Как СМИ Центральной Азии освещали возможное прибытие беженцев из Афганистана?

0
120
Скриншот с сайта podrobno.uz

Инсайдерская информация агентства Bloomberg о том, что США обратились к руководству трёх центральноазиатских государств — Казахстана, Таджикистана и Узбекистана — с просьбой принять около девяти тысяч афганских беженцев (американцы уходят из Афганистана, «Талибан» наступает), взбудоражило информационное поле региона. Медиакритики «Нового репортёра» Назира Даримбет, Ифтихор Миршакар и Жаннат Рахимова узнали, что пишут по этой теме новостные и аналитические ресурсы этих трёх стран.

Казахстан

Казахстанские СМИ запестрели информационными сообщениями и тревожными заголовками. На следующий день после появления новости агентство Tengrinews выдало по этому поводу оценку политолога Султана Акимбекова, который «успокоил» общественность. По мнению эксперта, к заявлению США казахстанцам не стоит относиться слишком эмоционально, потому что никаких официальных заявлений по этому поводу еще не было. «Пока это только информация от источников агентства Bloomberg. Да, в агентстве считают, что этот вопрос будет обсуждаться с министрами иностранных дел Узбекистана и Таджикистана, которые находятся в США. Поэтому стоит подождать несколько дней и тогда понять, насколько верна данная информация. В любом случае, мы видим, что речь в первую очередь идёт о пограничных с Афганистаном странах — Таджикистане и Узбекистане», — заверил он казахстанцев. В сообщении также отмечается, что МИД Казахстана воздержался от комментариев по этому поводу.

И если Султан Акимбеков, известный как политолог, чаще выражающий официальную позицию казахстанских властей, напоминает о миротворческой миссии Казахстана, то независимый журналист Мирас Нурмуханбетов в материале «Афганские беженцы: изменят ли казахи своему гостеприимству?» на аналитическом портале Exclusive утверждает об обратном: «Традиционное казахское гостеприимство дало небольшую потенциальную трещину в случае с беженцами из Афганистана, что может поставить под сомнение широко разрекламированную миротворческую миссию Нур-Султана. Одна из уже теперь стандартных проблем, с которыми столкнулось общество в принятии (или непринятии) темы афганских беженцев, — отсутствие узких специалистов по этой теме и упорное молчание со стороны государственных органов, которое, возможно, именно поэтому компенсируется чрезмерно эмоциональной реакцией общества», — пишет Нурмуханбетов. По его мнению, «немаловажной угрозой является то, что Казахстан всё более втягивается в «афганский излом», причём на стороне США, которые тот же «Талибан» (запрещён на территории РК) искренне считает «осью зла». Таким образом, мы становимся реальной целью для радикалов».

Между тем, информационное агентство Sputnik.kz в видеоинтервью «Беженцы из Афганистана хлынут в Казахстан? Чем это грозит — мнение эксперта» с политическим обозревателем Газизом Абишевым также предупреждает о последствиях, если Казахстан согласится принять у себя беженцев: «Казахстану нужны твёрдые гарантии. Если мы разместим этих беженцев на территории, мы запустим тысячу человек афганцев, а потом окажется, что у США какие-то проблемы, и они скажут: «Мы не можем их принять». Что мы будем делать с афганцами? Высылать их в третью страну? Отправлять обратно в Афганистан — это негуманно. Отправить в Америку? Они их тоже не примут. И через несколько лет они будут сидеть в каком-то лагере, непонятно, кто будет финансировать, и есть опасность, что они останутся тут навсегда», — заявляет гость редакции на вопрос журналиста об угрозах.

Более развёрнутый и обстоятельный расклад даёт сайт Forbes.kz, предоставляя слово политологу Досыму Сатпаеву, который в обширной статье полагает, что «для казахстанской внешней политики афганский фактор долгое время не был ключевым не только по причине того, что у Казахстана нет общей границы с этим государством».

Политолог также считает, что если на официальном уровне просьба принять беженцев поступит Казахстану, то он должен помочь временно принять часть этих афганцев хотя бы потому, что когда-то Афганистан стал вторым домом для казахов, беженцев из Казахстана, которые в начале XX века бежали от советской власти, репрессий и голода.

Коллега Сатпаева, Санат Кушкумбаев, замдиректора Казахстанского института стратегических исследований, в комментарии интернет-изданию Azattyq-ruhy.kz говорит о важности проблемы для Казахстана, несмотря на отсутствие границы с Афганистаном: «Почему они выбрали также и Казахстан для размещения беженцев, несмотря на то, что мы не имеем границы с Афганистаном?

Потому что наша страна входит в число стабильных, с устоявшейся экономикой государств. По этой причине Казахстан выбран основным пунктом переселения беженцев. И Узбекистан, и Казахстан очень привлекательны для принятия беженцев.

Но, в отличие от Таджикистана и Узбекистана, нам не грозит опасность появления вооруженных радикальных лиц, так как у нас нет непосредственной границы с Афганистаном», — убеждает читателей издания эксперт.

На сайте деловых новостей Inbusiness.kz в программе «Анығын айтсақ» также подняли эту тему и попытались сделать анализ ситуации. Однако в восьмиминутной программе нет ни одной прямой речи, нет собственных видео, лишь монотонный закадровый голос на фоне надёрганных с миру по нитке видеокадров рассказывает о том, что талибы захватили большинство территорий в Афганистане, а Казахстан, возможно, продолжит поставлять зерно в страну, даже если они придут к власти. И зрителю так и осталось непонятным: если примет Казахстан беженцев, то чем это чревато?

Таджикистан

Пожалуй, тема афганских беженцев наиболее актуальна именно для Таджикистана, потому что эта страна имеет самый продолжительный участок границ с Афганистаном. В республике уже есть переселенцы, которые вынуждены были покинуть своё государство из-за наступления Талибана. Прессу к ним не допускают. Официальная причина — коронавирус, неофициальных версий много — например, нежелание властей допустить контакты местных граждан с возможно радикальными выходцами из соседней страны.

Таджикские журналисты про беженцев говорят много и в самых разных красках. На начальном этапе основным ньюсмейкером для СМИ стал председатель Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) Ёдгор Файзов. В конце июня он провёл экстренное совещание с участием представителей силовых структур, посвящённое ситуации на таджикско-афганской границе, и заявил о подготовке к возможному приёму беженцев из соседней страны. Это заявление передали все онлайн-СМИ страны. И тогда тема беженцев стала одной из самых популярных в таджикских медиа.

«Sputnik Таджикистан» в короткий срок посвятил этой теме десяток материалов, в том числе довольно драматичных. Например, материал под заголовком «Враг у ворот: талибы взяли под контроль таджикскую границу» напугает кого угодно. Правда, заголовок вводит читателей в заблуждение, таджикскую границу контролируют таджикские пограничники, а не талибы. При этом вопрос беженцев упоминается в тексте лишь вкратце: «Таджикистан усилил охрану границы и готов разместить у себя десять тысяч афганских беженцев».

В тексте с не менее драматичным заголовком «Горящие границы: Таджикистану и Узбекистану придется «выбить» мир из Афганистана» уже в лиде говорится, что «активизация боевых действий на севере Афганистана «рикошетит» по странам Центральной Азии вооружёнными беженцами, и это лишь начало больших потрясений».

В материале «Историю вспять? Что последует за захватом талибами границы с Таджикистаном» делаются, мягко говоря, пессимистические прогнозы. Например, автор сообщает, что «военнослужащие-перебежчики ИРА исчисляются тысячами, и в среднесрочной перспективе страны Центральной Азии рискуют оказаться переполненными беженцами из Афганистана».

Тема беженцев затрагивается и в большом интервью со спецпредставителем президента России Замиром Кабуловым. Он объяснил автору, что

«люди, брошенные на произвол судьбы, ищут безопасности и стараются покинуть места боевых действий. Но обвального кризиса пока нет. Во всяком случае, мы не раз с талибами обсуждали, и они клялись, пока, кстати, обещания выполняют, что они не будут обижать население».

Около 10 материалов, так или иначе затрагивающих эту тему, опубликовано на сайте «Радио Озоди». О гражданских беженцах упоминается в публикации «Главы МИД Центральной Азии обсудили ситуацию в Афганистане». В ней отмечается: власти ГБАО недавно опубликовали видео, в котором утверждается, что более 400 афганских граждан бежали в Таджикистан после нападения талибов, и среди них есть женщины, дети и старики.

В другом материале говорится, что представители гражданского общества в соцсетях призвали к сбору средств для помощи афганским беженцам. В то же время некоторые пользователи предупреждают: в Таджикистан под видом беженцев из Афганистана могут проникнуть члены радикальных групп. В тексте сказано: «…с первых дней перехода госграницы афганскими военнослужащими местные власти старались не допустить их общения с местным населением. СМИ также не так просто связаться с ними».

«Азия-Плюс» также внимательно следит за ситуацией вокруг беженцев: издание сообщает новости на эту тему и опрашивает экспертов. Добраться до героев своих публикаций журналистам из «Азия-Плюс», как и их коллегам, не удалось.

В одном из экспертных материалов таджикский журналист Нурали Давлат утверждает: «Победа движения Талибан в Афганистане приведёт к появлению армии беженцев. Сейчас трудно предположить даже их примерное количество. Всё зависит от того, насколько ситуация обострится. Но куда они хлынут, в более безопасные районы самого Афганистана или в соседние государства, трудно сказать. Сегодня ясно одно — афганских беженцев нигде не ждут, особенно в странах Центральной Азии».

 Автор материала «Талибы поставили Таджикистан между двух огней — Россией и США» политолог Рашид Гани Абдулло предположил, что число беженцев будет расти и предложил США, Канаде, Великобритании и Европейскому Союзу забрать беженцев к себе.

В публикации ИА «Авеста» «Талибы не угрожают Таджикистану, но нужно быть начеку, — эксперт» независимый эксперт и общественный деятель Умед Джайхони говорит, что обострение ситуации в Афганистане влияет на Таджикистан уже тем, что «население приграничных районов будет искать убежище у нас, как в годы гражданского противостояния мы искали убежище у них». Касательно возможного наплыва беженцев из Афганистана Джайхони заявил: «Стоит иметь в виду, что мы, таджики, являемся разделенным народом, и часть нашего народа составляет большинство населения северных районов Афганистана. Афганские таджики — наши единородные и единокровные братья и сёстры. Мы обязаны помочь им в трудную минуту».

При этом российские эксперты на сайте «Авеста» комментируют ситуацию в другом ключе: «Если большой поток беженцев из Афганистана хлынет в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, то это взорвёт ситуацию в этих странах. Среди беженцев могут быть немало боевиков, способных устроить локальные боевые действия в странах своего пребывания. …После прихода большого потока беженцев может начаться продовольственный дефицит и резкий рост цен на все товары первой необходимости. А это чревато социально-экономическими катаклизмами и резким обострением общественно-политической ситуации».

Что касается публикаций на сайте государственного издания «Ховар», то его журналисты ограничились лишь официальными сообзщениями пограничных войск — например, об отступлении афганских военнослужащих, и новостью о телефонном разговоре глав Таджикистана и Афганистана, которые обсуждали в том числе и вопросы беженцев.

Узбекистан

Редакция Nuz.uz опубликовала статью «Американские военные покидают аэродром Баграм в Афганистане. Что будет с террористами, которых там содержали?», где раскрыла событийность конфликтов. В статье названы угрозы распространения террористических атак и активизация «Аль-Каиды» и некоторых представителей движения «Талибан» после вывода войск с военной базы Баграм.

Эти новости вызвали напряжённость среди населения Узбекистана, об этом свидетельствуют многочисленные тревожные и возмущённые комментарии в соцсетях. Колумнист Жасурбек Джабборов из Uznews.uz в своей статье «Незваные гости. Что происходит в Афганистане?» подробно разъяснил суть военных столкновений афганской армии и талибов и заявил, что для Узбексистана нет никакой опасности.

Газета.uz публиковала официальные заявления политиков и ведомств. Одно из первых заявлений по статусу талибов — интервью министра иностранных дел РУз Абдулазиза Камилова американскому телеведущему Деннису Уоли под заголовком «Абдулазиз Камилов — о том, чего хочет «Талибан»».

Редакция Анхор.уз выпустила статью «О перспективах взаимоотношений с Афганистаном после вывода войск Коалиции: ситуация глазами обывателя». В материале была попытка проанализировать позитивный политический настрой А. Камилова с утверждениями, что «»Талибан» — это не террористическая группировка, и нет решения конфликта, и США должны ускорить процесс вывода войск из Афганистана». Аналитик Анхор.уз согласен с утверждениями насчёт ускорения и поддержки диалога между талибами и правительством Афганистана, но это сложный процесс, т. к. общество страны разделено на «кавмы» (племена).

Kun.uz освещали переговорный процесс талибов в Москве, власти России обеспокоены нестабильностью в регионе и с воздействием на экономические и социальные проблемы военного конфликта. По фактическим данным, на границе с Таджикистаном появилось 1500 беженцев, около узбекской границы — 3000.

У Китая свои политические выгоды в стабилизации проблемы афганского конфликта. В статье «Афганистан — как приз для Китая» редакции Nuz.uz говорится, что Китай не станет добиваться своих целей грубой силой, у председателя Си есть намного более умный план. В рамках инициативы, известной как «Один пояс, один путь», бедным странам предлагают огромные кредиты на развитие инфраструктуры. Взамен Китай получает доступ к новым торговым путям и портам, а также большие проценты со своих инвестиций. Если выплаты будут просрочены, китайцы могут потребовать права на землю, полезные ископаемые или какой-то другой залог в качестве компенсации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь