Zamandas Podcast Каната Бейсекеева: новый голос страны

0
117

Режиссёр-документалист Канат Бейсекеев в конце прошлого года решил усилить YouTube-канал своего имени и перезапустил подкаст под названием Zamandas, несколько выпусков которого в другом формате вышли в прошлом году. Очередной проект Бейсекеева, на мой взгляд, — это очень удачное выступление в казахстанском сегменте видеохостинговой платформы. И я хотел бы рассказать, чем мне приглянулся обновлённый проект режиссёра.

Удачное трио

Поверив в афоризм, что кадры решают всё, осмелюсь поделиться мнением: ведущие подкаста — Канат Бейсекеев, Аскар Ильясов, Ержан Алдабергенов — образуют крайне удачное трио. Название Zamandas («современник» с казахского) как бы намекает на то, что в маленькой бейсекеевской студии, развёрнутой прямо на монтажных столах, окажутся представители одного поколения. О поздних казахстанских миллениалах в YouTube я поговорю позже. А пока просто констатирую: Бейсекеев, Ильясов и Алдабергенов вместе интересны тем, что они интересны и по отдельности. Каждый из названных деятелей является абсолютно самодостаточной боевой единицей, известной в своей профессиональной деятельности. Но стоит им собраться вместе — во встрече этих трёх людей за беседой «как бы обо всём на свете» происходит та самая творческая синергия, происхождение которой трудно объяснить, но само существование которой неоспоримо. Пожалуй, можно догадываться как об удачном совпадении темпераментов режиссёра, актёра и ресторатора с блогерским и спортивным прошлым, так и об их искреннем взаимном человеческом интересе. Но нужны ли эти попытки нащупать формулу успеха? Важнее, что этот творческий союз выводит казахстанские видеоподкасты на новый качественный уровень.

В выпусках Zamandas не найти высоколобых рассуждений о бедах Отечества и ослепительного блеска академических знаний. Этого всего не ищут на территории поздних казахстанских миллениалов (в этом отзыве я буду так называть поколение Независимости, родившееся в свободные 90-е и не заставшее СССР). Здесь ищут другого: крепкого коктейля из профессионального и особого житейского интеллекта — опыта детей микрорайоновских дворов, выросших в профи.

А ещё здесь ищут особой «трушности», которую не сыграть, если её нет.

Оказывается, обсуждать школьные драки и веганские диеты можно талантливо, не обращая беседу ни в подростковую браваду, ни в светское бессмысленное щебетание. Порой трудно понять, как этому трио удаётся удерживать ваше внимание (почему-то уверен, что так называемая «глубина просмотра» у выпусков приличная). Формально рецепт прост. Понятные аудитории ровесников, не отягощённые заумью застольно-дорожные темы, накопленный к порогу зрелости жизненный опыт,  вдыхающая жизнь в этот список внутренняя наполненность авторов. Рецепт прост, но мы-то помним, что на деле получалось не у всех.

Важно, что подкаст Zamandas избавлен от тяжёлого якоря, который мог бы его потопить. По поводу одного из выпусков проекта Binocle я высказывал недовольство сквозными эпизодами с «заседаниями мудрецов», когда известные деятели, и авторы проекта в том числе, в менторском ключе, нога на ногу, обсуждали язвы общества. Вне подчинения конкретным социальным проблемам подкасту даруется столь необходимая для часового формата лёгкость. В конце концов, авторы Zamandas podcast разумно не стали усложнять себе жизнь некой Большой Задачей, как это сделала в своё время Ольга Веселова, создательница YouTube-подкаста «Зелёный базар», решившая,. ни много ни мало, взрастить образованную культурную аудиторию. Навскидку вспоминается и подкаст «Свобода Злого», также, по словам авторов, нацеленный на просвещение, но на деле заявляемая цель в том случае оказалась лишь стилистической особенностью.

Да, одна из главных тем Zamandas, как и в приведённых выше случаях, — культурная жизнь страны, но у авторов подкаста скорее не просветительский, а исследовательский подход. И он кажется мне более честным.

Подслушанный разговор

Как я уже говорил, Канат Бейсекеев, Аскар Ильясов и Ержан Алдабергенов — представители «поколения Независимости». Ещё более интересно, что и Бейсекеев, и Ильясов, и Алдабергенов при хорошем владении русским и английским языками — выпускники казахских школ с родным языком и родной культурой в подкорке. Таким образом, они являются той самой новой городской интеллигенцией, для которой «русская цивилизация» является лишь частью цивилизации европейской, а не неким изолированным феноменом; взгляд на неё извне, а не из глубин. Отсюда — нетривиальное сочетание широты взглядов с самобытным восприятием исторического пространства. В этом аспекте Zamandas — явление чуть более национальное (если под этим словом понимать некую казахоцентричную картину мира), чем подкаст Алибекова-Еликбаева Digistan и гораздо более национальное, чем «Свобода Злого», авторы которого иногда без задней мысли пытаются актуализировать российскую повестку. Посмотреть на мир глазами поздних городских казахстанских миллениалов интересно хотя бы исходя из этого факта.

Вызывает интерес и умение авторов поддерживать лёгкое эмоциональное напряжение (потому что подкасты такого рода — это всегда череда мини-дискуссий), которое время от времени снимается юмористической разрядкой: шутят парни много и с удовольствием. И здесь принцип «двое спорят — один не согласен с обоими» работает отлично. Противопоставление «интеллигентам» Бейсекееву и Ильясову «хулигана» Алдабергенова необходимо подкасту не меньше, чем интересные гости, которые захаживают в бейсекеевскую студию.

Что до гостей, очередную похвалу я бы отпустил в адрес их выбора: среди них почти нет кочующих из подкаста в подкаст заезженных деятелей — с бичом казахстанской видеоблогосферы авторы пока справляются отлично. Кроме того, Бейсекеев верен обещанию, данному названием проекта: кажется, не пересекает некие возрастные границы он вполне осознанно. Все гости Zamandas — представители того же поколения, что и авторы. Музыканты, художники, блогеры и спортивные менеджеры, не нарушая концепцию проекта, говорят не только о профессии и творчестве, но и о простых, сложных, неизменно близких каждому зрителю проблемах: об отношениях с людьми, поиске себя, деньгах и карьере, мотивации, смысле жизни, семье, здоровье и — список можно продолжать. При этом чувствуют они себя в импровизированной студии на монтажных столах явно в своей тарелке: тому способствует сам жанр беседы — скорее, чем интервью, обеспечивающий особую «ламповость» встречи. Но, кроме этого, гости просто оказываются на одной волне со своими сверстниками. Иногда при просмотре Zamandas возникает ощущение подслушанного дружеского разговора — настолько естественными оказываются эти беседы.

И здесь пришло время для очередного моего обобщения. Zamandas хорош не потому, что делается «поздними миллениалами» — важен не сам этот факт. Zamandas хорош, потому что «поздние миллениалы» в целом будто бы лучше чувствуют запросы аудитории YouTube и, образно, дышат с ней одним воздухом. На основании множества отсмотренных на этой площадке подкастов и интервью-проектов я могу высказать мнение: именно это поколение, которое в случае с отличным проектом Nan Ursyn я как-то назвал «непуганным», начинает переворачивать игру в YouTube. Поздние миллениалы из числа образованных горожан, не входящие в целевую аудиторию госпропагандистов, в отличие от старших поколений, не приспосабливаются к видеохостинговой платформе — они выросли с фактом её существования в голове. И уж точно лучше знают, как этим ресурсом распорядиться.

Но обобщение до поколений дело неблагодарное: конечно же, Zamandas Podcast — результат работы конкретных людей. И они, без всяких сомнений, делают лучший русскоязычный видеоподкаст в стране.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь