Что смотрит зритель чаще всего? Какие новости его интересуют? Криминал? Экономика? Люди? Нет. Погода! Как подают новости, связанные со снегопадами, метелями или аномальными холодами, в какие креативные (и не очень) формы выливается прогноз погоды, расскажет мадиааналитик «Нового репортёра» Алия Нагорнюк.
Андре Попп и «Казгидромет»
У природы, конечно, нет плохой погоды, как утверждал Эльдар Рязанов, но плохо писать про хорошую погоду — явление не такое уж редкое. А про плохую (про неё-то как раз и пишут чаще всего) и говорить нечего, рассказывают только с чужих слов — вернее, со слов «Казгидромета», причём буквально: с метеорологической терминологией, оборотами речи, единицами измерения. Журналистов это не смущает, поймут-не поймут — не столь важно, смотрят же… Это правда. Про погоду смотрели, смотрят и будут смотреть всегда. Десятилетия назад про неё говорили в конце новостного выпуска, и страна прилипала к экрану под «Манчестер и Ливерпуль» Андре Поппа.
Чаще всего прогноз даётся в конце, чтобы удержать зрителя, и всё так же под музыку — правда, уже совсем незатейливую…
…или с заставкой с примитивными криптограммами, как на КТК, но с обобщающим комментарием ведущей.
Популярность прогноза погоды, а стало быть, и рейтинг были настолько высокими, что года два назад на канале Almaty TV решились на прямые еженедельные включения. Были они довольно длительными — две-три минуты. Правда, прогноз связали с времяпрепровождением алматинцев.
Девушка и погода
Прогноз погоды — эта, казалось бы, наиболее консервативная информация — годами подвергался всякого рода креативным испытаниям. Он стал своего рода плацдармом демонстрации сексапильных нарядов и таких же форм. Составлен даже рейтинг: топ-10 самых горячих ведущих прогноза погоды. В перечне нет казахстанских ведущих, но столь распространённое и давно устаревшее клише «Девушка и погода» используют, например, на «Первом канале Евразия» — в Главных новостях.
Занимает другой вопрос — касательно интонирования и логического ударения. Он не важен, судя по всему, ни для выпускающих, ни для самих девушек. На поверхности лишь недвусмысленная игривость речи да кокетливая жестикуляция.
«В среду большая часть Казахстана останется во власти (пауза — ведь надо попасть рукой, точно обозначив место) обширного североатлантического циклона с центром над Кокшетау. Холодный атмосферный центр этого вихря докатиться до самых (пауза — ручкой вниз, как учительница, которая указывает на мыс Доброй Надежды) южных (акцентирование и опять пауза) регионов страны, где и прогнозируют сложную (!) погоду с осадками (опять акцентирование и грозит пальчиком) в смешанной фазе (сказано почти скороговоркой, видимо, потому что непонятно, что это такое) и сильными гололёдными явлениями (лёгкий кивок головой «с учёным видом знатока»).
Девушки, конечно, хороши, но такая начитка не просто идёт вразрез с правилами паузирования и интонирования, которые этим прекрасным созданиям хорошо бы знать, но просто рушит естественное течение речи и, как следствие, её восприятие. Всякое высказывание делится на логические отрывки (синтагмы), между которыми и делается небольшая пауза, а не там, где взмахнули рукой или решили вздохнуть. Пауза (более длительная) между предложениями — само собой разумеющееся.
И про интонирование скажу. Тут катастрофа, конечно. Причём превалирует интонация незавершённости (это когда голос повышается и прерывается), это «рвёт» интонационный рисунок, потому что для интонационной полноценности нужна и интонация завершённости (когда голос понижается и без вздоха уходит на следующую синтагму). Логическое ударение, можно сказать, отсутствует, потому что оно нелогично. Это вполне объяснимо: девочки не знают, о чём говорят. И немудрено, выражения-то какие!
«Фронтальная система, генерирующая поля снеговых облаков»
«забрасывающая поля области и небольших зарядов снега»
«при аномально положительном отклонении термометров»
«инициатива будет переходить к гребню антициклона»
Ну а «полчища снеговых туч» хоть кого отправят в стилистическую кому.
Шторм и золотая печень
Сейчас погода утратила свою автономность как завершающий блок и «блуждает» по вёрстке, а иногда занимает первую строчку. «КазТАГ сообщает: штормовые предупреждения объявлены в пяти областях Казахстана», — с первых минут выпуска, сразу после анонсов, вещает телеведущая программы «Факт». Стоило ли «срывать» информацию о погоде с привычного для зрителя места? Вопрос, конечно.
Вернёмся к тексту. «КазТАГ сообщает: штормовые предупреждения объявлены в пяти областях Казахстана на пятое февраля, сообщает пресс-служба РГП «Газгидромет». В частности, пятого февраля в Актюбинской области ожидаются туман, гололёд. В Актобе ночью пятого февраля ожидается гололед, временами туман, говорится в штормовом предупреждении, распространённом сегодня. Вероятность ШТОРМА (!) синоптики оценили в 85-90 %. Отметим, что подобный прогноз синоптики распространяют третий день подряд». Фантастически обширная тавтология.
Хотелось бы посмотреть на шторм в актюбинских степях! Шторм — это буря на море. Выражение «штормовое предупреждение» восходит к предупреждению о шторме моряков и рыбаков, выходящих в море. Взят на вооружение синоптиками по признаку опасности, при этом словосочетание утрачивает своё первоначальное значение и именно в этом виде обретает новое. Обычное явление в языке. Ср.: золотое сердце. Но никто же не говорит «золотая печень», например.
Информация о погоде вполне заслуживает быть где-то в середине или почётного первого места в выпуске, но только если сопряжена с иной важнейшей информацией — ЧС, ковид и т. д.
На КТК систематизировали информацию о погоде (верней, о НЕпогоде) по стране по дорожно-автомобильной теме и дали пусть не исчерпывающую, но полную картину.
Так разрабатываются многие темы новостной службой канала — ковид, выборы, паводки. Но ошибку почти всех новостников здесь не избежали. «На борьбу со снежными заторами вышло больше 200 единиц тяжелой техники и 130 дорожников, полицейских и спасателей». «Смешались в кучу кони, люди…», как говорится. Если у поэта решена художественная задача, то у журналистов это серьёзный стилистический недочёт. В таком случае нужно отделить технику от людей: «На борьбу со снежными заторами вышли 130 дорожников, полицейских и спасателей, привлечено больше 200 единиц тяжелой техники».
Погода — это тот сегмент новостей, который интересен каждому. Его гарантированно смотрят практически все зрители. Поэтому каналы могут рассчитывать на отдельное спонсорство этой части новостей, что даёт весьма зрелищные возможности для ЭСТЕТИЧЕСКИ креативного завершения выпуска. Арсенал известен: достоверная информация, компьютерная графика, видеоиллюстрации, стопроцентно понятные зрителю тексты и люди, которые эти тексты и готовят, и начитывают, и которым зритель доверяет абсолютно. Но пока на наших каналах — всё тот же ведущий, примитивная графика или миленькое шоу…