Медиа диаспор: немцы Казахстана

0
30

В Казахстане есть разной численности диаспоры — и, соответственно, медиа, которые они создают, а потом сами же читают и смотрят. Разговор о национальных медиа страны с немцев Казахстана начинает медиакритик Газинур Гиздатов.

Уже оказались забытыми традиционные СМИ и телепередачи на языках разных национальностей, созданные ещё в советском Казахстане и интересные тогда многим. В независимой республике всё это сначала исчезло, а потом начало заново создаваться. При этом сохранились не только достоинства прошлого, но и советские стереотипы в подаче информационных материалов на национальную тему.

Формальный медиаконтент

С одной стороны, есть у нас Ассамблея народа Казахстана (АНК), но медийно она обнаруживается лишь по праздникам и во время предвыборных кампаний. На сайте Ассамблеи есть рубрики «Медиаконтент» и «Мультимедиа» с весьма скромным наполнением. Сайт на русском языке оформлен несколько неряшливо: так, на странице, где перечислены 11 СМИ этно-национальных объединений, приходится, например, только гадать по поводу фамилии редактора литературно-художественного журнала «Нубар» Ирины Петровны (так она и обозначена). Рубрика журналов заканчивается их PDF-версиями за 2016 год, при этом тщетно вы будете искать на портале Ассамблеи перечень самих сайтов этно-объединений. Контент раздела «Видео» ограничен новостными сюжетами других информационных порталов, материалов самих этно-объединений, и в скромной пропорции присутствует своя видеопродукция.

С другой стороны, наибольший интерес вызывают материалы, предлагаемые в СМИ этно-объединений. В каких-то случаях этот контент создаётся профессиональными журналистами, в других — силами самих активистов общественных объединений, но тоже попадает в общую медиакопилку.

Богаче всего этот контент у немецкой диаспоры. У неё есть информационный портал Wiedergeburt, есть YouTube-канал Немцы Казахстана, есть республиканская газета Deutsche Allgemeine Zeitung («Немецкая газета для всех»), есть аккаунт Союза немецкой молодёжи Казахстана в Instagram. Подход более чем оправданный: эти СМИ позволяют охватить все целевые группы диаспоры — от более возрастной аудитории, привыкшей к бумажной газете, до молодёжи, воспринимающей как главный источник информации социальные сети.

YouTube, газета и Instagram

Рубрика «Медиатека» YouTube-канала предлагает каждый месяц по три-четыре новых видеоматериала. Основной жанр — это интервью с разными людьми. Наиболее интересными, а порой и трогательными получаются те выпуски, в которых мы не видим интервьюера, а есть только монолог героя. Такими стали последние выпуски: «Ирина Соколовская: «Молодёжь пусть не боится!»» или же «Вольдемар Айфельд: быть уникальным казахом мне удалось!».

Выстроенные таким образом беседы с героями воспринимаются как личные истории, которые без лишнего пафоса представляют не столько себя, сколько своё время и своё место в нём. Это честные монологи: герои раскованы, порой открыты до предела. Самые известные «немецкие стереотипы» — честность, тщательность и самодостаточность — становятся очевидными в личной видеоистории. Заметим, что только интервью этого канала, ограниченные 10 минутами, с минимальным закадровым текстом и без долгих вопросов журналиста, воспринимаются профессиональными. В них разбивка видео на блоки: «Автобиография», «О немецких традициях», «О немецких качествах» и далее придаёт и зрелищность, и динамику. Во всех иных случаях герой «тонет» при содействии журналиста-интервьюера в лишних деталях в растянутом до 20 минут сюжете.

На канале есть и собственно культурно-этнографические материалы в рубрике «Семейные ценности в традиционных немецких семьях: вчера и сегодня». Во всех этих случаях понятие «мемориальная культура», с которым работают европейские медиатеоретики и практики, получает яркое и конкретное воплощение.

Бумажная версия газеты Deutsche Allgemeine Zeitung действительно доступна во всех местах, заведениях, связанных с немецким языком. Понятно, что она ограничена в финансировании и обладает весьма скромным штатом сотрудников. Но на сегодняшний день она всё больше напоминает заводскую многотиражку при общественном объединении. Возможно, так оно и должно быть, но каждое печатное издание обладает или, по крайней мере, должно обладать своим лицом, а оно у DAZ отсутствует. Причудливый коллаж скучно поданных парадных репортажей с официальных мероприятий в газете входит в смысловой клинч с эксклюзивными интервью с германскими и казахстанскими представителями культуры, науки, политики, которые аутентично воспринимают нашу страну и её культурные феномены. В этом же коллаже, имеющем форму газеты, следуя советскому завету «всё есть культура», в рубрике «Культура» газета размещает рецепт печенья-пончиков и тому подобное.

Относительно недавно появилось и Instagram-медиа для немецкой молодёжи, представленное и в других социальных сетях. Оно выполняет роль официальной страницы Союза немецкой молодёжи. Создателей этого медиа, конечно, скорее стоит отнести к гражданским журналистам, и сам аккаунт — больше пока проба пера для начинающего журналиста. Однако это не должно освобождать их от профессионального разбора. Тусклое по языковой форме предъявление подписчикам информации о событиях в регионах и центрах, несколько хаотичные и незавершённые попытки работать в разных темах и жанрах пока отличают не в лучшую сторону это медиа от его «взрослых» собратьев.

Медиа немецкой диаспоры, в особенности YouTube-канал, являются работающими: они информируют и просвещают. И у них есть все шансы преодолеть узкие национальные рамки и быть информационно полезными не только немецкой диаспоре, не только узкому экспертному сообществу, но и широкой публике.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь