Новая кыргызская революция, «Борат-2» и будет ли опять локдаун в РК? Мониторинг итоговых ТВ-программ 5-11 октября

0
74

Абсолютно все итоговые программы на этой неделе посчитали самой важной новостью рассуждения властей Казахстана, при каких обстоятельствах в республике снова могли бы ввести жёсткий карантин. Президент Токаев в одном своём выступлении наговорил сразу на несколько сюжетов.

Главная зарубежная новость на наших каналах в минувшие семь дней — конечно, революция (или беспорядки?) в Кыргызстане. Собственно, наши журналисты и искали ответ на вопрос «что там снова произошло» — кто-то более успешно, кто-то менее.

Эксклюзивы на этой неделе тоже были любопытные. «Большие новости» рассказали, почему «Борат-2» — это не про Казахстан (или лучше бы про Казахстан? или нет?), «Аналитика» сняла хороший сюжет про то, почему наши соотечественники едят так мало рыбы, «7 кун» ничего ярче материала про Абая и Назарбаева не выдал (но хотя бы объяснил, что такое праймериз), а Apta подняла проблемы фермеров, которые выращивают хлопок.

«Большие новости», КТК

Программа началась с анонсов, в которых английского комика Сашу Барона Коэна почему-то называют американским. Оговорка? Ждём сюжета.

Основная часть открывается блоком про то, как Касым-Жомарт Токаев на этой неделе «придал ускорения» чиновникам: поручил снизить цены на маски и тесты на ковид, выплатить компенсации медикам и птицеводам и так далее.

Вторая тема выпуска — события в Кыргызстане, специальный репортаж на эту тему сняла бывшая жительница Бишкека, ныне алматинский корреспондент новостей КТК Ирина Криштоп, которая помнит и первые два переворота. Как объяснил в подводке ведущий Алексей Рыблов, они попытались понять, почему «в Беларуси митингуют уже два месяца, а кыргызы справились за одну ночь, и справились ли?». Понять вроде получилось. В материале — очень трогательные детали, о которых за дымовой завесой «большой политики» забыли другие программы: как народные дружинники защищали живым щитом отели и ТРЦ, а простые люди пытались всучить им деньги «на бензин», как дружинников кормят волонтёры, а продукты им привозят всё те же «неравнодушные граждане». Кроме этого, в материале — полная информация о том, что творилось в стране всю неделю, и чёткие и ясные комментарии политологов, несколько ярких рассказов очевидцев. Однако комментариев действующей власти не хватало.

Коммунисты предлагают снизить пенсионный возраст — на эту тему следующий сюжет. В самом начале — два героя: женщине до пенсии ещё 11 лет, мужчине — восемь месяцев. Если с мужчиной всё более-менее понятно, то с женщиной не очень. Она жалуется скорее не на то, что ей уже хочется на пенсию (или она сама хочет выбирать, когда ей выходить на пенсию), а на то, что работодатели охотнее берут молодых сотрудников. Журналисту бы задать простой вопрос: а если вам сейчас разрешат выйти на пенсию, вы на эту пенсию проживёте? Иначе непонятно, к чему вообще была её история. Но в целом сюжет полный, информационно насыщенный, понятный. Вспомнили даже экс-министра труда Серика Абденова, мистера «патамушта, патамушта».

Казахстанцы требуют запретить показ фильма «Борат-2», создали для этого специальную петицию, а авторы программы решили выяснить, о чём на самом деле это кино. И да, английского комика Коэна по-прежнему упорно называют американским, то есть это не случайность, а именно информационная ошибка. Но сюжет отличный, слово дали всем сторонам, и авторы его задают правильные вопросы: почему петиция про Бората собирает больше подписей, чем петиции против казахстанцев, которые бьют своих детей, жён, забивают палками тюленей? И почему людям не понятно, что этот фильм — сатира не на Казахстан (где Саша Барон Коэн и не был никогда), а на Америку? «Фильм даёт неправильное представление о Казахстане, но правильное представление было бы гораздо хуже», — говорит в сюжете кинокритик Карим Кадырбаев, и ужас в том, что с ним, наверное, трудно не согласиться.

https://youtu.be/OHmBisj4y4Y

«7 кун», «Хабар»

«7 кун» начался с коронавируса и совещания у президента по подготовке ко второй волне. От поручений президента ускорить вакцинацию и выделить деньги семьям погибших медиков перешли к другим темам — новым рабочим местам, птичьему гриппу, битве за урожай, а потом опять вернулись к ковиду. Получился большой материал с несколькими президентскими цитатами и архивной картинкой.

«Кыргызстану не до второй волны пандемии, в стране — политический кризис», — переходит ведущий программы ко второму материалу выпуска. Сюжет о событиях в Кыргызстане приводит хронологию протестов. Включён комментарий действующего президента Сооронбая Жээнбекова (тут очень интересно следующее: например, КТК и «Первый канал Евразия» дают в материалах на эту тему комментарии кого угодно, кроме Жээнбекова). События комментируют казахстанские политологи. В одном из интервью директор института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов говорит, что нестабильность может привести к уходу иностранных инвесторов из Казахстана. Или речь идёт о каких-то кыргызских инвесторах — правда, их названий и вообще информации об этом в материале нет, — или с наименованиями стран вышла путаница.

«Разбой, мародёрство, вредительство и уничтожение бизнеса», — так называет ведущий Александр Трухачёв события в Кыргызстане, он не подкрепляет это заявлениями милиции или политиков, передаёт слово журналисту из Бишкека Бахыту Чермашеву. Нам обещают интервью с предпринимателями, но по факту он (предприниматель) в материале один — директор рынка Дордой, остальные — общественники, чиновники, политологи.

«7 кун» посвятила отдельный материал статье первого президента Казахстана «Духовное завещание Абая», где Назарбаев рассказывает, как мысли поэта помогали ему в переломные моменты. Правда, из самого сюжета не очень понятна логическая связь между Назарбаевым, Абаем и Токаевым, рекомендуем прочитать саму статью.

Создание международного агентства по биологической безопасности обсуждал Токаев на встрече Генассамблеи ООН, а «Хабар» посвятил сюжет тому, как в мире восприняли «очередную глобальную инициативу главы Казахстана». Это должна быть сеть региональных институтов, которые будут наблюдать за вспышками неизвестных заболеваний, а если они появятся — предупреждать мир. Сюжет довольно жуткий, со страшными кадрами. Так нам рассказывают, что Казахстан не в первый раз предлагает глобальные меры безопасности, и мир — многочисленные иностранные эксперты из сюжета — нас в этом поддерживает. Точку ставит финальный штамп: «Предупреждён — значит, вооружён».

Короткая заметка про итоги праймериз началась с объяснения, что это такое. Мы ждали этого в прошлый раз, когда о праймериз говорили подробнее, и вот — ура! — дождались. Мини-материал стал подводкой к эксклюзивному интервью с первым замом руководителя партии Nur Otan Бауыржаном Байбеком. Ведущий спрашивал, удалось ли обновить ряды партии? Удалось. Не слишком ли обновились ряды? Не слишком. В общем, праймериз прошли успешно, а каверзных или хотя бы интересных вопросов мы не услышали.

Заключительный сюжет по традиции посвящён госпрограммам. На этой неделе — «Дорожная карта занятости». И, по традиции, в этой рубрике нет ни единого ответа на вопросы, которые могут возникнуть у простых людей: понятно, что программа работает, люди довольны и всё хорошо, но что за программа? В чём её смысл? Для кого она полезна? Такое ощущение, что эта рубрика… простите, для членов Nur Otan. Или она правда для них и делается?

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Программа началась с материала о том, как за границей растёт количество заболевших коронавирусом, и как у нас собираются бороться со второй волной (если она к нам придёт) на примерах поручений Токаева. Сюжет информационно насыщен, но крайне дидактичен: тут и про «доверие общества к властям», и про то, что нарушение карантинных ограничений — это преступление против того самого общества. Представителей общества при этом ни о чём не спросили.

В следующем блоке ведущая программы долго сетовала, что Нацбанк уже вторую неделю не отвечает на их запросы, касающиеся кредитной амнистии и снижении ставок. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка авторов программы тоже долго «завтраками» кормило, но наконец-то ответило на вопросы — сколько и кому на сегодняшний день должны казахстанцы. Журналисты, наверное, так обрадовались, что, готовя инфографику, несколько завысили количество жителей нашей страны, у которых есть обязательства перед кредиторами: написали триллион вместо миллиона.

Материал про то, как в казахстанские тюрьмы пытаются проносить разного рода запрещёнку, — не столько про саму запрещёнку и методы её проноса, сколько про доблесть сотрудников КУИС. Нам в самом начале сюжета так и говорят прямым текстом: в тюрьмах к такому — «нулевая терпимость». Хотя каждому ведь ясно, что это только в идеале. Текст агитки написан примерно таким же языком, которым пользуются герои агитки: в нём то и дело встречаются выражения вроде «адаптировать ограждения к современным реалиям» или «поддержание правильной атмосферы перевоспитания внутри колонии».

Сюжет про кибербуллинг начинается с креативного стендапа — приятно посмотреть. Самая первая история — про парня, от имени которого кто-то создал страничку с предложением оказывать интимные услуги мужчинам. «Хулигана» в итоге нашли, жертва кибербуллинга решила его не наказывать и… Это конец истории. Самое интересное нам не рассказали: кто был этот «хулиган», зачем это всё устроил, почему парень пошёл с ним на мировую? Просто детектив без развязки! В остальном автор препарировала проблему со всех сторон, материал получился полный и полезный.

Автор сюжета про перспективы и настоящее рыбной промышленности в Казахстане тоже осветил проблему со всех сторон — рассказал и про планы чиновников, и про высокие цены, и про бизнесменов, которые уже успешно разводят рыбу, и людям не забыл задать вопрос-другой. Отдельно хочется похвалить качество картинки. После такого сюжета задумываешься: и правда, что-то маловато такой полезной рыбы мы едим. Да, дорого, но, может, как-то извернуться? Мясо-то ведь тоже не самое дешёвое у нас.

Сюжет про очередной «переворот» в Кыргызстане был последним по вёрстке, зато длился 10 минут. Автор материала начала его с пересказа событий переворотов предыдущих. Откровенно оценочных суждений избежать удалось, но тон материала всё равно был понятен из фраз вроде «мирно высказать своё мнение не удалось» и размышлений о войне кланов. Также в который раз напоминаем коллегам, что названия городов склоняются: «житель г. Бишкека», а не «житель г. Бишкек».

Apta, QAZAQSTAN

Программа началась со статистики по COVID-19 и информации, что люди не соблюдают карантинный режим, и эти факты выявляются через рейды в городах.

Президент Токаев провёл совещание по подготовке ко второй волне коронавируса в Казахстане. На эту тему сделали полный и информационно насыщенный сюжет, в котором рассказали про врачей, которые не получили компенсаций.

Кыргызстан — тематически второй в вёрстке: в сюжете дали слово гражданским активистам, экспертам, упомянули о 19-летнем парне, который «умер от ран, полученных во время столкновения с милицией на митингах».

Как прошли праймериз Nur Otan? На эту тему поговорили в интервью с секретарём партии Nur Otan Арманом Кырыкбаевым. Он рассказал, как хорошо прошли праймериз, и что будет с теми, которые их выиграли.

Дехкане южного региона, которые выращивают хлопок, недовольны тем, по какой цене у них покупают продукцию: эти деньги едва покрывают расходы на выращивание белого золота. Получился полный сюжет со комментариями всех сторон.

Поводом для следующего сюжета стало видео из Казгуртского района Туркестанской области, на котором отец жестоко избивает сына. Главная героиня материала — мать шестерых детей, которая живёт в кризисном центре. Муж пьёт, избивает и её, и малышей. В сюжете много комментариев психолога, который ищет причину, почему взрослые бьют детей, и как это влияет на их будущее.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь