Специальный репортаж. Правила съемки. Метод Селина

0
404
Павел Селин расскажет как снимать спецреп. Фото: internews.kg

«Первый и самый главный вопрос, на который надо ответить репортеру, взявшемуся за съемки спецрепа — зачем или почему вы хотите это делать?», — Павел Селин — НТВ-шник, журналист, телеведущий и любитель журналистских расследований, считает, что без ответа на этот вопрос начинать съемки нельзя.

О тонкостях сложного телевизионного жанра «Специальный репортаж» Павел рассказывал на семинаре в Бишкеке. Неделю вместе с участниками он разбирал снятые работы, разрабатывал темы и помогал на съемках.

«Я сразу хочу сказать, что это — моя история. Я так делаю. У каждого свой сценарий и свои наработки. И, конечно, это не панацея и не жесткие инструкции. Глупо было бы на это претендовать. Но, на мой взгляд, если уже велосипед изобретен, зачем его придумывать еще раз», — всегда на семинарах предупреждает Павел.

Мы тоже записали несколько его практических советов для «Нового репортера». Конечно, мы публикуем не все — уместить 5-дневный семинар в один пост невозможно. Но надеемся, что даже эта подборка рекомендаций поможет телевизионщикам в работе.

Павел Селин, как пишут на сайте НТВ, один из самых известных авторов, работающих в жанре специального репортажа и журналистского расследования:

«Это его когда-то объявил персоной нон грата Лукашенко. Это он в поисках правды тайно переходил границу вместе с контрабандистами, опускался на дно отравленной реки, внедрялся в масонскую ложу, искал и находил следы кокаина в Госдуме». 

Для Павла работа в этих жанрах — всегда работа по-живому. И если для новостного репортажа достаточно нащупать тему, найти героев и показать ее зрителю, то у специального репортажа задача сложнее.

Специальный репортаж — это анализ, исследование. Поэтому историй, эмоций героев, поворотов и видеоаттракционов должно быть больше.

Специальный репортаж всегда проще документального фильма, но при его производстве работают те же приемы. Каждые 5-6 минут нужно применять необычный ход, чтобы не потерять внимание зрителя.

Итак, рекомендации: 

«Самое главное — надо для себя четко определить: «О чем сюжет?». Понимание этого собственно сюжет и рождает. Становится понятно: кого снимать, где снимать, как снимать, когда снимать»

«Прежде, чем приступить к съемкам, набросать хоть какой-нибудь план. Обычно из того, что планируешь, выходит только половина задуманного»

«Планируйте на 200 процентов, чтобы получилось все, что вы хотели снять»

«Лучше самый плохой план, чем его отсутствие»

«Каждая деталь может стать главной. Иногда одна маленькая «краска» может решить всё настроение и даже сценарий всего материала в целом»

«Когда ты приезжаешь на съемку к герою прочитав и посмотрев о нём всё, что только возможно, — ты «подкован» и «вооружен». Никогда не лишне во время интервью ненароком «щегольнуть» знанием какой-то детали из биографии твоего героя»

«Будь наблюдательным и зритель к тебе потянется»

«При любой возможности нужно стараться в кадре комментировать самые важные и интересные моменты происходящего; небольшая фраза stend-up-live может сказать гораздо больше, чем пространное закадровое объяснение мотивов и деталей события»

Видеосоветы от Павла Селина: как снять специальный репортаж

Сюжет Павла Селина для «Центрального телевидения» про митинги в Белоруссии

Сюжет Павла Селина для программы «Главный герой» о военных гастролях Юрия Шевчука

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь