«Новый репортёр» начинает серию публикаций в рубрике «Самоучитель»: полезные советы для молодых редакций, редакторов и журналистов.
Все медиа и их сотрудники с чего-то начинают. Партнёр Internews, компания BeGlobe, собрала рекомендации для наших читателей с самых актуальных тренингов.
Часть первая — советы начинающему редактору от Вячеслава Половинко, исполнительного редактора «Новой газеты Европа».
«»Хороший редактор» и «хороший человек» — это две разные профессии. Книга про средневековые пытки — настольная книга редактора».
Вячеслав Половинко
- Редактор — тот, кто контролирует журналистов.
Нельзя быть родителем для них, но бывает сложно выключить эмоции. - С принятием новой должности человеческие отношения заменяются на профессиональные.
Если вы собираетесь руководить друзьями, обсудите это с ними за пивом. - Переманить редактора извне — хорошая идея.
Но имейте в виду, что любой новый человек — дополнительный повод для конфликтов в редакции. - Фанатичность — это скорее минус. Нужно болеть за проект. Но невозможно работать 24 часа в сутки.
В результате: 1. «Я столько работаю, а вы все бездельники!» 2. Может случиться срыв и нарушение общего процесса. - Сделать редактором спецкора — хорошая идея.
Но если спецкор хорош, то стоит ли делать его редактором, чтобы потом искать хорошего спецкора на его место? - Выстраивая свой личный график, не вынуждайте подчинённых полностью ломать свой.
Если вы левша, это не значит, что все могут писать левой рукой. - Держать всё на своих плечах не нужно.
Делайте много, но не берите на себя больше, чем вы можете вынести. Делегирование — хорошо и для разгрузки, и для доверия коллектива. - Практические навыки всегда важнее дипломов.
«У меня дипломы Оксфорда, Гарварда… А ещё я хорошо печатаю дипломы». - Задавайте соискателю наводящие вопросы, а не впрямую.
Никто вам не скажет открыто, что хочет занять ваше место через пять лет, но можно выяснить планы на будущее другими способами. - Распределяйте бюджет так, чтобы обязательные должности были заняты.
Никакой офис не может обойтись без бухгалтера и клининга. - Правило усреднённости: стремление к тому, чтобы все сотрудники были одного уровня компетенции.
Звезда будет демотивировать сотрудников, перетягивать на себя внимание и быстро уйдёт из редакции: со скандалом или на повышение. - Хорошая идея — дробить должности.
«Корреспондент» и «старший корреспондент» — две ступеньки с разницей в окладе в 20 тыс. тенге, но зато стимул для подчинённого расти. - «Звёздная болезнь» лечится угрозой увольнения.
Или убирайте диван из редакции, чтобы не было соблазна. - Передовика можно повысить до редактора или отпустить.
Новый передовик появляется, когда освобождается место старого. - Форма поощрения «благодарность» приятна для подчинённых.
Но если одному благодарность, а другому — премия, то плохой исход. - Прикрепление отстающего к «передовику» — спорная практика.
Нужен передовик, который умеет учить и сможет стать вдохновителем, а не задавит. - Система премирования: для творческих и технических работников одинакового размера.
Две премии подряд один сотрудник может получить, только если одна творческая, а вторая — административная. - Квартальные премии могут выдаваться не всем.
Решение принимают руководители отделов. Будьте готовы к обидам. Но если редакция небольшая, пустите шапку по кругу: определять, кому премию, общим голосованием в редакции. - Горизонтальная иерархия: «Мы — семья! Лучший коллектив!»
Но в этом случае сложно добиваться роста показателей. - Вертикальная иерархия: «Отряд не заметил потери бойца».
Бывает больно, но обеспечены охваты и просмотры. - Понятия «универсальный журналист» не существует.
Хорошо уметь всё, но со временем должна появиться четкая специализация. - Вы создали прекрасный коллектив и правильно раскидали нагрузку, но вас однажды сбивает автобус, и работа всей редакции останавливается.
Необходимо по умолчанию на любую позицию иметь минимум одного дублера. - Редакция должна уметь работать без редактора.
Как курица без головы бегает по двору, редакция без редактора не должна терять работоспособности. - Брать на работу в редакцию друзей, родственников, супругов или партнёров нельзя, потому вы ничего не сможете им предъявить.
А если предъявите, то этот кошмар продолжится дома. А вдруг в доме есть стрихнин? Кроме того, «свои» уверены, что мы сделаем им хорошо. Это могут быть неудобные для вас требования по оплате, объёму, графику работы и другие слабые места. - Внештатники — это костыль, на который может опереться редакция, если вдруг она «потеряет ногу».
Внештатных корреспондентов редакторы могут подбирать себе сами, и даже авторы могут иметь свой штат внештатных сотрудников. - Продюсер — не единственный, кто ищет деньги.
Но продюсер — тот, кто продаёт материал ещё до публикации. - Продюсер — человек-батарейка, человек-змея, его ничего не может вывести из себя.
«Вы меня можете ненавидеть, но пока вы не сдадите текст, я буду приходить и сидеть возле вашей кровати». - Для решения конфликтов в редакции нужен медиатор.
Если есть непререкаемый авторитет, которого все любят, то он может быть третейским судьёй. - Если в конфликте одна из сторон подчинена другой, то решить этот конфликт может только кто-то вышестоящий.
Но право главреда уволить любого сотрудника вступает в силу только после редсовета. - Если одна из сторон конфликта — главный редактор, то решение одно — общее собрание.
Произойдёт выплеск эмоций, а после него уже можно трезво рассуждать. - Если случился конфликт в редакции, не растягивайте, чтобы не дать ситуации обрасти домыслами.
Лучше разбираться на следующий день после стычки. - Погашение конфликтов с помощью непрямых разговоров — это искусство.
Этим мастерством обычно владеют хорошие политики. И редакторы. - Конфликты — как контролируемые лесные пожары.
Тушишь там, где стратегически важно сохранить спокойствие. - Не позволяйте конфликту становиться публичным.
Так вы образно расширяете свою общую планёрку с 60 человек в редакции до 60 000 человек, которые увидят это в Сети.
Материал подготовлен на основе тренинга Вячеслава Половинко «Жизнь редакции».