Мы завершаем серию публикаций о том, как о туберкулёзе пишут в некоторых странах Центральной Азии. Про Таджикистан можно прочитать тут, про Казахстан — здесь. О том, как эту тему освещают в Узбекистане, написала медиакритик Умида Маниязова.
Тему туберкулёза в СМИ Узбекистана нельзя назвать популярной. Обычно такие материалы выходят в узбекистанских медиа в связи с выделением очередной помощи USAID для борьбы с туберкулёзом или ко всемирному дню борьбы с ним.
Так, в марте 2022 года USAID передало Узбекистану 16 диагностических аппаратов по поводу Всемирного дня борьбы с туберкулёзом. Это событие осветили почти все крупные и популярные издания республики. За шесть месяцев прошлого года USAID подарило правительству Узбекистана 46 систем GeneXpert по экспресс-диагностике туберкулёза на сумму почти $700 тысяч, в том числе 16 таких систем были переданы на церемонии, отмечает издание Uzreport.
В октябре прошлого года это медиа сообщало также, что Минздрав Узбекистана совместно с международной организацией «Врачи без границ» реализует программу лечения туберкулёза. В статье отмечалось, что эффективность лечения больных лекарственно-чувствительным туберкулёзом в стране составляет 91 %, в то время как во всём мире этот показатель равен 85 %. Издание делает важное примечание: по результатам клинического исследования, проведённого в Узбекистане, Всемирная организация здравоохранения объявила, что эта схема лечения будет включена в её обновленные рекомендации и работать в нескольких странах мира.
В конце прошлого года Рodrobno.uz опубликовало материал «В Узбекистане растёт число больных туберкулёзом и ВИЧ-инфицированных. Что будут делать власти?». Издание подмечает, что «несмотря на имеющуюся в регионах потребность в пяти видах высокотехнологической хирургической помощи больным туберкулёзом, такие услуги налажены в полной мере только в Ташкенте и Нукусе». Также Рodrobno.uz уточняет, что президент страны поставил задачу перед Министерством здравоохранения наладить бесплатное лекарственное обеспечение больных туберкулёзом и что на эти цели из государственного бюджета будет выделено 40 миллиардов сумов (более $3,5 млн).
В начале прошлого года это же издание сообщало о новом противотуберкулёзном препарате «Биомайрин», разработанном узбекистанскими специалистами. Однако в статье не уточняется, доступен ли этот препарат больным в Узбекистане, насколько он эффективен по сравнению с уже применяемыми лекарствами, а также отсутствует комментарий хотя бы от одного врача или специалиста, знакомого с ситуацией.
По сравнению с русскоязычными СМИ лучше тему туберкулёза в стране освещают узбекоязычные медиа: это и интервью с экспертами, и журналистские расследования, а также обширные материалы с подробной информацией по заболеванию и методам защиты от него.
Издание Daryo.uz за последние два года опубликовало ряд информативных статей на тему туберкулёза. В марте 2021 года на страницах Daryo.uz вышло интервью с заведующим отделом Бухарского областного центра фтизиатрии и пульмонологии Джамшидом Рахимовым. В материале эксперт подробно отвечает на вопросы о симптомах, путях заражения и как человечество сейчас защищено от этой напасти.
В марте 2022 года это же издание опубликовало лонгрид — беседы с узбекистанцами, заболевшими туберкулёзом и победившими его. В материале не раскрываются имена интервьюируемых, поскольку они сами этого не пожелали, чтобы избежать «дискриминации в обществе». Статья разбавлена иллюстрациями, наглядно демонстрирующими пути передачи заболевания. В материале приводятся рассказы пациентов тубдиспансера, в которых они реалистично описывают своё состояние в период болезни, свои страхи и чувства. Как рассказывает один из героев статьи, который восемь раз лежал в тубдиспансере, во время лечения ему запомнились два случая: когда 19-летнюю девушку, больную туберкулёзом, приехали забрать из больницы родственники. По их словам, у девушки должна была вот-вот быть свадьба, и родные боялись, что сваты узнают о её состоянии. «Затем в больницу легла другая невеста. Через 25 дней пришла её свекровь и стала настаивать на том, что если та не выйдет из больницы, то она найдёт для своего сына другую жену. А как же лечение? Если потом заразится сама свекровь, она же опять будет винить эту несчастную [невестку]?» — рассказывает мужчина.
О проблеме дискриминации в обществе рассказал другой герой этой истории, 64-летний житель города Намангана. Мужчина поделился: три года он боролся с туберкулёзом и до сих пор скрывает от всех, что болен. «Туберкулёз не так неизлечим, как я думал. Только название у него плохое. Как только люди слышат это, они сторонятся тебя. Вот почему я до сих пор держу это в секрете. Я хотел бы, чтобы у этой болезни поменялось название. Я боюсь, что различные виды дискриминации повлияют на моих детей и внуков больше, чем на меня. Кто может сказать, что люди не станут избегать моих внуков и говорить, чтобы с ними не играли, только потому что у их дедушки был туберкулёз?» — поделился мужчина. Авторы материала мастерски подобрали героев разного возраста и пола, что делает читателей ближе к ним и помогает лучше понять их чувства и переживания. Одна из героинь рассказывает: она удивилась, что в тубдиспансере вместе с ней лечились «очень обеспеченные женщины». Это даёт читателю понимание, что туберкулёз — не только болезнь бедных, как было принято считать, а затрагивает все слои общества.
В июне прошлого года другое узбекоязычное издание Kun.uz опубликовало результаты журналистского расследования о том, проводилась ли на деле дезинфекция коек из противотуберкулёзного диспансера в одной из семейных поликлиник Асакинского района Андижанской области, обслуживающей 30 000 жителей. Статья сопровождается видеороликом из интервью с врачами. Журналисты проверили, была ли задокументирована дезинфекция кроватей, как того требуют правила, и убедились, что нет. По словам заведующей семейной поликлиникой, койки пришли к ним без документов о дезинфекции. Глава диспансера также признал, что у них не было документа о дезинфекции коек. Когда журналисты «попытались взять соскрёб с кровати и проверить его в независимой лаборатории, кровати тут же забрали обратно в диспансер». Однако публикацию трудно назвать журналистским расследованием, потому что в ней отсутствуют ответы на такие вопросы, как «Почему дезинфекция не была задокументирована, как того требуют правила?», «Как отреагировало на ситуацию Министерство здравоохранения?», «Какие существуют механизмы для предотвращения подобных случаев, и если их нет, какие меры должны быть приняты властями в этом направлении?».
Надо отметить, что в допандемийный период Kun.uz публиковало больше человеческих историй по теме лечения туберкулёза, рассказывало о людях, прошедших весь путь от излечения до оказания психологической и информационной помощи другим больным.
Из русскоязычных изданий Gazeta.uz, помимо информации о ежегодных мерах борьбы с туберкулёзом в стране, опубликовало историю 17-летней Олеси, победившей эту болезнь. У девушки, потерявшей обоих родителей в двухлетнем возрасте, испортились отношения с родственницей, которая её опекала. В статье сообщается, что Олеся стала первым ребёнком, получившим психосоциальную помощь в рамках проекта «Остановить туберкулёз в Узбекистане», запущенного в сентябре 2020 года и поддерживаемого USAID. Психолог, работающая с пациентами и семьями, затронутыми туберкулёзом, помогла девушке и её родственнице помириться. Индивидуальные консультации, арт-терапия и информационные занятия улучшили эмоциональное состояние девушки и повысили её мотивацию к выздоровлению.
Gazeta.uz в конце прошлого года также поделилось важным исследованием международной организации «Врачи без границ» о новой схеме лечения туберкулёза с применением только таблеток, без инъекций, которая показала эффективность и безопасность. 21 декабря прошлого года в «Медицинском журнале Новой Англии» впервые были опубликованы результаты исследования о лечении туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью, важнейшую роль в котором сыграли медики Узбекистана. Исследование проводилось с 2017 года в семи клиниках в Беларуси, Южной Африке и Узбекистане и завершилось в марте 2021 года. Всего в исследовании приняли участие 552 пациента, из них 248 — то есть 45 % от общего числа — в самом Узбекистане. На основании этих результатов ВОЗ рекомендовала новую схему лечения в опубликованном 15 декабря 2022 года обновлённом Сводном руководстве по лечению туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью.
Вывод
СМИ Узбекистана достаточно часто освещают тему туберкулёза. В основном публикации посвящены результатам помощи Узбекистану международных организаций и новым методам лечения и тестирования заболевания, что, несомненно, очень важно. Но узбекиcтанским медиа не хватает материалов, в которых в доходчивой, непринуждённой форме рассказывалось бы о заболевании, чтобы через человеческие истории показывать, что болезнь излечима.
В медиапространстве Узбекистана почти отсутствуют материалы, помогающие бороться со стигматизацией и дискриминацией по отношению к больным туберкулёзом. И еcли до 2020 года таких материалов были единицы, то поcле пандемии их уже почти нельзя увидеть на cтраницах узбекских медиа. Возможно, это в какой-то мере объясняется тем, что в 2017 и 2018 годы в рамках Программы USAID по борьбе с туберкулёзом для журналистов Узбекистана проводились конкурсы и тренинги по освещению этой темы.
Сейчас узбекским журналистам нужно обратить внимание не на освещение сухих фактов. Можно взять интервью у врачей, рассказать о симптомах болезни или про доступность тестирования на туберкулёз. Лучше всего о проблемах и достижениях в этой области могут рассказать переболевшие. Можно осветить, с какими проблемами они сталкиваются.
К сожалению, сюжеты и статьи на эту тему почти никогда не показывают высокие рейтинги, у них нет миллионных просмотров. Но они могут поменять мнение или отношение к проблеме отдельных людей. Например, после таких сюжетов кто-то захочет обратиться за лечением или психологической поддержкой. Именно это и есть конечная цель подобной журналистской работы.