Традиционно в конце года я пишу о впечатлениях, накопившихся за год критической работы, стараясь обобщить полученный опыт и высказать мнение о том, каким образом — медленно, но неотвратимо — меняются наши медиа. В целом можно сказать, что в 2021 году стали более явственными те тенденции, о которых я писал в своих прошлых итоговых «заметках». Хотел бы объяснить на конкретных примерах, чем мне запомнился этот год: он оказался очень насыщенным и интересным. Перечислю главные выводы по пунктам.
Госпропаганда осваивается в новых границах
Подтверждаются прошлогодние выводы об адаптации госпропаганды к изобилию альтернативных государственным источников информации и к условиям глобального кризиса доверия (речь идёт и о растущем недоверии к средствам массовой информации).
В 2020 году знаковой программой, показательной в этом аспекте, стали «Акимы» («Хабар 24»), развивающие идею умеренной критики государственных менеджеров низшего и среднего звена. На то, что со слова «гласность» пора сдувать пыль, в 2021 году в преддверии парламентских выборов уже более смело намекнула программа «Самое время» («7 канал»), когда в студии, о ужас, раздались критические высказывания в адрес правительства и премьера. Несколькими месяцами позже на том же канале вышла программа «Студия 7», в которой нашлось место для интервью ютьюбовского вольнодумца, автора канала «Журттын баласы» Мурата Данияра.
Надо понимать, что все эти опыты совершались с государственнических позиций, и оставалось впечатление выстраивания авторами продуманной стратегии с обменом редких критических высказываний в эфире на доверие и лояльность зрителя. Но на фоне «госпропагандистской классики» старого разлива (например, «хабаровской» итоговой программы «7 күн» и фильма «Новый курс президента Токаева» от «Казинформа») новые методы могут показаться чуть ли не прорывными.
Другой пример мимикрии госпропаганды — фильм «Независимость. Алматинские хроники» от КТК. Это по-своему замысловатая работа с сокрытием главного политического утверждения между строк. И, похоже, настало то время, когда идеологический подтекст может быть спрятан так умело, что о его наличии остаётся только догадываться. Так, до сих пор неизвестно, является ли программа интервью Динары Сатжан «100 сұхбат» (Astana TV) осознанной поддержкой идей «Рухани жаңғыру»: когда-то я осмелился дать утвердительный ответ, учитывая важное место программы, нетипичной для вечернего прайм-тайма, в эфирной сетке.
Креативный класс не сдаётся
Может только радовать тот факт, что YouTube-проекты представителей казахстанского креативного класса продолжают появляться, несмотря на мой общий скепсис относительно жизнеспособности в наших палестинах некоторых жанров. Всё это продукты блогерские, разные по качеству, но интересные без исключения: создаются они, как правило, не из продюсерского расчёта, а на энтузиазме, зато с такими козырями на руках, как обаяние, творческая одарённость и желание сделать жизнь вокруг лучше.
«Утро добрым не бывает» Галины Рыжкиной, подкаст «Свобода Злого» Константина Ефимова и Сергея Стрелкова, перезапуск Zamandas Podcast Каната Бейсекеева, тревел-блог «По улицам» Геннадия Ипатова и Сергея Фёдорова, Edustan Бейбита Алибекова и Нуркена Халыкбергена.
Имена авторов рядом с названиями проектов я упоминаю неспроста: в отличие от многих телевизионных передач, здесь очень велико значение людей в кадре, часто они идейные вдохновители, спонсоры, ведущие, продюсеры, режиссёры, видеоинженеры, SMM-менеджеры в одном лице.
Как я часто писал ранее, условия для развития YouTube-каналов, посвящённых образованию, культуре и просветительству, в нашей стране неблагоприятны, и меня подкупает смелость авторов, продолжающих честно выражать себя, задавать открыто интересующие их вопросы и проявлять небезразличие к проблемам общества. При этом убеждён, что именно в сложных условиях, на сопротивлении, может родиться что-то по-настоящему ценное.
Интересно, что и официальные СМИ продолжают штурмовать YouTube, заигрывая с аудиторией площадки. Программа «Скинь локацию» на канале государственного Baige News эксплуатирует любительскую «блогерскую» стилистику. При этом проект оставляет впечатление поставленного на профессиональные рельсы, с наймом ведущих и большой степенью размытия производственной ответственности (а, как следствие, и ответственности за результат) между членами команды. Несмотря на множество моих замечаний, в целом это занятный эксперимент, интересующий меня как исследователя продолжающегося слияния старых и новых площадок.
Сериалы на подъёме
Величие русскоязычного и крайняя перспективность казахоязычного YouTube, на мой взгляд, объясняется спадом интереса (и доверия) к традиционному ТВ, сильно удешевлённому идеологами и вынужденно ориентированному на возрастную аудиторию. Не очень понятно, что будут делать телевизионные деятели с фактом взросления и вступления в возраст силы и платежеспособности младших поколений, предпочитающих Сеть (попытки телевизионщиков внедриться в YouTube уже начались, но увенчаются ли они успехом?). На фоне всего этого интересен всплеск интереса в нашей стране к сериалам, созданным специально для видеохостинговых платформ. В отсутствие собственных стриминговых сервисов с доходом от подписок казахстанские производители пытаются монетизировать внимание аудитории через традиционные ютьюбовские инструменты и рекламу. В ряде случаев эти ожидания небеспочвенны.
Сериал «5:32» Алишера Утева вышел под лого Salem Social Media на YouTube-канале «Пацанские истории» и на казахстанском Aitube и оказался интересным событием; предыдущий опыт Утева с сериалом «Сержан братан» на фоне качественно новой работы кажется лишь режиссёрской пробой пера.
В 2021 году можно смело утверждать: многочисленные деятели сериального производства в YouTube всё более смело заявляют о себе и уже готовы задать профессиональную планку на рынке. С другой стороны, телевидение, как я уже говорил, не собирается почивать на лаврах. Пример тому — яркий сериал «Дурь» на КТК, смелый и задающий новый тренд развития игровых телефильмов на ТВ и рассчитанный, кроме того, на публикацию в интернете (у него даже есть специальная версия без цензуры).
В этом году отдельной похвалы заслужил и многосерийный проект «За что я люблю Казахстан и казахстанцев» телеканала «Хабар», создатели которого продемонстрировали изящность художественной обработки историй «из жизни». В целом, думаю, что от усиления конкурентных боёв на сериальном ринге выиграет только зритель.
Журналистская документалистика растёт
Журналистские документальные фильмы занимают всё более заметное место в старых и новых медиа. И работы, попавшие в поле моего зрения в этом году, касались очень важных тем.
На наших глазах автор YouTube-канала «Гиперборей» Вадим Борейко вырос как создатель видеоконтента и на пике профессиональной формы снял фильм «Heavy metal в наших лёгких». Большое расследование экологической проблемы Усть-Каменогорска и Темиртау оказалось отличной работой, достойной внимания самого придирчивого зрителя.
Режиссёр Канат Бейсекеев, работающий в журналистском ключе в рамках проекта Binocle, выступил с фильмом «Жена», важность которого сложно переоценить: вышла картина в разгар обсуждения нового законопроекта о семейно-бытовом насилии. Да и вне этого контекста, учитывая масштаб проблемы домашнего абьюза и традиции её замалчивания, фильм оказался очень важным рассуждением на тему.
Описывая фильм о подростковых суицидах от команды «За нами уже выехали», я упоминал, что авторам удалось соблюсти баланс между крайностями сухого информирования и проповеднической назидательности. Дмитрий Дубовицкий и Асем Жапишева порадовали профессиональным подходом к очень сложной теме, актуальность которой, думаю, ни у кого не вызывает сомнений.
Картина «Между диктатурой и демократией» от «Радио Азаттык» об этнической казашке Сайрагуль Сауытбай, бежавшей от китайских властей в Казахстан, а после вынужденной уехать в Швецию, порадовала профессиональной основательностью. И этот фильм тоже об очень важной, многоуровневой проблеме, включающей в себя и личную трагедию женщины, и политическую неоднозначность ситуации.
В целом можно сказать, что журналистская документалистика в нашей стране на фоне общего невысокого качества аналитической журналистики продолжает играть большую роль. В обществе явно есть спрос не просто на информацию в чистом, «новостном», виде, но на плоды трудов по её обобщению, структурированию и погружению в более широкий контекст.