«Тәлім TREND»: батыры-полицейские, казахский феминизм и традиционные ценности

0
181

На национальном телеканале QAZAQSTAN появился новый проект «Тәлім TREND». Он ещё до выхода на экран вызвал массу разговоров, поскольку его ведущий, Мухамеджан Тазабек, — руководитель религиозного канала «Асыл Арна» и вообще личность одиозная. Медиакритик «Нового репортёра» Назира Даримбет проанализировала первые выпуски программы.

Немного истории

Проект с таким же названием, «Тәлім TREND», уже выходил на канале «Асыл Арна» в 2018 году. Программа была сделана в стиле докудрамы, где во вставках ведущий — Мухамеджан Тазабек — давал оценку разным жизненным ситуациям.

К примеру, в одном из выпусков по сюжету парень бросает девушку, вступившую с ним в сексуальную связь до брака. Обещал жениться, но потом полюбил другую. Посыл этого опуса в том, что казахской девушке следует сидеть дома и беречь себя до свадьбы, а на свидания ходить строго с разрешения брата или отца, причём они должны быть знакомы с женихом.

Но это тема для отдельной медиакритики. Посмотрим, что же получается у Мухамеджана Тазабека сейчас с проектом под таким же названием, но уже на национальном канале QAZAQSTAN.

Программа «Тәлім TREND» выходит по пятницам в 17.15 с повтором в воскресенье, в 15.10, хронометраж — 40 минут. «Это площадка для обмена мнениями по социальным, культурным и общественно-политическим вопросам среди представителей интеллигенции и общественными деятелями, журналистами и политологами, представителями науки, образования, медицины, культуры, спорта, а также экспертами в других сферах. В программе будут обсуждаться актуальные темы общества, среди них пандемия, изменившая нашу жизнь, семейные ценности, старые и новые традиции, бытовое насилие, воспитание детей и другие», — говорится в описании проекта на сайте телеканала. Хотя единственным ведущим обозначен Мухамеджан Тазабек, у него есть соведущий — журналист Рахат Жаксыбай.

Наша полиция нас бережёт

Первый выпуск программы был посвящён казахстанским полицейским, вернее — их имиджу. Сложно сказать, почему авторы посчитали самой актуальной именно эту тему. Может, потому, что ещё свежа в памяти народа скандальная история, как Мухамеджан Тазабек в качестве теолога и руководителя религиозного канала читал лекции полицейским, убеждая их, что «в Мекке при соответствующих обстоятельствах разрешается пнуть человека, а скручивать руки митингующим — подавно». Потом сама полиция разбиралась в законности этих «тренингов».

Но вернёмся к программе «Тәлім TREND». В красивой студии, оформленной в красно-синих тонах, начиная программу, Мухамеджан Тазабек торжественно произносит: «Сегодня будем говорить о стражах порядка в нашем государстве — казахской полиции, её доблести и авторитете». Гости студии — Жандос Мураталиев, руководитель Управления адмполиции Алматы, и почему-то акын-айтыскер Биржан Байтуов, которого ведущий называет «общественным активистом».

В начале программы соведущий приводит статистику: за 30 лет в независимом Казахстане при исполнении служебных обязанностей умерло около 800 полицейских. Среди них — Газиз Байтасов, погибший при поимке террористов-джихадистов в Таразе в ноябре 2011 года и посмертно получивший звание «Халык Кахарманы». В студии — его сын-студент, который мечтает стать полицейским. На вопрос «Каким был твой отец?» он скованно, но пафосно отвечает: «Его образ, его слова навсегда останутся в нашей памяти».

Мухамеджан Тазабек, обращаясь к гостю-полицейскому, спрашивает: «Как же полиция борется со сложившимся в обществе отрицательным имиджем?» В ответ Жандос Мураталиев начинает рассказывать, как они проводят построения утром и вечером. Из его ответа также следует, что, оказывается, в полицию ребята в основном приходят из сельской местности «служить во благо Родины и народа».

Другой гость — поэт из Шымкента — вообще приводит странный пример, как в первые дни карантина полицейские отрегулировали ситуацию с пробками в городе, помогая водителям. Тут возникает резонный вопрос: разве это не прямая обязанность полицейских? Их надо хвалить за то, что они просто делают свою работу? В чём тут подвиг?

Но ведущий, удовлетворившись ответами гостей, не возвращается к своему вопросу; более того, одобрительно кивает: «Вот видите, какие у нас полицейские!» Хотя он говорит, что «среди его знакомых тоже есть люди, пострадавшие от полиции», их в студии нет, а «мы тут собрались, чтобы говорить об авторитете полиции, и не надо через лупу рассматривать её недостатки». Одним словом, «давайте не видеть мелкого».

Затем Мухамеджан Тазабек произносит пламенную речь: «Чтобы государство развивалось, полиция была доблестной, а служащие в ней думали о государственных интересах, обращающийся к ней народ тоже должен мыслить государственными категориями». Речь сопровождается аплодисментами.

Ведущий, оправдывая название программы («тәлім» можно перевести как «урок» — прим. ред.), подводит зрителей к мысли, что «плохие, нечестные» полицейские — следствие неправильного воспитания, «нужно возвращаться к истокам, тогда всё встанет на свои места». Далее вскользь упоминается о коррупции в полиции, однако не приводится ни статистика, ни вопиющие случаи беспредела полицейских. Зато есть сюжет, как президент Касым-Жомарт Токаев посетил семью погибшего полицейского, или данные по сокращению в системе МВД, преподнесённые как «большая реформа».

И на вопрос журналиста «Как должна вести себя полиция на митингах?» от акына следует эмоциональный ответ: «Батыры не те, кто протестует на улицах или критикует правительство, сидя на диванах, для меня настоящие герои, батыры нашего времени — полицейские», — говорит он и приводит пример, как в Уральске сержант спас тонувшего ребенка.

Под занавес ведущий приводит цитату Владимира Ильича Ленина в своей интерпретации: «Если государство сильное, права человека будут ограничены, а там, где человеку будет предоставлено много свобод, там не будет государства». Хотя на самом деле оригинал звучит немного иначе: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства». Для усиления своей мысли Тазабек добавляет: «Нам сначала надо стать достойными этой полиции, научиться уважать друг друга, тогда и полиция будет достойно выполнять свою работу».

В целом, если задача выпуска была рассказать о проблемах, в частности, полиции, как это анонсируется в описании проекта, то вышло как-то однобоко, больше говорилось о «доблестных» полицейских и «не доросшем» до их уровня населении. Но если цель была оправдать формирование полицейского государства путём создания положительного имиджа стражей порядка, то авторы практически добились своего, хотя местами это выглядело искусственно и неправдоподобно.

И снова о «традиционных ценностях»

Другой выпуск был посвящён воспитанию сыновей и роли мужчин в казахстанском обществе. Для того чтобы разобраться, «как воспитать настоящих казахских мужчин», в студию пригласили бывшего депутата Оразкуль Асангазы. Она знакома казахстанцам как автор призыва для женщин «сидеть дома, заниматься семьёй, а не митинговать». Член Nur Otan и отличник просвещения предстала перед зрителями в образе матриарха — в платке и национальной одежде. Вместе с ней — учитель и акын из Шымкента Абай Калшабек и психолог по семейным отношениям Елжас Ертайулы.

Разговор в студии начинается с истории героя — 11-летнего Данияра, вынесшего при пожаре своих младших братьев из дома. Подхватывая главную мысль о «правильном воспитании мальчика», ведущий Мухамеджан Тазабек напоминает о детстве первого президента Казахстана: «Именно из таких мальчиков вырастают настоящие мужи, которые в будущем берут ответственность за страну, именно такое воспитание в своё время получил наш Елбасы…»

Психолог со своей стороны добавил, что каждому ребёнку нужен свой «статус», и тогда мальчик получит мужское начало, а девочка — женское. Свою лепту в общую волну «правильной» линии передачи добавляет школьный учитель, сообщивший, что в их школе 85 % преподавателей — женщины, что отрицательно сказывается на воспитании мальчиков, и поэтому они сегодня «красят волосы, носят серьги».

А на вопрос ведущего «Почему же мы нынче не так воспитываем мальчиков, как наши бабушки и матери воспитывали в своё время батыров?» Оразкуль Асангазы отвечает в духе «во всём виноваты женщины»: «Многие мальчики вырастают женственными, потому что нынешние наши келинки утратили связь с прошлым, не придерживаются национальных ценностей, не говорят на казахском языке. Никакой модернизации сознания не будет без знания языка, рухани жаңғыру — это в первую очередь владение родным языком». Мы так и знали, что не обойдётся без упоминания «Рухани жаңғыру».

В итоге разговор переходит на обсуждение раздельного обучения девочек и мальчиков. Соведущий цитирует статью из New York Times, где якобы какой-то эксперт говорит о разнице между развитием детей разного пола и их способностях. Добившись от учителя из зала положительного ответа на вопрос, как тот к этому относится, журналист восклицает: «Отлично, спасибо!» Его коллега в студии добавляет: «Наши матери и бабушки, которые в своё время воспитали таких великих личностей, как Абай, и других, не кончали университетов, не ходили на всякие тренинги, но нашим современницам это не удаётся. К тому же, сейчас они вооружаются феминизмом». По его словам, у нас свой, особый, «природный» феминизм, «ведь казахи издревле чтили матерей и дочерей. Поэтому этот западный феминизм нам не подходит, у них там права женщин попирали, а у нас исторически феминизм был в крови». Тут в разговор вступает учитель из Шымкента, вновь поднимая тему, которая красной линией проходит через всю программу: «наша беда — девочки хотят быть, как мальчики, а последние становятся похожими на девочек».

Слова психолога, робко попытавшегося возразить, что нельзя всю вину и ответственность взваливать на женщин, прерывается его коллегой из зала, которой неожиданно предоставляется слово. И она вновь возвращает разговор в нужное русло: «Сейчас очень много матерей-одиночек, в семьях которых дети не получают мужское воспитание, по этой причине многие мальчики вырастают женственными — красят волосы, носят серьги…» Очень беспокоят героев программы серьги, это заметно. Гораздо меньше, похоже, их беспокоят причины, почему неполных семей становится больше, — например, безответственность мужчин.

После просмотра этого выпуска сложилось впечатление, что на самом деле хотели поговорить о другом — как бороться с секс-меньшинствами и победить «это зло» современного общества. Но открыто говорить об этом на национальном канале, с одной стороны, не позволяло понимание, что всё-таки в демократическом государстве живём. С другой стороны: как бороться с тем, чего «никогда не было и нет в казахском обществе»?

После просмотра программы «Тәлім TREND» невольно приходишь к выводу, что под благим намерением «правильно воспитывать нашу молодежь» опять скрывается пропаганда «традиционных ценностей», которые на самом деле таковыми не являются.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь