Животные, черви, жуки: какие эпитеты антигероям подбирают СМИ в Таджикистане

0
567

В Таджикистане с прошлого года идёт обсуждение обновлённых журналистских этических норм. Дискуссию ведёт Совет по СМИ — независимая организация, которая занимается защитой журналистов и мониторингом медиа. Тем временем, местные журналисты продолжают активно нарушать существующий свод этических правил: не сдерживают себя при описании антигероев, игнорируют презумпцию невиновности, не маркируют рекламный контент.

«Новый репортёр» прочитал прошлогодние отчёты по мониторингу Совета по СМИ, который охватывает 44 печатных и онлайн-медиа, и выбрал из документа самые частые нарушения.

«Кто должен контролировать поведение «червей» и «жуков», которые разрушают нашу духовность?», — задаётся вопросом журналист издания «Ҷавонони Тоҷикистон» («Молодежь Таджикистана») в материале под заголовком «Таджикский YouTube». «Черви» и «жуки» — это местные блогеры. Одна из главных претензий автора к ним заключается в том, что ютьюберы не соблюдают высокие стандарты литературного таджикского языка, используя в своём контенте вместо высокого стиля «базарную» речь.

В тексте приводится и мнение социолога, который успокаивает журналиста, указывая на то, что в сельской местности (70 % населения Таджикистана живёт в сельской местности — прим. авт.) интернета практически нет, и влияние соцсетей там минимально. Заканчивается текст стихами таджикского классика Лоика Шерали о ценности родного языка и призывами к родителям и учителям защитить детей от тлетворного влияния YouTube.

Этот текст на сайте «Ҷавонони Тоҷикистон» был опубликован в августе прошлого года и сразу же попал в мониторинг Совета по СМИ, в котором специалисты отмечают нарушения этических норм. По мнению мониторщиков, журналист этого издания нарушил пункт 7 «Защита чести и достоинства личности», который не допускает использование непристойных, ругательных слов в отношении любого человека.

Это нарушение стало одним из почти четырёхсот, обнаруженных за 10 месяцев прошлого года Советом по СМИ. Седьмой пункт журналисты из медиа, за которыми следят мониторщики, нарушили за этот период 19 раз. И, например, кроме оскорблений в адрес блогеров, медиа нелестно отзывались и о таких людях, как бывший президент России Борис Ельцин. Его в статье про то, как Запад пытается помешать жизни «миролюбивым» странам СНГ, журналисты из издания «СССР» назвали алкоголиком. И с нарушением 7 пункта этических норм тоже попали на «доску почёта» Совета по СМИ.

Скриншот сайта «СССР»

В другом материале под авторством главного редактора издания Сайёфа Мизроба, в котором журналист вспоминает покойного ветерана Великой Отечественной войны бобои Гулома, используется почти матерное для таджикского языка выражение. Журналист пытается показать честность ветерана: он, несмотря на советские стереотипы, описывал немцев сильными противниками, которые могли сделать с матерями советских солдат всё, что заблагорассудится.

В таком же стиле журналисты из «СССР» рассказывали и про пранкеров, которые переодели подростка с ментальными особенностями в женскую одежду и издевались над ним перед камерой (!). Пранкерами, к счастью, занялась милиция, но журналисты из «СССР» вдогонку успели обозвать их «животными».

Кстати, издание «СССР» — это и печатная версия газеты, и вебсайт — стабильно находится в лидерах рейтингов нарушителей, которые составляет Совет по СМИ. И чаще всего они попадают в поле зрения мониторщиков именно из-за привычки оскорблять персонажей своих публикаций. Например, в позапрошлом году предпринимателей из сферы торговли журналисты из «СССР» называли «паразитами», а подозреваемых в совершении преступлений — «незаконнорожденными» и «мерзкими» (газета «СССР», № 34, 22.08.2019).

При этом себя издание «СССР» позиционирует как общественно-политическое СМИ.

Пресс-релизы на все случаи жизни

Но самое частое нарушение, которое позволяют себе медиа в Таджикистане, — это отсутствие маркировки коммерческого контента. На его долю стабильно приходится почти половина всех случаев несоблюдения журналистских этических норм. Мониторщики Совета включают в свои отчёты пачки немаркированного коммерческого контента, который появляется в печатных и онлайн-медиа. Например, на сайте онлайн-издания «Авеста» за один только август прошлого года было опубликовано 19 (!) материалов с позитивными сообщениями о работе двух сотовых компаний Таджикистана и без указания характера этого контента. Например, издание рассказывало про новый сервис для общения между абонентами, подробно писало о том, как сотовая компания развивает 4G на севере Таджикистана, и подписывало эти материалы как авторские.

Кстати, такое пренебрежение к маркировке рекламного контента является не только нарушением этических норм («Несовместимость творчества с коммерцией и рекламой», пункт 12), но и закона Таджикистана «О рекламе». В статье 5 этого документа говорится, что СМИ запрещается получение денег за размещение рекламы как информационного, так и редакторского или авторского материала без указания единственно возможной формулировки — «на правах рекламы».

Скриншот сайта «Авеста»

Впрочем, кроме издания «Авеста», халатно к маркировке относятся и многие другие СМИ. В прошлогодний августовский отчёт Совета попал и сайт издания «Фараж», который опубликовал 15 материалов, посвящённых успешной работе банков и сотовых компаний, и не указал, что контент платный. В этих материалах журналисты, например, рассказывали о новых тарифах сотовой компании или об открытии новых банковских офисов. В строке «автор» было указано «Фараж», так издание маркирует и свой авторский контент.

Есть в отчёте Совета по СМИ и популярное издание «Азия-Плюс». Только, в отличие от своих коллег из других медиа, журналисты этого сайта пытаются как-то выделять коммерческий контент из авторского, используя при его публикации формулировки «официальный пресс-релиз» или «промо», что, по мнению мониторщиков Совета, также позволяет вносить издание в списки нарушителей пункта 12.

Кстати, таким же приёмом пользуется и издание «Вечёрка»: в отчёте Совета по СМИ за август 2020 года отмечен 21 материал, в котором авторы сообщают о преимуществах коммерческих компаний, но весь этот контент подписан «официальный пресс-релиз».

Причем не маркируют медиа Таджикистана не только рекламные сообщения коммерческих структур, но и государственных. В июле прошлого года издание «Фараж» с упоением рассказывало о местном институте физической культуры и плюсах учёбы в нем, а электронная версия газеты «Точикистон» в августе прошлого года выпустило комплиментарное интервью губернатора Согдийской области. В обоих случаях журналисты подписывали контент как авторский, за что и попали в отчёт Совета.

Плагиат и функции судей

Ещё одна нелюбимая этическая норма у таджикистанских журналистов — «Недопущение плагиата». Чаще всего это правило нарушают газеты, они перепечатывают целые тексты из других медиа, иногда меняя заголовки, сокращая материалы, иногда оставляя их в первоначальном виде, но предпочитая не указывать настоящих авторов. Причём государственные СМИ воруют контент у государственных, независимые — у независимых.

В ноябре 2020 года региональная газета «Бадахшон» без указания источника публиковала у себя тексты, взятые на сайте президента Таджикистана и в государственной газете «Садои Мардум» (№ 44 (10830), № 45 (10831)). В этот же период другая региональная газета, «Ҳақиқати Суғд» («Согдийская правда»), перепечатывала тексты национального информагентства «Ховар» (№ 135 (18284)) и тоже не называла авторов.

Скриншот сайта «Точикистон»

Независимые СМИ чаще всего предпочитают присваивать себе контент зарубежных изданий — «Радио Озоди» или «Sputnik Таджикистан», а также местного издания «Азия-Плюс». Так, сайт газеты «Точикистон» забрал себе материал «Радио Озоди» про Зухал Афзалшоеву, которая наблюдала за выборами президента США. В тексте на сайте «Точикистона» оригинальное сообщение было слегка подкорректировано и выдано за авторский контент. Контентом «Радио Озоди» без ссылки на издание пользуется и независимая газета «Пайк» из Куляба: в августовском выпуске (№ 29 (331)) журналисты опубликовали сразу два текста своих коллег о беглом командире ОМОНа и пострадавшем при падении крана душанбинце.

Ещё некоторые журналисты в Таджикистане любят выступать в качестве судей. Правило соблюдать презумпцию невиновности и не называть до суда человека преступником игнорируется с завидным постоянством. Например, в сообщении издания «Точикистон» мужчина, которого только задержала полиция, уже объявлен журналистами убийцей своей жены, в другом тексте авторы назвали задержанного врача взяточником — и тоже до суда.

Такие мониторинги Совет по СМИ ведёт с перерывами, начиная с 2009 года. С того момента, как все медиа, которые теперь фигурируют в отчётах организации как нарушители, добровольно подписали этические нормы и обязались соблюдать их в своей повседневной работе. У Совета по СМИ не было и нет рычагов давления на нарушителей, и максимум, что они могут сделать, так это публично указать на игнорирование правил. Всё остальное за них должна делать аудитория, которая выбирает качественное СМИ и отказывается от некачественного. По сути, так и происходит: самые успешные медиа в Таджикистане появляются в отчёте Совета гораздо реже, чем те, которые демонстрируют своё неуместное остроумие и не уважают людей, которым оно предназначается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь