Нынешний телевизионный сезон наконец-то украсил медиапроект, способный привлечь интерес граждан к общественно-политической повестке. Ток-шоу «Неге?» на «31 канале» выходило семь месяцев, но после предвыборного шума исчезло из сетки вещания при загадочных для зрителя обстоятельствах. Медиакритик «Нового репортёра» Анар Бекбасова посмотрела несколько выпусков и попыталась разобраться, что произошло.
Почти настоящее политическое ток-шоу
Летом прошлого года авторы ток-шоу «Неге?» очень громко заявили о себе, сообщив на официальном сайте, что цель проекта — наладить диалог между властью и народом. Впервые за последние годы в эфире республиканского телеканала стали говорить о митингах, оппозиции, протестных настроениях, проявлениях национализма, архаизации сознания граждан, разбираться в причинах социально-политических проблем, скрывать которые уже невозможно. Такой проект стал нужен власти, ведь предстоящие парламентские выборы требовали хотя бы какой-то электоральной активности.
Представители партии Nur Otan, утратившей за последние годы доверие некоторой доли электората, были частыми гостями «Неге?», где обещали конструктив, перемены к лучшему. Фигура известного политолога, ныне нуротановца Айдоса Сарыма действительно привлекла внимание, ведь он смог публично вступить в диалог с гостями, критически оценивающими действия власти. Раньше Nur Otan ограничивалась лишь пропагандистскими лозунгами. По сути, благодаря «Неге?» дискуссии из Facebook впервые перенеслись на телевизионную площадку. В студию приглашали даже оппозиционного политика Рысбека Сарсенбайулы, что прежде на телевидении было практически недопустимо.
Можно упрекнуть авторов проекта в отсутствии жарких баталий, по-настоящему острых дискуссий, но ничего подобного нет и в реальной политической системе — какая политика, такое и шоу. Вряд ли на этой площадке удалось по-настоящему наладить связь власти с народом. Но то, как это было сделано, заслуживает похвал. Когда из-за жёсткой цензуры культура общественных дискуссий практически сходит на нет, политические ток-шоу обычно напоминают театрализованную постановку, и все с этим смирились. Зритель давно нуждался в деловых, культурных обсуждениях серьёзных вопросов. Подбор гостей, следование реальной информационной повестке, постановка актуальных вопросов, их обсуждение без купюр вели зрителя к экрану даже в воскресный ночной эфир.
Ведущий и гости
Успех любого ток-шоу значительно зависит и от стиля ведущего, его харизмы и знания вопроса. Ерканат Копжасарулы выполнил свою работу если не на отлично, то на четвёрку точно. Естественные манеры, лёгкость, простота, отсутствие напыщенности и актёрской игры, присущей многим казахстанским телеведущим, подкупают зрителя мгновенно. Ему не всегда удаётся держать ситуацию и не выпадать из дискуссии, это особенно прослеживалось в выпуске о проблемах журналистики, когда один из участников, которому не понравились доводы оппонента, перешёл на личности. Но в целом со своей задачей Копжасарулы справился.
Редакция не побоялась открыто осветить даже проблемы замалчивания в прессе значимых для общества вопросов, пригласив в студию сотрудников государственных СМИ и журналистов, работающих в независимом поле, очевидно, понимая, что камни могут прилететь и в их собственный огород. Наблюдая за каждым выпуском, зритель рассматривал общество в разрезе, и даже если не получал прямого ответа на вопрос «почему?», то учился задавать его, анализировать самостоятельно, обнаруживая взаимосвязь, казалось бы, сильно отдалённых от политики (во всяком случае, в Казахстане) проблем, таких как права женщин, распространение коронавируса или ситуация в киноиндустрии.
Без разрешения «сверху» такое ток-шоу в казахстанских условиях было бы невозможно. Но даже это временное послабление показало, что казахоязычные журналисты могут создавать качественный медиаконтент вопреки идее о том, что их профессионализм стремительно регрессирует. Прессе нужна лишь свобода. Конечно, семь месяцев — очень маленький срок для завоевания по-настоящему большой аудитории. Ведь зритель давно отвык от того, что телевизор вообще может показывать что-то стоящее.
Интересно наблюдать за зрительским интересом в YouTube. Самые просматриваемые выпуски «Неге?» на данный момент: «Опасен ли салафизм?» — 212 тысяч просмотров; «Есть ли польза от цветных революций?» — 144 тысячи; выпуск «Решают ли митинги проблемы народа?» просмотрели более 130 тысяч раз.
Заметно, что власти максимально использовали площадку «Неге?», особенно если обратить внимание на выпуск «Как провести честные выборы», где из четырёх гостей двое — члены партии Nur Otan, известные политологи Айдос Сарым и Ерлан Саиров.
Если рассматривать все выпуски «Неге?» как цельный медиапродукт из 27 часовых серий, то его кульминация случилась ближе к концу, почти за месяц до парламентских выборов, когда в студии обсуждали проблемы партий, не входящих в парламент. Телевизионная дискуссия на политическую тему не должна превращаться в балаган, но именно это и произошло, когда два гостя затеяли драку.
Раньше считалось, что драка в студии — большая удача для телешоу, ведь она притягивает к экрану не только интеллигентную аудиторию, но и всю остальную. Только в этом случае, несмотря на активный промоушн в социальных сетях, она не нашла ожидаемого отклика у зрителей. Удобный для восприятия 30-секундный ролик в YouTube набрал меньше 127 тысяч просмотров, в то время как клипы на политические темы «Ирины Кайратовны» смотрят миллионы.
Идеологи Акорды опоздали. В Казахстане давно пора менять информационную политику и позволить развивать жанр конструктивных политических дискуссий. Телевизионные скандалы в стиле девяностых уже мало кого интересуют.
5 января директор информационных программ «31 канала» Болат Мурсалим с сожалением сообщил на своей странице в Facebook, что производство «Неге?» решено приостановить «из-за низких рейтингов».