Что будет, если маму и дочь сковать одной цепью, и не в образном выражении (речь не о кровных узах), а буквально? Это завязка реалити-шоу «Она қизим» на телеканале Sevimli TV. Медиакритик «Нового репортёра» Навруз Хуррамов посмотрел новую для узбекского телевидения программу.
«Она қизим» в смысловом в переводе с узбекского языка означает «Доченька моя». В течение 50 минут шоу мать и дочь-подросток пытаются понять друг друга, разрешить противоречия и, если это необходимо, вернуть утраченную связь. Мы видим смонтированные в одну передачу три дня жизни матери и дочери. Один день они живут по правилам мамы, в другой — так, как хочет дочь, на третий — ищут компромисс.
Похожее реалити в 2019-м шло на российском телеканале «Ю». Правда, там, чтобы придать шоу драматизма, верёвку каждый день укорачивали, так что в конце передачи между мамой и дочкой было уже только 20 сантиметров. Также в варианте «Ю» каждый из участников мог разорвать цепь, и тогда получалось, что близкие люди не смогли найти компромисс и понять друг друга. В программе «Она қизим» от этих драматургических, а иногда и драматических ходов отказались. По сути, зрителю нечего переживать, найдут героини общий язык или нет, потому что в узбекском варианте есть ещё две героини — психологи шоу. Паризода Курахмедова и Азиза Тошхужаева — специалисты высшей категории — перед камерой обсуждают конфликтные ситуации, формируют специальные задания для совместного выполнения участницами, проводят сеансы психоанализа. В общем, это шоу можно было бы назвать «Мама, дочка и психологи», потому что эфирное время у них практически равное.
Такой подход помогает поднимать в реалити-шоу темы, которые не типичны для узбекского телевидения. Героинями уже первого шоу стала семья, отношения в которой разладились после развода матери с отцом дочери. 17-летняя Севинч говорит о раздражительности матери, они не всегда понимают друг друга. У девушки не сложились отношения с отчимом. Потом мы узнаём, что он избивал жену, и мама Севинч, по сути, была жертвой домашнего насилия. Женщина развелась со вторым мужем и сейчас пытается наладить взаимоотношения с детьми. В такой сложной ситуации без помощи психолога вряд ли вообще что-то можно сделать. И мы видим, как меняются героини реалити за несколько дней.
Это также одна из немногих программ в Узбекистане, где нет прямой связи «девушка — будущая невестка». Правда, в каждой программе и мать, и дочь вместе на кухне, но на этом жизнь не заканчивается.
Так, 10 марта, в День мамы, героини отправились на курсы английского языка, затем в кружок, где обучают танцам. А в свой день дочь повела маму на самбо, давая понять, чем она хотела бы заняться, хотя этот вид спорта традиционно считается не женским. Иначе говоря, посыл в том, что образование, физическое развитие и здоровый образ жизни — важные моменты воспитания девушки-подростка в современном Узбекистане.
Меняются отношения между героинями благодаря опыту, который они получают вместе. В первой программе мама и дочь отправляются на скалодром, во второй — испытывают тарзанку, в третьей идут в квест-комнату, а в четвёртой дочь идёт выступать на улице (!). В этом, безусловно, эффектном ходе и украшении шоу заложена и опасность для будущих выпусков: а много ли есть таких мест, где участницы могут совместно получить порцию адреналина? И интересно, как дальше с этим будут справляться авторы проекта.
У узбекских телевизионщиков получился свой и достаточно самобытный продукт. Первый выпуск шоу собрал 30 тысяч просмотров, а четвёртый — уже 120 тысяч. Стоит отметить качественную работу операторов программы, они мастерски работают в разных локациях, и, несмотря на то, что многое снято в движении, картинка очень качественная и сочная.
В титрах «Она қизим» не указывается, что формат заимствован у телеканала «Ю»; впрочем, есть и другие международные примеры реалити об отношениях матери и дочери. Например, The Mother/Daughter Experiment: Celebrity Edition, где психолог помогает решить проблемы знаменитых матерей и дочерей. Или sMothered, где события реалити удивительны настолько по-киношному, что создателей обвиняют в съёмках по сценарию.
«Она қизим» отличается от зарубежных аналогов ещё и тем, что в конце программы — гарантированный хэппи энд: мама и дочь обнимутся и будут дальше жить счастливо. Сильная или слабая это сторона для реалити-шоу — решать зрителю.