный транспорт, госуслуги, банки и т. д.
Кроме этого, издание ведёт собственную хронику происходящего в стране, отсчитывая дни и посвящая каждому из этих дней отдельный текст-резюме. До регистрации первых случаев коронавируса в Казахстане редакция, к слову, успела протестировать готовность отечественной медицины к новой угрозе. Корреспондент Informburo.kz в качестве эксперимента записалась на приём к участковому терапевту с выдуманными жалобами на общее недомогание, кашель и температуру. Терапевт, зафиксировав чуть повышенную температуру и услышав о желании сдать тест на коронавирус, диагностировала у девушки «острую инфекцию верхних дыхательных путей», направила «пациентку» на флюорографию и анализы, выписала антибиотики и исключила необходимость теста на коронавирус.
Для интернет-портала 365info.kz эскалация ситуации вокруг инфекции в республике стала поводом разобраться в самом насущном вопросе — «сможет ли Казахстан прокормить себя во время вспышки коронавируса». Скажем сразу: сможет. По крайней мере, автор соответствующего текста после изучения официальной продовольственной статистики пришёл именно к такому выводу. В оптимистичном прогнозе, как оказалось, только два «слабых места» — сахар и мясо птицы. После объявления режима ЧП тот же журналист задался новым вопросом: «Закрывать базары или торговые центры?» И тут на помощь ему снова пришли официальные данные Комитета по статистике, согласно которым по всей стране (кроме Алматы) базары и небольшие продуктовые магазины более востребованы, чем подлежащие закрытию крупные торговые центры.
Кроме изучения статистических бюллетеней, корреспонденты интернет-портала с пристрастием допрашивают «экспертов» по несколько раз в день: вот глава общественного фонда советует не пускать детей на улицу, вот специалист по международным отношениям призывает казахстанцев «демонстрировать лояльность и понимание» в отношении принимаемых правительством мер; вот политолог предполагает, что крупный ритейлер умышленно допускает пустые полки с целью повышения продаж. С помощью политологов редакция попыталась разобраться и с тем, почему «чиновники боятся коронавируса больше остальных». В действительности автор текста не только не обосновал утверждение в заголовке, но и не ответил на сформулированный в нём вопрос. Вместо этого он привёл мнения экспертов о том, почему госорганы в условиях ЧП позволяют себе делать противоречащие друг другу заявления.
Коронавирус сподвиг журналистов отечественных СМИ и на интерактивные форматы — так, NewTimes.kz предложил читателям проверить, смогут ли они защититься от смертельно опасного вируса. При этом составители решили не изощряться в формулировках и не искать в море информации о коронавирусе любопытные нюансы — вместо этого они просто переупаковали стандартные рекомендации в тестовый формат. В результате утомленная ежечасным напоминанием о мытье рук аудитория в очередной раз ознакомилась со списком основных симптомов коронавируса и мерами его профилактики, вспомнила, кто находится в группе риска, сколько длится болезнь, и на каком расстоянии от людей нужно держаться.
В разделе «Эксклюзив» на сайте NewTimes.kz нашлись более любопытные материалы на беспокоящую всех тему. После введения в стране чрезвычайного положения корреспондент интернет-портала изучила сайт госзакупок и выяснила, сколько средств защиты покупают госорганизации, и какую сумму они на это готовы потратить. В обзор попали полиция, филармония, школы, ясли, институт судебных экспертиз, педагогический университет и прочие госучреждения, приобретающие литры антисептиков, тысячи масок и десятки костюмов по противочумной защите. Автор скрупулёзно приводит количество и цены лотов, прилагая скриншоты, но почему-то не утруждает себя поиском среднерыночных цен на требуемые товары. Между тем, такие сравнения в нынешних условиях могут быть весьма любопытными (журналист-расследователь Джамиля Маричева это иллюстрирует в своем проекте PROTENGE).
Сайт The Steppe пошёл иным путём — редакция решила стать для читателей островком спокойствия в море «коронавирусной истерии». Среди рекомендаций о том, как справиться с тревогой, встречаем вполне резонные советы по ограничению потока информации и поддержанию общения с близкими. Кроме этого, автор материала неожиданно предлагает «воспроизводить тревожные идеи до тех пор, пока они не начнут надоедать». Правда, всего в течение 15 минут.
Остальное время на карантине казахстанцам следует потратить исключительно на приятные сердцу и уму занятия, полагает команда The Steppe. Следуя этой парадигме, редакция с энтузиазмом составляет для своей аудитории подборки фильмов, книг и игр — «добрых и залипательных». Ну а тем, кто просмотру документалки «Грипп 1918» всё же предпочтёт забег по продуктовым магазинам, журналисты издания советуют запастись «самым необходимым» (список прилагается).
Итак, пандемия COVID-19 не только испытывает психологическую устойчивость граждан, но и тестирует весь арсенал отечественных журналистов. Последние — в борьбе за взволнованного читателя — успокаивают его незатейливыми тестами и карточками, параллельно пытаясь заинтересовать эксклюзивными колонками, экспериментами и, надеемся, уже скоро качественными расследованиями. Похоже, пока вся страна учится жить в режиме чрезвычайного положения и карантина, казахстанские медиа тоже обретают бесценный опыт, пытаясь конкурировать уже не столько друг с другом, сколько с лучшими мировыми изданиями.