Каждый день на сайтах, в газетах, в сюжетах мы используем изображения людей. В каких случаях нужно разрешение на публикацию изображения, какие законодательные нормы в области права на собственное изображение есть в Казахстане, с какими проблемами чаще всего сталкиваются редакции? «Новый репортёр» публикует ответы на вопросы редакций, подготовленные юристом «Правового медиацентра» Гульмирой Биржановой.
Наша газета опубликовала фотографию человека в суде, человек являлся стороной по гражданскому делу. Процесс судьёй был объявлен открытым. Однако к нам поступила досудебная претензия, а далее последовал иск о том, что было нарушено право на изображение. Человек при этом ссылается на статью 145 ГК РК. Как нам поступить?
— Право на собственное изображение закреплено в статье 145 Гражданского кодекса РК, это право относится к числу личных неимущественных прав. Общее правило: изображение — это опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображённого, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга.
Но кодексом перечислены случаи, когда согласия на использование изображения не требуется:
- если это установлено законодательными актами;
- если изображённое лицо позировало за плату.
Нас интересует первый пункт — установлено законодательными актами. В конце 2017 года были приняты долгожданные изменения в закон о СМИ, которые предусматривают, что СМИ не требуется согласие изображаемого при подготовке, опубликовании, воспроизведении и распространении продукции СМИ:
- если данное лицо присутствует или участвует в зрелищных культурно-массовых, социально значимых в области культуры, спортивно-массовых мероприятиях, собраниях, митингах, шествиях или демонстрациях и иных публичных мероприятиях;
- если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен;
- если использование изображаемого лица осуществляется в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
В вашей ситуации процесс был объявлен открытым, судья разрешил проведение фото- и видеосъёмки. Поэтому требования заявителя несостоятельны.
Наша телестудия готовит видеоролик о детях с ограниченными возможностями. Необходимо ли нам спрашивать разрешение у родителей на использование изображения их детей?
— Правила использования изображений детей — такие же, как правила публикации изображения взрослых. Но согласие на публикацию надо получать у законных представителей ребёнка (родителей, опекунов или попечителей). Однако есть случаи, предусмотренные законом о СМИ, когда запрещается распространение в СМИ или сетях телекоммуникаций персональных и биометрических данных лица, включая информацию об его родителях и иных законных представителях, иной информации, позволяющей установить личность, о:
• ребенке, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);
• несовершеннолетних, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении административных и (или) уголовных правонарушений.
В этих случаях необходимо разрешение родителей, а также согласие детей, достигших 14 и 16 лет. Что касается согласия, то законом не определена определённая форма согласия. Поэтому согласие может быть в любой форме: устной, письменной, в форме видеосогласия. Но советуем использовать письменную форму согласия. Установленного образца согласия нет, можете его подготовить в произвольной форме.
Мы готовили публикацию о людях с ограниченными возможностями, к нам в кадр попала проходившая мимо женщина. Мы опубликовали фото на первой полосе газеты. Женщина обратилась в суд с иском о нарушении её права на собственное изображение.
— Её требования абсолютно необоснованны, поскольку фотография была сделана в публичном месте. И публикация никоим образом не ущемляет её права с точки зрения закона.
При подготовке материала мы взяли фото человека из социальных сетей, при этом аккаунт был открыт для всех. К нам пришла претензия, что мы не можем использовать фотографию. Как нам ответить?
— Если изображение опубликовано самим лицом в социальных сетях, являющихся общедоступными, согласие не требуется. Поскольку это подпадает под норму статьи закона о СМИ: «Если распространяемая информация содержит изображение лица и сведения, связанные со служебной и публичной деятельностью данного лица, а также опубликована самим лицом, его законным представителем или уполномоченным лицом в источниках, доступ к которым не ограничен».
Мы готовим материал о несовершеннолетнем, который проходит амбулаторное лечение. Необходимо ли спрашивать согласие у родителей на использование изображения ребенка в нашем сюжете?
— Правила использования изображений — такие же, как правила публикации изображения взрослых. Но согласие на публикацию надо получать у законных представителей ребенка (родителей, опекунов или попечителей). Но надо также учесть, что в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» «информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну».
Ответы на вопросы редакций по разным вопросам медиаправа готовятся на постоянной основе «Правовым медиацентром» в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).