На телеканале «Хабар 24» недавно стартовала новая программа под названием «Контроль поручений» (имеется в виду журналистский контроль поручений президента). Я попытался разобраться, что новый проект гостелеканала из себя представляет и понял, что нет ничего нового под солнцем.
Плюсы мастерства
«Контроль поручений» — это репортажная программа: журналист (Гульнара Жандагулова), переезжая из региона в регион, рассказывает о решаемых по распоряжению президента проблемах казахстанцев. Например, о недостатках медицинского обслуживания на селе, нехватке пастбищных земель или отсутствии водной переправы близ огромного водоёма.
И если не приглядываться к «идейному» фону, программа делается на неплохом уровне: Жандагулова хорошая рассказчица, которая на протяжении 10 минут грамотно структурированного репортажа понятным телевизионным языком делится со зрителем своими впечатлениями. Опирается при этом на свидетельства «простых местных жителей», которые, кажется, рады, что телевизионщики из далёкой столицы обращают внимание на их невзгоды.
То есть «Контроль поручений» — это адекватного уровня эфирный отечественный продукт, к которому со стороны телевизионных технологий не придраться. Из особенностей: в выпусках «Контроля…» угадывается информационная, а не аналитическая разновидность репортажа. Для любителей журналистских работ, качественно тяготеющих к документалистике и растущих от личности автора, способного на широкие аналитические обобщения, это может показаться минусом. Но, осознавая очень прикладное назначение проекта и некоторые особенности его производства (передача еженедельная, при этом связана с постоянными командировками по огромной стране, а Гульнара Жандагулова — единственный задействованный в ней репортёр), думаю, наивно было бы ждать от каждого выпуска качества «штучного» произведения.
В программе угадывается близкая к новостной манера подачи материала, и её не перебивают ни частое появление журналистки в кадре с вопросами к собеседникам, ни повсеместно используемые кадры с квадрокоптера. В этой строгости есть свои плюсы: задачу — информировать зрителя о проблемах и их решениях — она выполняет, пусть не эффектно, но вполне эффективно. Жандагулова профессионально дробит истории на синхроны и закадровые тексты, органична в кадре, с репортёрской хваткой подмечает интересные детали и мыслит «категорией картинки» (последний комплимент также в адрес операторов и режиссёра программы).
И у меня к проекту претензии, не касающиеся мастерства создателей и качества выпусков программы, но затрагивающие редакционную политику канала.
И снова о PR
Программа «Контроль поручений», журналистская по форме, выполняет и специфические функции, не относящиеся к профессии. Кажется, в нашей стране окончательно установилось новое направление информационного обслуживания и власти, и населения одновременно. Телевизионные деятели по-своему решили дилемму выбора «клиента», и если когда-то они, казалось, руководствуются в своей работе главным для них принципом — количеством эфирного времени, посвященного президенту (так, например, было в программе «Новый курс») — то теперь, занимаясь пиаром первого лица, государственные телевизионные служащие пытаются ублажить и простого зрителя, которого окунают в «атмосферу гласности». В итоге же в этой игре домовладельцу с телевизионным пультом отводят роль безмолвного наблюдателя за прогрессивными изменениями, потому что изъяны многострадальной Родины если и показываются, то, конечно же, в контексте их исправления.
Проблема в том, что «Контроль поручений» — это работа телевидения, представляющего собой государственную PR-службу, формально выведенную в отдельную форму собственности.
Нет, я не склонен ругать «Хабар 24» только из каких-то идейных соображений: в его эфире встречаются и по-настоящему интересные программы (я о них неоднократно писал). Но если отвлечься от названия телеканала и поинтересоваться, как в конкретном случае обстоит дело с журналистикой, придётся обратить внимание на некоторые очевидные вещи.
«На проблему изношенности техники обратил внимание Касым-Жомарт Токаев и поручил курирующим ведомствам обновить парк сельхозтехники», — говорит примерно одинаковую фразу ведущая в начале каждого выпуска программы, а мне словно подают знак: здесь заканчивается журналистика и начинается политическая реклама. Собственно, так же было и с программой «Акимы» — одним из самых любопытных хабаровских проектов последних лет. Она начиналась с президентской цитаты, и это было задолго до января 2022 года. Спустя время приходится констатировать неизменность подходов.
Конечно же, речь не идёт о том, что мост через Бухтарминское водохранилище или возврат пастбищных угодий не нужны, а всё сказанное в выпусках программы нужно воспринимать лишь со знаком минус — эти вопросы вообще находятся за пределами нашего обсуждения.
Я лишь говорю о том, что со времён «Акимов» мало что изменилось, и госТВ по-прежнему продвигает идею о хорошем царе и плохих боярах, в данном случае сокрытую в журналистской упаковке. И если в программе «Акимы» я был готов на эту особенность закрыть глаза (её развлекательность в духе тревел- и разговорного шоу как бы не обязывала к соблюдению журналистских канонов), «Контролю поручений», как программе, созданной в сугубо журналистском ключе, прикрыться внежурналистской лёгкостью не получится.
Как я уже неоднократно говорил, «Хабар» и его клоны тоже меняются. Когда-то их руководство встало на непростой путь: в эфире телеканала всё чаще говорят о реальных проблемах населения (правда, как я уже говорил, всё ещё в контексте «позитивных общих изменений»). И шутка про желание попасть в страну, «которую показывают по “Хабару”», уже не так актуальна, как ещё 10 лет назад, когда на телеканале время от времени показывали золото пшеничных полей, обнимающихся людей в национальных одеждах и деловых, хватких чиновников, которые всё успевали и бойко сыпали обнадёживающими цифрами.
Но программы, подобные «Контролю поручений», в 2022 году даже на фоне остального контента телеканала выглядят анахронизмами из той эпохи, когда телевидение было главным средством распространения информации и не конкурировало с соцсетями и Telegram-каналами. Потому что «Контроль поручений», начиная с самого своего названия, служит закреплению в сознании зрителя мысли о журналистике на службе не у общества, но у власти, исполнение поручений которой должна контролировать. И когда я смотрю очередной выпуск передачи, старательно сделанный авторами, никак не могу выбросить из головы этот факт.