Как журналисты решают этические вопросы и при чём тут законопроект о массмедиа

0
200

«Медиа стремительно меняются»

Какое слово этичнее использовать в заголовке: «сперма» или «биоматериалы», можно ли распространять видео целующихся в лифте людей и стоит ли в новостях акцентировать внимание на национальности?

Об этих и других вопросах медиаэтики горячо спорили журналисты, редакторы и юристы с 9 по 11 февраля в Алматы на тренинге для членов Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане.

Общественный комитет по саморегулированию медиа существует два года. Он занимается вынесением рекомендаций в случаях нарушений журналистами профессиональной этики. Задачи комитета — поддерживать профессионализм медиасообщества и разрешать конфликты до суда. Как рассказывает исполнительный директор Бактыгуль Бурбаева, в течение двух лет комитет становился устойчивой организацией. Это третий тренинг для членов комитета. На нём журналисты повторили базовые принципы и стандарты медиаэтики, получили консультации юристов.

— Медиа стремительно меняются, появляются новые, меняется также законодательство, поэтому тренеры должны постоянно развиваться, — говорит Бурбаева.

Участники тренинга вместе с Дианой Окремовой и Гульмирой Биржановой, соосновательницами «Правового медиацентра», разбирали разные ситуации — как относительно свежие, так и просто нашумевшие. На примере смерти солдата из воинской части в Жамбылской области они изучили, какие СМИ использовали в заголовках слово «сперма», а какие — «биоматериалы». Некоторые издания и вовсе попытались избежать этих слов, вынеся в заголовки «шокирующие подробности» или «что нашли во рту повешенного пограничника». Комитет пришел к мнению, что сообщение таких деталей было как вынужденной мерой со стороны адвоката семьи погибшего, так и обоснованно со стороны журналистов — так как в казахстанской армии насилие, суициды, несчастные случаи со срочниками происходят регулярно, но со стороны Министерства обороны почти не бывает должной реакции.

«У адвоката не было выбора: если бы он не рассказал детали, дело бы закрыли. Но не следует выносить в заголовок такие подробности, это неэтично», — решил комитет.

В таких случаях организация рекомендует журналистам помнить, что подобные кейсы относятся к категории чувствительных тем, и необдуманное использование деталей может задеть чувства родственников погибших. Комитет также может направить рекомендации КНБ, Минобороны, МВД, Генпрокуратуре, омбудсмену о предоставлении журналистам и населению честной, объективной информации.

Разбирая нашумевшее видео целующихся мужчин в лифте, которых сначала приняли за сотрудников Минэнерго, комитет вынес рекомендацию журналистам не публиковать видео и скриншоты, так как это нарушает неприкосновенность частной жизни (статья 147 УК). К тому же, «излишний хайп снижает доверие аудитории к профессиональным СМИ», уверены медиатренеры.

Юристы и редакторы советуют журналистам критично относиться к пресс-релизам госорганов и силовых структур, не копировать их целиком, учитывать контекст, в котором они появляются в СМИ. Таким примером может служить появление новости о «гражданах Украины, организовавших нарколабораторию близ Алматы». Полиция распространила пресс-релиз после встречи Касым-Жомарта Токаева и Владимира Путина в Санкт-Петербурге. Эксперты считают, что не следует выносить в заголовки этническую принадлежность и принадлежность к гражданству какого-либо государства. Это формирование стереотипов, негативного отношения аудитории к определённой группе людей.

Медиаэтика на практике

Юристка Гульмира Биржанова напомнила журналистам, что плагиат, искажение фактов, диффамация, клевета, необоснованное обвинение — это серьёзные профессиональные нарушения. Журналисты должны уважать частную жизнь, получать информацию только честными методами, всегда информировать о своём статусе журналиста и воздерживаться от использования скрытой аудиозаписи или съёмки.

— Журналисты всё-таки стараются соблюдать этические нормы, — считает Диана Окремова, — мне кажется, сейчас больше нарушений со стороны бесчисленных Telegram-каналов, пабликов, чем со стороны профессиональных журналистов, но последние иногда злоупотребляют кричащими хайповыми заголовками.

Бактыгуль Бурбаева считает, что блогеры и паблики должны принять правила этики, или тогда читатели сделают выбор в пользу профессиональных источников информации.

Участники тренинга проговорили важные принципы при работе с детьми: не следует публиковать материал, если он может поставить под угрозу жизнь и здоровье самого ребёнка, его братьев, сестёр, сверстников, даже если данные ребенка изменены. Всегда нужно руководствоваться принципом продвижения прав ребёнка и защитой его интересов.

Руслан Никонович, главный редактор карагандинского «Нового телевидения», рассказал, как его коллектив решает этические вопросы.

— Раз в неделю у нас проходят собрания, на которых мы обсуждаем с журналистами правильность подачи тем. На такие собрания ходят все: журналисты, редакторы, режиссёры, операторы, стажёры. К нам в прямой эфир поступают звонки, сообщения, мы делаем очень много интервью. Мы обсуждаем, что можно читать, на каких словах можно прервать гостя, корректно ли прервать гостя, если он начинает говорить неэтичные вещи, корректно ли прервать звонившего, на каких словах можно оборвать звонок. Мы должны минимизировать возможность воспользоваться нашей площадкой для распространения незаконной и неэтичной информации.

Никонович говорит, что казахстанское телевидение находится в более жёстких условиях, чем интернет-издания.

— В интернете можно сделать постмодерацию, а на телевидении должна быть премодерация, что очень трудно. Я сотрудникам не запрещаю творчество, могу только рекомендовать, посоветовать, о чём спросить гостя, прошу не нарушать границы и думать, что они скажут, ведь мы вещаем не на одного человека.

Председатель общественного комитета, журналистка Жұлдыз Әбділда отмечает, что члены организации часто сталкиваются с тем, что журналисты не соблюдают базовые принципы этики, прибегают к плагиату, могут показать детей, пострадавших от насилия, использовать лексику, задевающую чувства людей.

—  Я думаю, это происходит, когда издания работают ради KPI, просмотров. Нам и нашим коллегам следует думать хотя бы о будущем детей, которые становятся героями материалов, бережно обращаться с их изображениями и личными данными, быть критичными. Громкая новость о том, что полицейские спасли спрыгнувшую с моста беременную женщину, — это материал для создания имиджа полиции, но ещё в нём показали и лицо девушки.

Незапланированная встреча

Неожиданностью стал визит на тренинг сотрудника Министерства информации и общественного развития, директора департамента государственной политики в области СМИ Жасулана Умиралиева. Умиралиев вместе со своим коллегой пришёл на второй день тренинга, чтобы обсудить законопроект о массмедиа. За несколько дней до этого журналистское сообщество раскритиковало документ, в Астане и Алматы прошли пресс-конференции с участием медиаюристов о том, что такой вариант проекта нельзя направлять в парламент. Документ, по мнению юристов и сотрудников СМИ, только накладывает дополнительные ограничения на работу журналистов, но не даёт никаких прав.

Среди членов общественного комитета есть и члены рабочей группы, которые принимали участие в разработке законопроекта, но к их голосам чиновники из МИОР не прислушались. Одними из наиболее спорных стали нормы о выдаче журналистам пресс-карт, лишение пресс-карт за в том числе несоблюдение журналисткой этики. Организаторы тренинга уделили несколько часов встрече с представителем МИОР.

— Соблюдение медиаэтики для журналистов — это как клятва Гиппократа для врачей, но лежит в плоскости саморегулирования, — начал чиновник.

На что журналисты ему ответили: «Мы против, чтобы саморегулирование было прописано в законе».

Умиралиев продолжил, что ведомство изучило опыт зарубежных стран. Журналисты парировали, что, судя по тексту проекта, примером для МИОР стало законодательство России и Беларуси.

Говоря о выдаче пресс-карт и их отзыве, Умиралиев подчеркнул, что пресс-карты журналиста будет лишать не ведомство, а комиссия, которая состоит из членов отрасли. Но, как выяснилось дальше, разработчики законопроекта не продумали, кто и каким образом будет становиться членом комиссии.

Сотрудник МИОР пообещал, что из документа уберут нормы, с которыми категорически не согласны профессиональные журналисты и медиаюристы. На прощание он сфотографировался с участниками тренинга, а позже отчитался о своём визите в Facebook.

Тренинг для членов Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и был проведён в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь