«Женщины — источники домашнего насилия»: как в Таджикистане освещают гендерные преступления

0
67

Во время недавней кампании «16 дней против гендерного насилия» на медиарынке Таджикистана произошёл скандал: популярное СМИ «Азия-Плюс» процитировало психолога и блогера Нигину Мамаджанову, которая, выступая во время пресс-бранча, посвящённого кампании, сказала, что «источником домашнего насилия являются сами женщины». Во всяком случае, на своей странице в Facebook «Азия-Плюс» так и написала и, несмотря на критичные комментарии под постом, никаких объяснений в суть своего сообщения не внесла.

Медиакритик «Нового репортёра» Ниссо Расулова решила выяснить, не является ли это мнение превалирующим у местных журналистов, и рассмотрела несколько публикаций в разных СМИ, посвящённых теме гендерного насилия.

Дословно цитата Нигины Мамаджановой звучала так: «Источником домашнего насилия являются сами женщины. Женщины являются продолжателями насилия. Перестаньте терпеть насилие, и насилие остановится. Но мы терпим, и этим продолжаем насилие, и передаём это нашему молодому поколению. Восточная культура гордится тем, что женщина очень терпелива, но насилие терпеть нельзя».

Эту цитату в соцсетях очень бурно обсуждали, но буквально через несколько дней после инцидента «Азия-Плюс» выпустила большое интервью с Нигиной Мамаджановой, в котором журналист и респондент не подняли тему скандала, но героиня продолжила начатую на том пресс-бранче мысль: «Мы терпим и этим даём продолжение! Мы терпим насилие, и насилие продолжается! Мы терпим унижения, и это передаётся из поколения в поколение! Наших сестёр и мам использовали как домашних рабынь, и мы продолжаем эту уродливую практику!»

В том, что женщины в Таджикистане считают, что терпеть насилие — это норма, героиня материала «Азии-Плюс» права. Например, по данным исследования 2016 года, которое проводилось группой «Тахлил ва машварат» («Аналитика и консалтинг»), Комитетом по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана и международным объединением «Оксфам» (Oxfam) и охватывало 400 человек в шести областях Таджикистана, 97 % мужчин и 72 % женщин считают, что женщина должна терпеть насилие ради сохранения семьи. Однако, кроме этих шокирующих цифр, в исследовании приводится и контекст, исходя из которого становится понятно, что у женщин, которых с самого детства воспитывают с мыслями о том, что она должна терпеть насилие, просто нет другого выхода, кроме как придерживаться этой точки зрения. Винить их за такое поведение, а также оставлять без объяснений иррациональную готовность жертвы терпеть абьюзера рядом — крайне опасный путь. Кому, как не журналистам, которые слышали сотни историй о гендерном насилии, об этом не знать.

Весной 2020 года «Азия-Плюс» после столичной выставки Break the silence визуализировала 15 историй женщин, которые пережили насилие, и опубликовала большой проект на своём YouTube-канале. В этих коротких роликах героини рассказывали про страшные случаи издевательств со стороны своих мужей и свою беспомощность; про то, как родители заставляли терпеть все муки, и про безразличие со стороны свидетелей. «Сложно быть женщиной в Таджикистане. Особенно сложно быть женщиной с детьми», — говорит одна из героинь этого проекта.

Сводки правоохранительных органов, которые в качестве новостей публикует у себя на сайте «Азия-Плюс», эти слова подтверждают.

«Двое жителей столицы Таджикистана получили по пять суток административного ареста за насилие в семье. Мужчины избивали своих жён. В частности, было установлено, что 42-летний житель столицы Хасан Мукумов регулярно применял насилие в отношении своей супруги. Последний раз он избил свою жену 15 ноября. Другой житель столицы, 36-летний Амонали Джайлобов, был арестован за то, что 16 ноября, находясь в нетрезвом состоянии, применил насилие в отношении супруги», — сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на Управление МВД.

«За последний неполный месяц в Таджикистане сразу три женщины стали жертвами своих родных в результате семейных ссор. В одном случае невестка убила свою свекровь, в двух — мужья своих жён», — пишет «Азия-Плюс» со ссылкой на МВД страны и канцелярским языком рассказывает про каждый случай.

В подобных сообщениях журналисты часто не обозначают системность проблемы, не приводят комментарии экспертов, которые могли бы обозначить масштабы этого явления или причины. Они буднично сообщают об очередной жертве гендерного насилия сухим языком — так, что и аудитория, пожалуй, давно уже перестала возмущаться.

Впрочем, иногда журналисты всё-таки удивляются. Например, осенью прошлого года «Азия-Плюс» опубликовала целую подборку случаев изнасилований несовершеннолетних, которые произошли за короткий промежуток времени. Кроме описаний страшных преступлений, в этом тексте ничего не было, но журналисты всё же отметили важную мысль: «В Таджикистане очень редко раскрываются случаи изнасилования. Родители пытаются скрыть факт изнасилования, опасаясь осуждения общества. Как правило, общество не защищает потерпевшего, а наоборот, осуждает, и именно из-за этого многие женщины, которые подверглись сексуальному насилию, скрывают факт, за исключением единиц, которые готовы отстаивать свои права».

Cabar Asia

Значительно чаще анализирует причины гендерных преступлений региональное издание Cabar Asia, представительство которого работает в Таджикистане. В тексте, который вышел на этом сайте в начале года, авторы говорят о том, что в Таджикистане насилию подвергается от 50 % до 80 % женщин и детей, и перечисляют причины этого явления:

  • гендерное неравенство и стереотипы о роли женщины;
  • центров поддержки, которые могли бы реабилитировать жертв насилия, явно недостаточно, что усложняет положение жертв;
  • альтернативные меры наказания не дают нужного эффекта и т. д.

В тексте, разумеется, нет ни слова о том, что женщины подвергаются насилию, потому что они сами его терпят.

В другом материале авторы Cabar Asia рассказывают о тех женщинах, которые попытались не терпеть. «Дать отпор насилию со стороны мужа и его родни — из ряда вон выходящий случай для таджикской невестки. Но когда это случается, к ё насильникам присоединяются закон и его слуги», — пишут журналисты в лиде материала и рассказывают о том, как женщине, которая решит обратиться за помощью к правоохранительным органам, придётся в одиночку (государство не предоставляет бесплатного адвоката) бороться против системы, напичканной гендерными стереотипами и априори осуждающей жертву.

Кроме того, журналисты этого издания обращают внимание своей аудитории и на последствия гендерного насилия. Буквально в октябре этого года здесь вышел лонгрид о женских суицидах в Таджикистане, причиной которых эксперты называют домашнее насилие.

«Когда муж поднимает руку на свою собственную жену, психологически давит на неё, женщина находит выход в самоубийстве. Это происходит потому, что многие женщины, боясь осуждения родственников и соседей, скрывают насилие и замыкаются, в итоге начинаются сдвиги в психике, и женщина сводит счёты с жизнью», — объясняет социолог Лола Холматова.

В этом же лонгриде журналисты обращают внимание и на то, что бороться против гендерного насилия необходимо комплексно — властям, гражданскому обществу, духовенству, потому что в одиночку жертвы не справятся.

«Радио Озоди»

Русскоязычная версия «Радио Озоди» чаще всего обращает внимание на гендерное насилие при наличии информационного повода. Как правило, это короткие сообщения с небольшим бэкграундом в конце — здесь журналисты стараются показать системность проблемы. Например, такая публикация: «Суд Айнинского района Согдийской области приговорил местного жителя к 11 годам лишения свободы за убийство своей жены. Тело 26-летней Шукроны Хайдаровой было обнаружено повешенным в собственном доме. Близкие мужа женщины — Сафиалло Рахмонова — настаивали, что женщина совершила самоубийство. Однако родные Шукроны не сомневались: она была убита». Далее журналисты со ссылкой на правоохранительные органы рассказывают о суде над подозреваемым, о его признании и раскаянии, а также сообщают, что погибшая была второй женой мужчины.

«По данным МВД Таджикистана, за последние два года было зарегистрировано более 10 фактов убийств женщин со стороны мужей», — заключают журналисты.

Но иногда это издание, рассказывая о гендерном насилии, выбирает чрезвычайно спорный метод. В тексте о домашнем насилии они предоставляют слово самим мужчинам, которые утверждают, что бьют своих жён, потому что «они не принимают во внимание их безработицу и постоянно предъявляют запросы не по карману. Мужчины говорят, что причина домашнего насилия в том, что женщины нервируют своих мужей в тяжёлый период безработицы и безденежья».

И чтобы подтвердить слова своих — безымянных, кстати — респондентов, журналисты сообщают: «50-летняя женщина, которая обратилась в неправительственную организацию «Гамхори» в Бохтаре с просьбой о помощи, не отрицает, что поссорилась с мужем из-за домашней мебели. По её словам, женщины прилагают усилия по благоустройству жилья и будущего детей, но мужчины их не понимают. В Таджикистане большинство женщин являются домохозяйками, а обеспечением семьи занимаются мужчины».

При этом примеры, когда женщины подвергаются домашнему насилию по причинам, далёким от повышенной требовательности, и о которых само «Радио Озоди» сообщает в своих новостях, журналисты в этой публикации не приводят.

«Оила»

В своём особом стиле про гендерное насилие пишет и популярное медиа «Оила». Это издание специализируется на темах, посвящённых семье и проблемам, которые испытывают таджикские женщины. Например, одну из таких публикаций журналисты начинают с цитаты бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что «насилие в отношении женщин — это самое постыдное и, возможно, самое распространённое нарушение прав человека». Далее автор рассказывает историю 30-летней Насибы, которая «не знала ни одного хорошего дня во время своего замужества», перечисляет издевательства, которые ей пришлось терпеть от супруга, и затем переходит к морализаторству. Без использования мнения экспертов, специалистов автор самостоятельно учит аудиторию, что гендерное насилие — это плохо и так делать нельзя.

«Для построения здоровой и стабильной семьи, предотвращения домашнего насилия, воспитания хороших детей необходимо знать права и обязанности женщин в семейных отношениях, устранять пороки: регистрировать брак, запретить многожёнство и обеспечить права детей», — призывает журналист (перевод автора — прим. ред.). И с ним трудно не согласиться.

В другом тексте под заголовком «Почему мужья избивают жён?» журналисты «Оилы» решили найти причины домашнего насилия вместе с его участниками и провели опрос среди мужчин и женщин, в котором респонденты (без указания фамилий) невероятно честно отвечали журналистам. Например, Сарабек из Душанбе сказал: «Жена заставляет меня бить, я водитель и работаю с утра до ночи. Иногда из-за недопонимания с пассажирами я теряю самообладание. Ропот моей жены становится невыносимым, и я должен давать ей пощёчину за каждое слово, которое она произносит. Плохое поведение женщин приводит к насилию».

Причём в этом опросе участвуют только две женщины: Нигина из района Джалолиддина Руми, которая считает, что бьют женщин только безграмотные мужчины, и Мушарафа, которая рассказала, как её бил пьяный муж. Все остальные «эксперты» — мужчины. И все их ответы очень похожи на мнение Сарабека, одним словом — во всём виноваты женщины. Так, Караматулло из Душанбе сказал, что женская неверность — причина для избиений, Махмадсаид из Вахдата считает, что получают женщины из-за мобильного телефона — ведь если твоей жене позвонит незнакомец, как тут удержаться? Такого же мнения придерживается и Зубайдулло из района Рудаки: он говорит, что во всём виновата ревность, и поэтически сравнивает это чувство с солью: мол, еда (читай — любовь) без соли (читай — ревности) невкусная, но перебарщивать всё-таки нельзя.

На самом деле это только кажется, что ответы респондентов в этом опросе как-то выбиваются из общепринятых сегодня правил; для обычных таджикистанцев эти мнения абсолютно реальны и обыденны. В Таджикистане женщин выставляют виновницами своих же несчастий международные СМИ, известные психологи и именитые журналисты. Какого же мнения может придерживаться Махмадсаид из Вахдата, если все уважаемые люди — на его стороне?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь