Коронавирус и доллар — это то, о чём подавляющее большинство казахстанцев говорило всю неделю. В воскресенье стали ещё активно обсуждать режим ЧП. Поэтому по большей части в итоговых программах журналисты об этом и рассказывали.
Неожиданно активно (две программы из четырёх) заинтересовались «обнулением Путина» и посвятили ему отдельные материалы.
Меньше всего о китайской пневмонии на этой неделе говорила «Аналитика» — её хватило ещё и на тему пьянства и преступлений на этой почве, например, и они не забывают о Кордайском инциденте.
В нашем обзоре — традиционно итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
Программа выходит вечером в субботу, поэтому главная новость — не введение режима ЧП, а первые случаи заражения казахстанцев. Блок вроде информационный: у кого выявили инфекцию, откуда они прилетели и так далее. Единственное, что позволили себе ведущие сверх перечисления фактов, — усомнились, что главный санврач Казахстана Бекшин со своими прогнозами «когда же у нас наконец-то появится коронавирус» просто угадал. «Может, просто тесты были ещё не готовы?» — задал по сути риторический (для него) вопрос Алексей Рыблов. Тот же скепсис прозвучал и в сюжете на тему коронавируса в Казахстане — только тут журналистка засомневалась в проницательности Бекшина как бы от имени казахстанцев.
В сюжете рассказали и про то, что люди в карантине жалуются на условия, и про отмену праздничных мероприятий на Наурыз (на которые деньги-то уже наверняка выделили, заметили авторы сюжета). Ну если заметили, то надо было и задать чиновникам вопрос про деньги?
Интересные факты в сюжете — сколько закрытыми продержатся на плаву кинотеатры и театры, как часто стали обрабатывать салоны общественного транспорта. Жители столицы и Алматы (именно этих двух городов, отмечают владельцы сети супермаркетов) сметают с полок гречку, муку и макароны. Наглядная и полезная инфографика по симптомам коронавируса.
В целом блок про коронавирус занял в «Больших новостях» 23 минуты.
Следующий блок — экономический. Падение цен на нефть (почему), стремительное обесценивание тенге (как результат) — это объяснили более-менее понятно. Но всё равно полностью информацию смогли усвоить лишь те, кто хоть что-то понимает в мировых экономических процессах. То есть «на пальцах» простому человеку многое авторы программы объяснять не стали. Например: а наши обменники вообще имеют право самостоятельно так сильно задирать цены на валюту? Ещё звучали пассажи типа «обещание повысить базовую ставку — а она теперь 12 % — стало своего рода словесной интервенцией, которая не позволила тенге сильно обесцениться»; что такое эта базовая ставка? Почему она не даёт тенге обесцениться? Скорее всего, мало кто понимает. Потому что сегодня, в понедельник, например, Нацбанк опять сказал, что «сохраняет базовую ставку 12 %», а курс американской валюты всё равно взлетел до 450 тенге в обменниках, а на KASE с утра по доллару вообще курс определить не смогли. Вот поэтому и надо объяснять про базовые ставки людям.
Но сам сюжет получился довольно внятным: там и оптимистичные прогнозы чиновников (каждый раз у них такие), и истории предпринимателей, которые поясняют: вот если ты тортики печёшь, то своих, казахстанских составляющих, у нас только мука и яйца. Остальное всё за валюту за границей. А значит, цены не могут не взлететь, сколько бы правительство ни обещало обратное. В сюжете финансовый аналитик Ботагоз Жуманова попыталась всё же объяснить, что такое эта «базовая ставка» (она делает кредиты дороже, это по сути базовая стоимость денег, выплаты по ипотеке увеличатся), но вам что-то стало понятнее? Нам нет. В конце цифра: «80 % экономически активного населения Казахстана живёт в кредит». Откуда эти данные? Когда используешь такие кричащие цифры, источник надо указывать обязательно.
Специальный репортаж в рубрике «Большая политика» — про «обнуление» Путина. «Зашли» под соусом «почему Россия не стала перенимать казахстанский опыт транзита власти». Хороший материал — особенно для тех, кто не слишком следит в интернете за политическими новостями северного соседа.
«7 кун», «Хабар»
«Хабар» тоже начал выпуск с темы коронавируса. Ведущий Александр Трухачёв дал краткую сводку последних новостей: вводится режим ЧП, пандемия коронавируса, в Казахстане заболевание уже есть.
«Здравствуйте. Именно «здравствуйте», а не «добрый вечер» говорим мы сегодня всем соотечественникам, которые и без того всё хорошо понимают и желают здравия не только друг другу, но и нашей экономике», — таким оригинальным способом ведущий перешёл к теме обвала цен на нефть. Вообще, если честно, текст ведущего в этом выпуске можно разбирать на цитаты. С одной стороны, много ярких метафор. С другой — иногда избыток пафоса. Вроде: «Человеческая цивилизация вступила в сложнейшую фазу своего существования». С тех пор, как «7 кун» начал показывать «человеческое лицо», такие пассажи смотрятся там, мягко говоря, чужеродно.
Но вот оригинальную аналогию проводит ведущий между ценой на нефть и инсультом: «Если считать нефть за кровь, то в результате в организме глобального экономического мироустройства произошло резкое повышение гемоглобина, его стало слишком много, возникла угроза тромбоза, закупорки сосудов, которая может привести к инсульту с риском смерти головного мозга, управляющего всеми процессами жизни и деятельности организма».
В сюжете про коронавирус в Казахстане рассказывают, что такое режим ЧП, почему его вводят, на какой срок. Все громкие события прошедшей недели подробно проговорили. Тоже показали, как водители автобусов протирают свои салоны. Добавили ТРЦ, которые закупают тепловизоры, проблемы кинотеатров, рассказали о школах, вузах, колледжах, детских садах, ажиотаже в продуктовых магазинах, про симптомы и так далее. В стендапе корреспондент рассказывает и показывает методы профилактики.
Интересно, что в «7 кун» темы коронавируса и экономического кризиса чередуются: получается такой многослойный сэндвич из главных тем недели с разными направлениями. Вот сразу за сюжетом про коронавирус в Казахстане, — снова нефть: ведущий повторил, что Китай перестал закупать нефть в прежних объёмах, рынок перенасытился, поэтому цена упала (а на КТК сказали, что во всём виновата Россия, и Казахстан её в этом поддержал: сравните, как говорится). Про страны ОПЕК на «Хабаре» сказали, что «они не смогли договориться». Опрос на улицах про цены на нефть (и падение тенге). Люди говорили, что на них это особо не повлияло, потому что накоплений в валюте нет; единственное, не хотелось бы роста цен на товары.
Дальше — снова коронавирус. Теперь — в мире. В Италии работают только продуктовые магазины, в США иностранцам запретили въезд, Трамп сдал анализы, паника в супермаркетах. И так далее. Хорошо, полно, интересно.
О том, как защититься от инфекции, рассказывают эксперты: Бахыт Кошерова, доктор медицинских наук (на фоне автобусной остановки её синхрон выглядит странно) и Рафаил Розенсон (он в кабинете, уже лучше). В целом про коронавирус в программе говорили 24 минуты.
Дальше всё не про коронавирус: активности Назарбаева (он посетил МГУ, где впервые когда-то озвучил идею создания Евразийского союза), рабочие встречи Токаева.
Ставшая уже традиционной рубрика «7 кун» — Байбек шагает по стране. В этот раз он отправился в Жамбылскую область. Всё ещё непонятно, зачем он катается по Казахстану. Как везде побывает, что-то будет?
«Бантик» — про очень успешные шоу Димаша Кудайбергенова. Ну и здорово, хоть что-то хорошее же на этой неделе должно было быть?
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Аналитика» ожидаемо начала с коронавируса, но подводка получилась позитивной — вспомнили ролик, на котором китайские врачи снимают маски в знак победы над болезнью. Сюжет начинается с выступления Трампа, где он озвучил результаты своего теста — отрицательный. Рассказали о ситуации в Америке и перешли на Европу, где всё гораздо хуже, закончили Китаем — ситуация там нормализуется. Про Казахстан рассказали то же самое, что и на других каналах — школы, ТРЦ, кинотеатры, появление коронавируса в республике, ситуация на момент выпуска, режим ЧП. Из нового: рассказали про пранкера, который кашлял в метро, его закрыли на 10 суток, а в Испании прошёл флешмоб аплодисментов врачам. В целом блок про коронавирус на «Первом канале Евразия» получился самым коротким из всех программ, что мы обозреваем — всего 11 минут.
Сюжет про финансовый кризис начинается с опросов: директора производства на заводе, в магазине электроники, продавца на базаре. Картинка красивая, но «Хабар» про начинающийся кризис объяснил доступнее — практически пошагово. Зато «Аналитика» лучше «Хабара» рассказала о росте банковских ставок. 18 марта будет новое заседание ОПЕК, курс доллара 410 тенге, пенсии и пособия будут выплачиваться вовремя, будет индексация, создан штаб оперативного реагирования. Есть много экспертов, есть чиновники, есть люди. Сюжет хороший, подробный, большой.
О результатах расследования Кордайского инцидента — 11 человек под следствием, и это только начало: задержаний по серьёзным правонарушениям ещё не было. Хорошо, что вспомнили, остальные за коронавирусом про Кордай забыли совсем.
Сюжет про алкоголь и пьяную преступность. Громкие истории про вождение в нетрезвом виде. Есть люди и истории — бывший алкозависимый, или семья, оставшаяся без матери. Журналисты провели довольно банальный эксперимент — отправили 20-летнего парня в магазины за алкоголем. Документы, как и ожидалось, не спросили ни в одном из них. Надо было хотя бы 15-летнего отправить, что ли.
Материал про социальные продуктовые наборы — «Аналитика» проверяет, кому, что, сколько и как доставляют. Побывали на складах, где расфасовывают товары по коробкам, поговорили с кладовщиками. Сюжет получился позитивным — показали, как семьи радуются, как распаковывают, счастливых детей. И про проблемы всё равно упомянули: некоторые получили просроченные продукты; только начинают раздавать посылки, хотя должны были ещё в январе; доставлена только половина.
Завершает выпуск трёхминутная инструкция по профилактике коронавируса с номерами телефонов и роликом с полезными советами, который создан профессионалами и будет распространяться отдельно.
Apta, QAZAQSTAN
Программа Apta началась с информации о введении в Казахстане режима ЧП. Ведущая вышла на прямую связь из студии с корреспондентом в Алматы. Журналистка рассказала, какова ситуация в медучреждениях южной столицы. Она также отметила, что приглашала на эфир представителя Управления общественного здоровья города, та пообещала прийти, но потом отказалась.
Сюжет про общую ситуацию в Казахстане и мире по поводу коронавирусной пандемии получился насыщенным. Помимо прочего, его комментировали журналист, который учился в Китае (он рассказывал, как распространялся вирус в Поднебесной), а также казахстанский учёный, который работает в Италии.
Нефть подешевела на 30 %. Что делать Казахстану? Сюжет, посвящённый экстренному заседанию под председательством Токаева, был дополнен комментариями экономистов, политологов и опросами на улицах. Авторы сюжета выразили надежду, что после того, как ситуация стабилизируется, наши власти ещё раз подумают, как бы сделать нашу экономику менее зависимой от стоимости чёрного золота.
В большая часть программы Apta была посвящена теме коронавируса — 35 минут эфира из 45. Остальное — про политические новости из России («обнуление» Путина) и экономические проблемы.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.