Медиагерои проекта «Ответь Бажкеновой»: в ответе за всех

0
185

Казахстанцам знакомы тексты и редакторская работа Гульнар Бажкеновой. Её авторский видеопроект «Ответь Бажкеновой» стал, несомненно, событием в казахстанском YouTube-сегменте. Первые три выпуска просмотрел медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

Несмотря на провокативно-интригующее название, видеоинтервью известной журналистки пока смотрятся неоднородно по стилю и содержанию. Наибольший интерес вызывают не ответы, а имена интервьюируемых: режиссёр и писатель Ермек Турсунов, медиаменеджер Александр Аксютиц, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

С режиссёром, но не о кино

Три интервью получились разными по содержанию и эстетике преподнесения героя — даже по тому, кто и как их просмотрел. Начиналось всё с беседы с кинорежиссёром «Ермек Турсунов о «КазахФильме», личной жизни и разочаровании в Президенте», набравшей более 17 000 просмотров в равной мере с хвалебными в адрес режиссёра и ругательными по отношению к журналистке оценками.

Видео выстаивается по апробированному многими и уже смотрящемуся как учебный фильм варианту: из случайной тасовки снятых кадров по дороге с героем с неспешной беседой с ним за столом. Говорили они обо всём, но логика беседы подчинялась герою, а не плану журналистки. Для зрителя на его же глазах не выстраивалась история героя, а потому способны досмотреть беседу лишь знакомые с перипетиями жизни мастера. Режиссёр, как это и должно быть, всегда одинаков: в значительной степени это интервью вобрало в себя известные по выступлениям в СМИ мысли художника обо всём происходящем в стране. Возможно, он не самый удобный собеседник, так как, отвечая на конкретный вопрос, всё равно ведет свою основную линию. Попутно рождаются гениальные обобщения по казахстанским реалиям, которым позавидуют социологи и политологи: «Разве можно обижаться на систему», «Переименование — забава власти» и прочее.

Вспоминали то, о чём казахстанские СМИ предпочитают помалкивать: от ДВК до интеллектуальной специфики казахстанских чиновников. Конечно, более интересен был бы эпатирующий именитый мастер, нежели наигранно путающая слова «отжаться» и «подтянуться» ведущая. Устроенный в завершение беседы провокативный блиц: кто лучше (от казахстанских президентов до чиновников) всё же был любопытным, ёрническим и хулиганским по своей эстетике, но внятным только для тех, кто «в теме». Не случайно потом, в виде своеобразной реакции, последовал доносительно-обличительный «разбор» от Ермухамета Ертысбаева «Как кинорежиссёр Турсунов обманул президента Токаева», идеально соответствующий стилистике российских телепропагандистов.

Заметим, что меньше всего в последнее время наши журналисты, в том числе и в этом интервью, спрашивают Ермека Турсунова о его же фильмах или предлагают осмыслить их вместе. Жаль: наблюдательный зритель видит, как он преображается и загорается, когда рассказывает или же уточняет свою позицию по высказанному киноязыком. Таким исключением стал созданный алматинскими студентками Дарьей Мальцевой и Анжеликой Арзамацевой учебный фильм «Мир Ермека Турсунова», размещённый в мультимедийном журнале Цюрихского университета SlavicumPress (Щвейцария).

Со встроенным в систему медиаменеджером — о журналистике

Вторым героем «Ответь Бажкеновой» стал журналист и медиаменедждр Александр Аксютиц: «Александр Аксютиц об уходе с Salem Social Media и новой должности в Экспресс К».

На фоне первой передачи скромные две тысячи просмотров второго выпуска ни о чём не говорят. Возможно, так и не задумывалось, но это самая удачная по разоблачительному подтексту для журналистского сообщества передача. Интервью с некогда главным паркетным журналистом, то ли добровольно перешедшим, то ли брошенным на казахоязычный развлекательный контент (веб-сериалы) обещало многое, но благодаря увёртливости Александра ни один вопрос не получил реального ответа. Конечно, в разговоре с этим героем ведущая максимально раскована и подготовлена одновременно. Она взыскующе вопрошает, строго констатирует и сравнивает тенденции развития журналистики в мире и в Казахстане, а добродушный собеседник всё равно уходит от конкретики и столкновения.

Это больше не ответы Бажкеновой, как это предполагалось, судя по названию проекта, а информирование о текущем состоянии дел конкретного лица. При этом микс из экскурсионного осмотра «офисных хором» Salem Social Media не монтируется с логикой беседы с Аксютицем. Нет ни героя, ни истории, но невольно получилось другое. Цинично-правдивые перлы от героя здесь тоже рождались: «Астана — это политика», Если ты работаешь в Астане, то это всегда по поручению», «Кто сильнее «Евразийской группы»!».

Из недоговоренного и неотвеченного, банальных сентенций от героя сложилась реальная картинка казахстанской журналистики с теми ограничительными рамками, в которых она уже есть или, по версии героя, должна существовать. К последним относятся: быть вне политики, развлекать, отражать мирские запросы аудитории. А если что-то критиковать, то высмеивать это абстрактно, а не «топить за кого-то» (цитата от героя).

Против такой приземлённости и ограниченности существования ведущая пытается робко протестовать, но оставляет право своему собеседнику думать иначе. Всё же обозначение медиаменеджером реализуемых им приоритетов казахской аудитории — комедии, сериалы, концерты, — русскоязычной — события в духе эстетики 80-90-х годов — хорошо согласуются с выводами о торжестве постсоветской идеологии в независимом Казахстане. В свою очередь, столь ожидаемый блиц во втором интервью уже смотрелся ненужным и скучным довеском.

С министром — лишь об управлении школой

Третья встреча случилась по приезду министра образования и науки в Алматы. Асхат Аймагамбетов — о новых правилах ЕНТ, дистанционном образовании и зарплате — своей, учителей

На полном серьёзе ведущая предлагает нам поверить в то, как на такси министр с ней добирается до корпуса одного из алматинских университетов. Конечно, столь же озадачивают набежавшие на обсуждение в YouTube на передачу то ли учителя, то ли боты с обязательным ритуальным восхвалением министра. Держался, кстати он очень просто и всегда был в теме — возможно, только по той причине, что проблемы образования и науки предлагалось обсудить по верхушкам айсберга, озвученного голосами больше родителей в разных СМИ.

А потому вместо обстоятельного и критического разбора «тонущего» на глазах казахстанского образования мы получили обзор управленческих решений министра исключительно в сфере школьного образования. Третий герой, как и все предыдущие, ускользнул от «всевидящего ока» журналистки — в этом случае только из-за упущенного Гульнар Бажкеновой анализа в обсуждении причинно-следственных связей перманентного кризиса в образовании. Всё это обнаруживалось даже на формальном уровне, в резком переходе от проблем школьного образования к зарплате министра. По сути, Асхат Аймагамбетов получил для себя новую трибуну для озвучивания своей позиции по всем скандальным моментам в школьном образовании и даже по той грязной информационной шумихе, в которую его пытаются погрузить недоброжелатели в социальных сетях.

Что имеем пока в результате? Большое интервью — жанр непростой и не для всех, в том числе для журналистов не всегда податливый, с непрогнозируемым исходом. В случае Гульнар Бажкеновой пока всё сыро и непродуманно для самой ведущей и зрителей проекта. Но впереди — новые выпуски и новые герои.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь