Несчастные женщины из самого популярного издания Таджикистана

0
191

Меркантильные и жестокие или изнасилованные и отчаявшиеся женщины — частые героини материалов очень популярного женского издания из Таджикистана «Оила». Душераздирающие истории о женщинах, которые предают своих мужей или издеваются над свекровями, появляются в рубрике «Письма читателей». Редакция утверждает, что это реальные судьбы, порой даже размещают аудиоверсии рассказов от первых лиц.

Медиакритик «Нового репортёра» Ниссо Расулова решила почитать эти самые письма и рассказать, что с ними всё-таки не так.

«Невыдуманные истории, о которых невозможно молчать», — так, по всей видимости, думает редакция издания «Оила», когда публикует истории своих читателей. Справедливости ради надо сказать, что об очень многих проблемах, особенно тех, которые переживают женщины, совсем не принято говорить в таджикском обществе, а «Оила» эти темы поднимает. Но все публикации на этот счёт можно назвать систематической игрой с ярлыками. Ну или своеобразным заигрыванием с публикой, которая не любит успешных и сильных женщин. А вот истории обиженных и обездоленных, меркантильных и жестоких — явление привычное для общества в Таджикистане. Ещё женщина «Оилы» — аморфное существо, без своего «я» и мнения, которая может даже финансово обеспечивать мужа, но будет терпеть его безразличие.

Так, например, случилось с девушкой из маленького городка на севере страны, Пенджикента.

Это история от первого лица. Героиня начинает свой рассказ с того факта, что после четырёх лет замужества она всё ещё девственница. В самом начале материала нам дают краткий экскурс в сельскую жизнь, повествуют о законах и обычаях, которые, естественно, распространяются больше на женщин. А именно: обязательная сохранность девственной плевы до замужества и торжественное лишение — после. Все в округе, родственники, друзья, односельчане, разумеется, будут вовлечены в процесс, чтобы всё было правильно.

Далее Шахло (героиня) рассказывает, как хотела выйти замуж за своего избранника, как отказалась от учёбы, пошла против воли родителей, но сочеталась браком с Махмудом. Молодые люди поженились, но Махмуд к юной супруге не прикоснулся. По неизвестной причине. Далее в материале рассказывается, что вскоре муж уехал работать в Россию, а его девственная жена так и осталась со свёкром и свекровью, прислуживала им и вела домашнее хозяйство. Шахло ждала своего трудового мигранта, терпела и надеялась, что по приезду Махмуд «смягчится» и всё-таки начнет выполнять свой супружеский долг. Однако «чудо» не произошло, Шахло пришлось во всём признаться свекрови и вернуться в свой дом, несмотря на холодный приём родителей. Отец девушки сокрушался, потому что боялся, что тайна его дочери станет известна, и тогда будет позор. Позор для дочери. Почему именно для дочери — «Оила» даже не объясняет, потому что её аудитории это и так должно быть понятно: жена должна сделать всё, чтобы муж захотел заниматься с ней любовью. И вообще должна сделать всё, чтобы этот самый муж был и желательно был только с ней. Ведь если он заведёт вторую жену (именно «заведёт»), то в этом тоже виновата будет женщина. Поэтому несчастная девственница Шахло мучается от того, что не понимает, что она сделала не так. В том, что виновата она, сомнений у девушки нет, как, видимо, и у аудитории, для которой предназначается этот рассказ.

Другая девушка, по мнению общества тоже что-то сделала не так. Это письмо от отца, дочь которого подверглась похищению и сексуальному насилию. Несколько раз в материале мужчина напоминает, что дочь воспитывал в строгости и религиозности, что она самый настоящий земной ангел. Оиша (имя героини) не выходила гулять из дома одна, не проводила время с телефоном, как другие девушки, даже на рынок за продуктами в одиночку не отправлялась. Со всех сторон правильная и порядочная девочка в один день не возвращается из школы, появляется только через какое-то время со следами насилия. Преступников сажают в тюрьму, но девушка сходит с ума, так как на неё все в округе показывают пальцем, и от этого страдает отец. Свою боль он выражает словами: «Прошу Бога забрать мою жизнь, чтобы я не видел больше никого». Он повторяет, что дочка была воспитана в строгости и искренне удивляется, почему преступники выбрали в жертву именно её. К сожалению, большая часть отцов в Таджикистане так и думает — достаточно, чтобы твоя дочь была скромной и воспитанной, не надевала коротких юбок и не красила губы красной помадой, чтобы защититься от насилия. Потому что жертвой насилия можно стать, только если в тебе что-то не так, а когда всё так, а насилие всё равно происходит, получается сбой системы и не хочется жить. Особенно если система сбилась на твоей дочери.

Еще одна история — интервью с молодым человеком, у которого, по его словам, надежда только на «Оилу» и её читателей. Рассказ 32-летнего Саида большой, мужчина рассказывает о своей жизни, о том, что рано остался без родителей, о тёте, которая заменила ему мать, но потом вышла замуж и разлюбила его. Саид уехал в Россию и там работал, как и все трудовые мигранты, потом женился, вернувшись на Родину, но попал в тюрьму из-за спора с родственниками из-за недвижимости. Однако после освобождения жена Саида начала его избегать, неожиданно разлюбила и потребовала развод. Саид как мог спасал семью, однако вскоре его выгнали из дома, и он оказался на улице. Его родственники принимают Саида только как гостя и в любой помощи отказывают. Мужчина перебивается случайными заработками на стройке и порой там же и живёт, так как идти ему некуда. Из-за этой ситуации Саид потерял веру в таджикских женщин. Журналистка услужливо спрашивает героя, примет ли он помощь, если кто-то из читателей захочет её оказать, на что мужчина соглашается, но на всякий случай напоминает, что больше никогда не женится на таджикской женщине. Видимо, полагая, что во всех его — бесспорно, больших — проблемах виновата женщина.

В материале про героиню, которая влюбилась в женатого мужчину, женщина своей изменой пыталась отомстить мужу за любовницу. Но месть удовольствия предсказуемо не принесла, а когда женщина столкнулась с женой своего любовника и посмотрела ей в глаза, поняла, что нельзя украсть «чужое сокровище», и от отношений с женатым мужчиной отказалась. Со своим мужем тоже отношения возобновить не удалось, и героиня признаётся, что в свои 40 лет живёт в большом несчастье и без какой-либо веры в будущее.

И, наконец, текст «Мать хуже мачехи». История про семью, в которой после развода мать воспитывает детей одна, их у неё трое. В заметке говорится, что у троих детей плохая мать, что она их не любит, и как они сильно чувствуют отсутствие отца. Был бы мужчина в доме, мать любила бы своих детей, не была бы такой жестокой по отношению к ним и, может быть, стала бы похожа на матерей друзей, которые хорошие. «Не бывает и дня, чтобы моя мать не вызывала у меня слёзы. Я хожу в гости к друзьям, вижу отношение их мам, у нас никогда не было такого доброго, открытого отношения матери», — говорят её дети.

И таких историй среди публикаций «Оилы», наверное, подавляющее большинство. Даже если женщину не обвиняют напрямую в самых разных грехах, то представляют её страдающей и несчастной. Конечно, нельзя сказать, что таких женщин в Таджикистане нет: есть, и их очень много. Каждая вторая женщина в стране сталкивается с домашним насилием, около 10 процентов таджикских мужчин незаконно имеют вторых жён, а ещё у женщин ограниченный доступ к образованию, сложности при поиске работы, харассмент, бытовое рабство и куча других «прелестей».

Так или иначе, «Оила» рассказывает об этих проблемах, но либо обвиняет в них самих жертв, либо представляет страдающую героиню, которая покорно принимает свою судьбу и даже не пытается бороться за счастье. И такие в Таджикистане тоже есть, но есть и другие. Есть те, кто каждый день совершает невероятные подвиги, отстаивая право на собственную жизнь и человеческое достоинство, при этом эти женщины успевают зарабатывать и обеспечивать не только себя, но и своих детей. И, наверное, знать о таких героинях женской аудитории «Оилы», которая зачастую на своём собственном опыте знает, что такое страдание и несправедливость, было бы куда полезнее. В конце концов, кто-то им должен сказать, что самые тёмные дни всегда заканчиваются, а бороться за себя нужно.

И ещё: «Оила» — это одно из немногих изданий, которое имеет доступ к жителям сельских регионов, которых большинство — 70 % населения всего Таджикистана. У них большие сложности с подключением к интернету, часто нет образования. И эта аудитория верит «Оиле» и любит её, иначе как объяснить тот факт, что «Оила» на фоне смерти большинства печатных СМИ имеет довольно высокие тиражи газеты именно в регионах. И если бы «Оила» предоставляла этой аудитории качественный контент, пусть и ровно на эти же темы, возможно, трагедий, о которых редакция рассказывает в своих письмах, было бы гораздо меньше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь