Таджикские депутаты приняли поправки в Уголовный и Административный кодексы страны, в которых, помимо всего прочего, предусмотрены штрафы для СМИ, которые распространяют «неточную» и «неправдивую» информацию о пандемии COVID-19. Денежные взыскания за распространение такой информации рискуют получить и физические лица. «Новый репортёр» вместе с таджикистанским медиаюристом Ранжетом Ятимовым попытался разобраться в нововведениях.
Что случилось?
Вчера, 10 июня, на заседании нижней палаты парламента Таджикистана депутаты приняли поправки в Уголовный и Административный кодексы страны. В новых поправках к Уголовному кодексу ввели наказание «за умышленное распространение инфекционных заболеваний», в поправках к Административному предусмотрели наказание за несоблюдение социальной дистанции и отказ от масок в общественных местах.
Кроме того, депутаты приняли поправки в Кодекс административных нарушений страны, касающиеся журналистов, блогеров и гражданских активистов. Теперь за распространение «неточной» и «неправдивой» информации через СМИ или c использованием сети интернет о пандемии COVID-19 предусмотрены штрафные санкции — от 580 сомони ($58) для физических лиц и до 11,6 тысячи сомони ($1160) — для юридических.
Кто и как будет проводить замеры «точности и правдивости» информации в СМИ?
Экспертной комиссии нет. Скорее всего, «точной» и «правдивой» информацией будут считаться только те данные, которые предоставляют государственные структуры — Минздрав и все подразделения, которые ему подчиняются, республиканский штаб по борьбе с коронавирусом. Вся остальная информация, касающаяся COVID-19, будет считаться неточной и неправдивой. Контролировать этот процесс будут правоохранительные органы, которые имеют право составлять протоколы, причём Минздрав может инициировать привлечение к ответственности, если будет опубликована информация, которая не соответствует данным самого министерства. Например, ссылки на сайт активистов, на котором собирается альтернативная статистика о погибших от COVID-19, согласно новым поправкам теперь будут наказываться штрафами.
Если в медиа допущена неточность в данных, тоже сразу штраф?
Законодатели перед внесением изменений или дополнений в законодательство должны руководствоваться принципами гуманности. И за нарушение, которое совершается впервые, можно применить и предупреждение. Например, неточность в медиа может быть допущена из-за технической ошибки или человеческого фактора, и за это не следует сразу наказывать СМИ штрафом, в первый раз лучше вынести предупреждение и только при повторном случае — штраф. Но из той информации о принятых поправках, которая есть сейчас, непонятно, как это будет происходить на практике.
Могут ли быть привлечены к ответственности пользователи социальных сетей, публикующие информацию, которая не соответствуют данным Минздрава?
Могут. В 2018 году в статью 179 Уголовного кодекса Таджикистана «О публичных призывах к совершению преступлений террористического характера и (или) публичном оправдании террористической деятельности» добавили словосочетание «в сети интернет». И обычные пользователи соцсетей стали получать тюремные сроки за лайки, комментарии и распространение. Нынешние поправки к уголовным наказаниям не приведут, но если пользователь напишет пост или комментарий, в которых будет содержаться информация, не совпадающая с официальными данными, или будет распространять такую информацию, он может попасть под санкции новых поправок. То есть все те пользовательские видеосюжеты в соцсетях, за которыми мы следили с момента начала эпидемии COVID-19 в Таджикистане, после новых поправок будут наказываться штрафами.
Как быть с респондентами, которые говорят журналистам или пишут в социальных сетях о том, что у них COVID-19? Можно ли без последствий использовать эти цитаты или необходимо запросить справку из больницы с подтверждённым диагнозом?
Использовать такую информацию в медиа или в публикациях в соцсетях можно, только если есть подтверждающий документ — справка о наличии болезни. В противном случае информация может быть расценена как недостоверная и неправдивая, и за неё могут оштрафовать и респондента, и журналиста.
Если СМИ будут использовать формулировку «предположительно заражён COVID-19», защитит ли их это?
Если это предположение выскажет официальный и компетентный эксперт. Журналист не может предполагать или предугадать заражения. За собственное предположение журналист будет нести ответственность.
Как быть с материалами зарубежных коллег? Допускается ли перепубликация аналитической статьи со ссылкой на источник информации, в которой содержатся данные, отличные от официальных?
Ссылка на источник освобождает от ответственности журналиста. Ответственность несёт первоисточник. Если СМИ использует чужую информацию и ссылается на источник, то ответственность не наступит. Однако в этом же материале зарубежные данные можно сравнивать с официальными данными Минздрава Таджикистана.
Будут ли выписаны штрафы, если фактчекеры опровергнут официальные данные, а СМИ или блогеры опубликуют результат их работы?
За такие публикации штрафы, скорее всего, будут, потому что фактчекерам придётся использовать для своего анализа не только официальную статистику, но и данные из сторонних ресурсов, которые могут быть расценены как неточные и неправдивые. Впрочем, всё будет зависеть от того, как на практике будут работать новые поправки в нормативно-правовые акты.