Женщины документируют: фильмы из Центральной Азии, которые стоит посмотреть

0
181

Документальные и игровые фильмы от женщин-режиссёров из Центрально-Азиатского региона и Германии, а также дискуссии с авторами картин проходят на этой неделе в режиме онлайн в рамках феминистского фестиваля FemAgora. Эта секция фестиваля называется «Неделя кино», с 21 по 26 сентября она проходит в сотрудничестве с Гёте-Институтом в Казахстане, её куратор — Молдияр Ергебеков. Все фильмы доступны на сайте фестиваля, дискуссии — на страницах в Facebook и YouTube.

На сайте фестиваля сейчас доступны 23 игровых и документальных картины, которые были сняты женщинами-режиссёрами из Центральной Азии и Германии. Это достаточно свежие работы, и большинства из них нет в свободном доступе в Сети. Кроме онлайн-показов фильмов, во время «Недели кино» проходят воркшопы от кинематографисток Центральной Азии и открытые дискуссии о женском кино.  Например, во время дискуссии «Женщины документируют» Молдияр Ергебеков вместе с режиссёрами из Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана обсудил роль женщин в кино Центральной Азии.

— Я процитирую Дебру Циммерман, руководительницу американского фонда Women makes movie. Она говорила, что мужчины в силу своей привилегированности в большинстве случаев могут хорошо рассказывать истории про мужчин, а женщины, которые этой привилегированностью не обладают, знают хорошо и тех, и других. У авторов-женщин больше объективности и сочувствия к определённым героям и темам,  — сказала Катерина Суворова, независимая кинематографистка и руководительница студии документальных фильмов из Казахстана.

Катерина Суворова, vlast.kz

В дискуссии приняла участие и режиссёр документальной картины «Отчуждение» Бегим Жолдубай кызы из Кыргызстана. В своём фильме она рассказала про сугубо мужской мир — про жизнь чабанов.

— Мне хорошо известен этот мир, я знаю героя с детства и смогла рассказать о нём правдивую историю, — пояснила Бегим.

Кроме того, участницы дискуссии объяснили свой авторский взгляд на документалистику.

— Мне важно задокументировать то, что сейчас происходит. Возможно, сейчас это немодное и непопулярное. Мне больше нравятся люди, которые не на виду. Может быть, это старики, которые коллекционируют книги: пока мы не расскажем их историю, их никто не узнает. Когда мы делали фильм «Завтра море», там был старик 86-летний, и я тогда была молодая, и у меня были другие приоритеты, но факт того, что мы его при жизни запечатлели, сохранили образ человека, который когда-то жил, сейчас очень важен для меня. Возможность запечатлеть жизнь в документалистике я очень ценю, — поделилась Катерина своим мнением.

Махпора Киромова, журналистка и автор нашумевшего документального фильма «Мардикор» из Таджикистана считает, что главное в документалистике — всё-таки социальная составляющая.

— Я вам расскажу, как чувствую: я не режиссёр, для меня документалистика — это продолжение журналистики, но более сложный формат. Мои ощущения как журналиста — это не просто задокументировать факт события, это не первоочередная задача. Для меня документалистика — это социально значимый продукт, задача которого не просто рассказать, но и повлиять на ситуацию. Возможно, не в больших масштабах, но как-то повлиять, — объяснила Махпора.

Она рассказала, что после того, как был опубликован её первый документальный фильм про женщин-разнорабочих, сотни таджикистанцев стали помогать героиням этой картины. Причём эта помощь оказалась не только единовременной в виде денег, продуктов питания или одежды; женщинам дали возможность обучиться профессии, которой у них никогда не было.

— У этих женщин нет образования, поэтому, оставшись без мужей, они стали зарабатывать на жизнь на рынке разнорабочих. Берутся за любое дело — таскают песок, копают, штукатурят, работают за копейки. В октябре не только героини моего фильма, но и другие женщины с этого «мардикор-бозора» будут учиться профессии и основам бизнеса, чтобы в дальнейшем они смогли прокормить себя и своих детей. Этим будет заниматься одна общественная организация, а другая назначит им стипендии, чтобы они могли учиться и не думать о том, чем кормить детей, — рассказывает Махпора.

Махпора Киромова

Екатерина добавила, что в рамках кинофестивалей существуют специальные фонды, которые могут организовать активистскую кампанию на социальную тему, поднятую в кино.

— Как правило, мы здесь всё делаем на волонтёрских началах, это большая работа, на которую нужно столько же сил, сколько и на съёмки самого фильма. Нашим авторам важно знать, что есть фонды, которые продумывают кампанию, которую можно развернуть в стране. В процессе работы над фильмом можно сразу подключать общественные организации, чтобы они продолжили работу после выхода фильма, — посоветовала Катерина.

— Я действительно не была к этому готова, я думала, что закончу фильм и пойду снимать другие истории. Но я потратила месяц на работу с героинями уже после выхода кино. И я не могла просто их оставить, мне пришлось ввязаться во все эти истории, обсуждать и решать вопросы героинь, — рассказала Махпора.

Секция «Неделя кино» в рамках фестиваля FemAgora продлится до 26 сентября, в это время на сайте мероприятия доступны почти все фильмы. В эту пятницу состоится прямой эфир с куратором секции Молдияром Ергебековым, в котором он рассмотрит фестивальные фильмы в контексте истории центральноазиатского кино, а немецкое кино — в истории феминистского. В субботу пройдут три закрытых воркшопа по созданию документальных фильмов в регионе, продвижению их на различных кинофестивалях и защите прав на авторство и свободу выражения.

Как принять участие?

Онлайн-трансляции дискуссий проходят на страницах фестиваля в Facebook или YouTube. Вы можете выбрать любую из этих площадок. «Новый репортёр» выступает информационным партнёром фестиваля, наблюдать за фестивалем также можно будет на страничке портала в Facebook.

На воркшопы рекомендуется пройти регистрацию. Сделать это можно, выбрав соответствующую встречу в программе на сайте.

Более подробную информацию можно получить на страничках фестиваля в социальных сетях: femagora.org | facebook | instagram

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь