Смертельная «тарзанка», богатая неделя Токаева и «Игра в кальмара». Мониторинг итоговых программ 11–17 октября

0
77

На этой неделе было как никогда заметно разделение тем в СМИ «государственных» и «не очень государственных». Например, «Хабар» и QAZAQSTAN подробно рассказали, в каких заседаниях на этой неделе принял участие президент. Остальные поднимали темы, которые интересны обычным людям.

КТК главным событием посчитал смертельный прыжок с «тарзанки» девушки в Караганде, на «Первом канале Евразия» много говорили о наркомании, «Хабар» почти ни о чём, кроме президента, не говорил, а QAZAQSTAN поднял, среди прочего, тему популярности корейской культуры (на примере сериала «Игра в кальмара»).

«Большие новости», КТК

Смертельный прыжок с «тарзанки», ревакцинация и первый казах-трансгендер! Таким анонсом заманивают нас «Большие новости» на этой неделе — в лучших традициях КТК.

В Караганде девушка разбилась, прыгнув с «тарзанки» с крыши гостиницы. Кто дал разрешение устроить аттракцион на 30-метровом здании, соблюдались ли хоть какие-то меры безопасности? На эти вопросы попытался ответить автор сюжета Бауржан Апсеитов. В сюжете и подводке несколько раз повторяется видео гибели девушки. Комментариев владельцев смертельного аттракциона нет (не получилось их найти, как и владельцев здания заброшенной гостиницы), зато есть подробный рассказ, как тщательно соблюдают меры безопасности (а теперь их ещё усилили) на похожем аттракционе в Алматы: да, название и логотип заблюрены, но при желании, вероятно, найти этот аттракцион в интернете не составит труда. К тому же один из их клиентов довольно долго рассказывает, как это здорово — так прыгать. Для простой демонстрации, что, мол, такие аттракционы есть везде, теме безопасности на этом конкретном аттракционе уделено слишком много времени. При этом нет информации: а этому аттракциону кто выдал разрешение? И кто их контролирует, кроме них самих (зато юрист Сергей Уткин говорит, что надзор не решил бы проблему)?

Следующий блок посвящён коронавирусу — традиционной статистике и материалу, который пытался ответить на вопрос: кому нужна ревакцинация и каким препаратом? Например, хорошо бы снова привиться привитым, но потом переболевшим. Авторы программы подробно объясняют, кто и чем должен «уколоться» по мнению Минздрава, а также приводят мнение экспертов, которые не согласны с мнением специалистов ведомства.

В Казахстане образовался дефицит новых автомобилей, потому что на них резко вырос спрос (из-за пандемии). Из-за этого машины подорожали — как новые, так и старые. Ирина Криштоп всесторонне исследовала проблему. Правда, можно было бы ещё побороться с канцеляритом: например, вместо «нанёс несколько ножевых ранений» сказать «несколько раз ударил ножом».

Завершает программу промо-материал про новый проект КТК, посвящённый 30-летию Независимости: «91-21» (и там-то мы видим того самого «первого казахстанского трансгендера»!). Каков кликбейт в анонсах! В целом сюжет очень интересный, в нём много уникальных кадров 90-х, когда КТК только был создан — всё это сохранилось в архивах. Кардинальное отличие этого проекта на КТК от остальных таких же на других каналах — слоган «Взглянуть на всё старое по-новому». Для создания текстов и графического оформления канал привлёк миллениалов. Ну и действительно много эксклюзивного видео, а не только официального.

«7 кун», «Хабар»

Программа начинается с перечисления мероприятий, в который на неделе принимал участие президент Казахстана. Первый сюжет — про заседание Высшего евразийского экономического совета. Чтобы хоть как-то оживить стандартный протокольный материал, Айгуль Амантаева начала его с неких казусов, которые случаются во время онлайн-конференций. Правда, первый казус оказался неочевидным (оговорился президент Беларуси, но, кажется, это заметила только целевая аудитория «7 кун», остальным вряд ли было понятно, что не так), а второй всего-навсего касался чисто технических проблем со звуком. Ну и далее всё равно привычно перечисляется, о чём говорили на заседании, перекрывается это всё архивным видео и перебивается синхронами в основном Токаева, иногда — других людей. Впрочем, зато текст не содержал явных зубодробительных канцелярских оборотов.

Следующий материал посвящён опять президенту и его участию в Международной конференции по достижению углеродной нейтральности. Всё то же: пересказ тем конференции, архивное видео и синхроны Токаева и других чиновников. Ну и ещё мы из сюжета узнаём, что Казахстан, оказывается, «заслуженно взял на себя роль «зелёного» лидера всего Центрально-Азиатского региона». Разумеется, про бедственное экологическое положение во многих промышленных (да и не только промышленных) городах нашей страны авторы не сказали ни слова.

И ещё один протокольный сюжет посвящён 30-летию СНГ. Он тоже стандартный для «7 кун» и весь пропитан риторикой в стиле «противостоять угрозам сообща» — много пафосных слов, перемежаемых канцеляритом (типа «это актуальный вопрос мировой повестки дня»), ноль живых людей и их историй.

Ну и ещё один такой же сюжет — про участие Токаева в заседании Совета министров иностранных дел СВМДА. Он, правда, начинается с синхронов жительницы и жителя Кабула, которые жалуются, как им плохо живётся при талибах. Хоть какие-то люди, кроме глав государств и чиновников. В остальном — всё тот же пересказ, кто что заявил, всё тот же канцелярит.

Далее — после ещё одного блока про уже отдельные встречи президента — наконец, социальный сюжет. Это, оказывается, такая рубрика, в которой «7 кун» рассказывает, «в каких регионах плохо работают местные власти». Нам показали несколько посёлков в разных регионах Казахстана, где очень плохо с инфраструктурой, углём и водой. Баланс авторы сюжета соблюдать пытались, но местные власти в ответ на вопросы журналистов говорили что-то маловразумительное (видимо, в этом и была задумка: высшая власть в стране хочет добра, это местные плохо работают. Вот и синхрон президента на эту тему в материале тоже приводят). О чём свидетельствует и название сюжета: «Провалили». Однако картинка хорошая, есть реальные истории реальных людей, то есть попытка показать настоящую жизнь в казахстанской глубинке.

Во многом, если не во всём, решить проблемы населения могут национальные проекты, оптимистично заявляет далее ведущий программы Александр Трухачёв. И мы возвращаемся снова к президенту и правительству, на этот раз посредством интервью с Кайратом Келимбетовым, руководителем Агентства по стратегическому планированию и реформам. Который, к слову, устным канцеляритом владеет виртуозно, потому что ничего конкретного из его ответов понять решительно невозможно. Ну и вопросы, которые можно было бы задать респонденту — вроде: почему до сих пор ничего не работало, в селе люди по-прежнему живут плохо, а теперь вы назвали проекты по-другому, и они должны заработать? — журналист Анна Абрамова, разумеется, не задала. Если совсем коротко: это интервью не отвечает на важные вопросы, почему люди во многих местах до сих пор живут плохо и когда они, наконец, будут жить лучше. Что, национальные проекты как-то уникально защищены от коррупции? Нет, этот вопрос она тоже не задала.

И завершается программа сюжетом про халал-индустрию в Казахстане — в рамках рубрики, посвящённой 30-летию Независимости. Халал — это не только про еду, рассказывает нам Кунсая Курмет, но материал преимущественно рекламный, бравурный и хвалебный, ни о каких проблемах отрасли в нём речь не идёт. И правильно говорить «семисот», а не «семиста», а «халал-сертификация» пишется через дефис. И слово «данный» лучше употреблять исключительно в значении «данный богом», в противном случае лучше заменять его словом «этот».

«Грани», «Первый канал Евразия»

«В Казахстане уже было четыре волны коронавируса», — ссылаясь на министра здравоохранения, говорит один из ведущих итоговой программы «Грани» Алибек Рзабаев в то время, как по студии катаются 3D-модели коронавируса.

Это была подводка к сюжету про темпы вакцинации. Журналист Эльмира Ишмухаметова под мелодию из «Служебного романа» поднимается по лестнице бизнес-центра, показывая, как каждое рабочее утро начинается с пробивания QR-кода. Казалось бы, материал на избитую тему, а, между тем, есть место для выдумки. И подсъёмки дома, когда речь про удалённую работу, — в ту же копилку.

В студии появляется депутат Мажилиса Дархан Мынбай. Эксперт стал связкой между несколькими материалами: зрителю показывают короткие сюжеты, потом спрашивают мнение об этом у депутата. На эту ниточку нанизали и мировой опыт с «непривитыми, переполняющими больницы» (статистика из США, Италии, Греции, Бразилии), и всплеск разводов после самоизоляции, и страдающих от засухи этого лета казахстанских фермеров, и рост употребления алкоголя людьми. И если к последней теме Дархан Мынбай действительно имел отношение — писал депутатский запрос, то в остальном выглядело это странно.

В следующем сюжете хорошо подмечен интересный тренд последних двух-трёх лет: казахстанские власти, видимо, по примеру Рамзана Кадырова, требуют у людей видеоизвинения за их высказывания. Этот материал — хороший пример осмысления действительности. Кроме того, он очень честный: устами политического обозревателя, депутата Мажилиса РК, пиар-специалиста (кстати, в другом сюжете эксперта подписали PR-специалист) говорится, насколько это унизительно.

Ведущий Олег Журкевич подытожил: «Техника дошла до самых окраин, а культура пользования — нет».

Далее следуют два репортажа на тему наркомании. Соведущая Светлана Пенькова записала эмоциональную подводку, признавшись, что 11 лет назад уже снимала репортаж из павлодарского отделения социальной реабилитации «Асар» и приняла решение никогда не пробовать наркотики. К слову, в материале всё в порядке с этикой: ярлыков типа «наркоман» здесь избегают, подписывая: «Кайрат — бывший наркозависимый». Также лица неглавных героев показывают в расфокусе, сохраняя конфиденциальность.

Между первым и вторым материалом в студию через видеозвонок выводят певца и композитора Ивана Бреусова — человека, «который более пяти лет остаётся чистым». Информация, что он был зависимым, не сенсация — он не раз давал интервью на эту тему. Однако здесь это очень уместно и искренне.

Второй репортаж — про рост употребления «синтетики». Завершается блок интервью в студии с начальником отдела управления по противодействию наркопреступности.

Уже несколько недель из эфира не выходит тема дорогого и дефицитного дизельного топлива. В эфире «Граней» высказались «народные» эксперты, потом реальные. В целом на отличные вопросы были получены удовлетворяющие зрителей ответы: в 2020 году топливо на внутренний рынок Казахстана выпускали не то что ниже мировых цен, а ниже себестоимости; скоро, вероятно, дизель и бензин ещё подорожают.

Выпуск заканчивается развлекательным блоком: в студии иллюзионист показывает карточный фокус, вместе с футбольным комментатором Евгением Акмановым осмысляется 2009 год, а «вишенка» — материал про мировые и казахстанские рекорды.

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась с сообщения пресс-службы МИД РК о том, что казахстанская делегация во главе со специальным представителем президента по международному сотрудничеству Ержаном Казыханом посетила Кабул с рабочим визитом, чтобы обсудить оказание Казахстаном гуманитарной помощи и восстановление торгово-экономических связей. С кем обсудят? Нам не сказали. Также объяснили, что власть в Афганистане перешла к «Талибану», но не оговорили, что «Талибан» — запрещённая в РК организация.

Потом плавно перешли на заседание Высшего евразийского экономического совета под председательством президента РК Касым-Жомарта Токаева. Материал получился
скучный, протокольный, говорил только Токаев. Могли бы задействовать хотя бы экспертов, но этого не было.

Далее тема президента продолжилась. Ведущая Жайна Сламбек сообщила, что Токаев участвовал в Международной конференции по достижению углеродной нейтральности. Последовавший за этим сюжет был посвящён всем заседаниям, на которых побывал в течение этой недели глава Казахстана. Эксперты в материале были, а сюжетной линии не было.

Далее — материал про то, как подорожало зерно, про проблемы экспорта пшеницы, авторы искали ответы на вопрос «почему?». Материал получился объёмным, было много комментариев всех заинтересованных сторон.

Авторы следующего сюжета тоже искали ответы на вопрос: почему подорожало? На этот раз шла речь о повышении цен на топливо. Ситуацию комментировали водители грузовиков, владельцы автозаправок, предприниматели, эксперты. Комментарий Министерства энергетики есть, но невнятный. Впрочем, это заметил и сам корреспондент.

Далее — криминальные новости: в Туркестане якобы после драки с одноклассником умер школьник, в Караганде из-за прыжка с «тарзанки» погибла молодая женщина. Сюжет на эту тему получился информативным и полным.

Успех корейского сериала «Игра в кальмара» стал поводом для сюжета о «мягкой силе» корейской поп-культуры. В материале много комментариев от экспертов про мировой успех корейского культурного контента. Насыщенный информативный сюжет.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь