Первое сентября в марте и «неженские» профессии. Мониторинг итоговых ТВ-программ 1-7 марта

0
96

О женщинах на этой неделе ожидаемо говорили много. И в разных контекстах. На КТК, например, подняли тему материнского капитала, а «7 кун» и «Аналитика» сняли стандартные сюжеты про леди разных профессий.

Ещё одна тема недели — многие дети вновь стали учиться офлайн. И если в начале пандемии родители были против дистанционки, теперь они выступают против возвращения чад в школу.

«Большие новости», КТК

Первая большая тема выпуска — планы государства по поводу материнского капитала. «Казахстанских женщин хотят сделать миллионерами», — несколько кликбейтно начал свой рассказ ведущий Алексей Рыблов. А затем озвучил довольно популистские заявления депутатов: мол, пособие по уходу за ребёнком в Казахстане — чуть менее 17 тысяч (в месяц, видимо), в то же время на одного заключённого в месяц тратят 88 тысяч. Непонятно, насколько уместно такое сравнение (оно вызывает сильные эмоции, а это, как известно, один из признаков манипуляции), но оставим его на совести депутатов, а не журналистов. «Дождутся ли казахстанские женщины миллионов? Знает Алтын Мендыбаева», — заканчивает подводку ведущий, а мы внимательно смотрим, ответит ли автор сюжета на этот конкретный вопрос. Ответила. Спойлер: не дождутся. Сюжет в целом информационно насыщенный, внятный и логически выстроенный, вот только непонятно, зачем в ЗКТ озвучивать информацию, а потом ставить спикера, который повторяет эту же самую информацию. Для искусственного увеличения хронометража?

Следующий небольшой сюжет был посвящён коварной и снежной казахстанской погоде (то есть непогоде) и проблемам борьбы с её последствиями, следом — традиционный блок со статистикой по ковиду.

Затем авторы программы рассказали, как многие школьники в марте наконец вернулись за парты. А многие родители этому не рады. Обошлись без сюжета, но дали высказаться и родителям, и представителям школы, и чиновники рассказали, как теперь дети будут нагонять то, что упустили за время дистанционки.

143 ребёнка в Казахстане в прошлом году свели счёты с жизнью. Зачастую это бывает из-за буллинга, «говорят эксперты» (что за эксперты, авторы программы не уточняют). Чиновники решили прописать в законах понятие «травля», а журналисты — снять про это сюжет. Который начинается с нарушения журналистской этики. «Это — мост на окраине Уральска, место самоубийства. С него спрыгнул подросток», — объясняет Ирина Криштоп и показывает демовидео с парнем, стоящим на краю моста. Между тем, психологи настоятельно советуют авторам, которые пишут на тему детских и подростковых суицидов: «Категорически нельзя давать в качестве иллюстрации к статье не только фото, видео с места события, но и любые другие фото или видео, показывающие возможные способы суицида — разрезанные конечности, петлю, таблетки и пр. Это также готовая инструкция, причём, с учётом того, что у современных подростков-миллениалов мышление наглядно-образное, еще и более доходчивая для них, чем текст». В нашем случае сюжет начинается практически с руководства к действию. Кроме того, специалисты предлагают не рассказывать подробно о причинах, которые привели к трагической развязке: очень многие подростки могут подумать, что раз у них в жизни похожая ситуация, то и им стоит поступить точно так же. Эта промашка в сюжете тоже есть. Рекомендуем коллегам полностью прочитать статью о том, как писать на тему самоубийств. В которой, кстати, советы даёт та же Светлана Богатырёва, которая выступила экспертом в этом материале.

Завершается выпуск сюжетом о том, что казахстанцы массово становятся жертвами мошенников, которые звонят, представляются сотрудниками банков и заставляют людей переводить им на счета деньги. Инфоповод — сразу несколько банков выступили с совместным заявлением по этому поводу, но, кстати, в сюжете ни одного представителя банков мы не увидим. Впрочем, и без них получилось неплохое руководство — как противостоять преступникам и, главное, как их распознать. Но к банковским работникам осталось много вопросов: ладно, если ИИН человека ещё можно найти в интернете, то откуда у мошенников данные о количестве денег на счёте? «Банки ни при чём», — говорят в сюжете некие эксперты по информационной безопасности, а вот полицейские намекают, что тут не без утечек.

«7 кун», «Хабар»

Выпуск начался с сюжета про визит нового президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Казахстан. Вместо уже привычного цитирования новостей с сайта Акорды — съёмки официального визита, первого за год с начала пандемии. Журналист привела на экране инфографику по товарообороту, также был стендап на фоне Акорды. И это тот самый случай, когда инфографика ради инфографики, стендап ради стендапа. В сюжете фактически просто пересказ того, что сказали президенты двух стран. Немало штампов, вроде — «стоял у истоков формирования многослойного пласта взаимоотношений». Пожалуй, самая интересная деталь касается встречи Жапарова с Елбасы. Обращаясь к первому президенту Казахстана, он называет его Нурсултан-ага: «Обращение не только как к старшему по возрасту, но и как к выдающемуся политику мировой величины». Интересная дипломатическая вольность, о которой нам рассказали.

Следующий материал — «Совет инвесторов». Автор Елена Устимович так же протокольно, как заседал совет иностранных инвесторов, рассказывает о нём.

Сюжет «Дети независимости» повествует о бэби-буме в Казахстане — впервые с 1987 года рекорд по рождаемости. Кажется, самую реалистичную причину в подводке привёл ведущий Александр Трухачёв: длительная изоляция в период карантина. А вот автор Анна Абрамова устами многодетных мам, акушера-гинеколога, доктора исторических наук, социолога восхваляет государство, создавшее условия для этого. Независимости уже 30 лет, и всё это время всё хорошее, что происходит в стране, записывают на её счет.

Материал об ужесточении контроля за деятельностью микрофинансовых организаций и ломбардов «На учёт» начинается с киноцитаты из экранизации «Преступления и наказания», когда Раскольников приходит к старухе-процентщице. В сюжете показали реальных людей с их реальными болями: вот обманутая клиентка ломбарда, вот совладелец ломбарда, вот председатель ассоциации ломбардов. Однако по одному из комментариев возникает ощущение адвокатирования ломбардов: пассаж, что в ломбард проще обратиться, чем в банк. Завершается сюжет мыслью, что, в конце концов, ответственность — на самих людях. Да. А Волга впадает в Каспийское море.

Далее — сюжет про подорожание продуктов, которое объясняют прошлогодней вспышкой птичьего гриппа и чрезмерным экспортом. Ответа на вопрос, и что теперь с этим делать, как бороться, не последовало.

А вот в материале Алии Букеновой «Буква или цифра?» про годовщину дистанционного обучения непонятности начинаются с названия сюжета: о каких буквах и цифрах идёт речь? Шаблонный стендап у доски, а далее — сплошной позитив: все дети рады вернуться в школу, пандемия дала толчок для регулирования онлайн-обучения. Тогда как в реальной жизни многие дети и родители говорят о большом стрессе от возвращения в классы в середине третьей четверти, а также негодуют на запрет обучаться онлайн в зарубежных школах. То есть у сюжета явная проблема с балансом мнений.

Заключительный материал выпуска «Всё по плечу» Амира Саменбетова — кладезь штампов про женщин и их праздник. Перед нами — череда представителей разных профессий, от сотрудницы мужской колонии до врачей и учителей. То есть постарались охватить специальности и условно для представительниц женского пола экзотические, и традиционные. Казалось, это было сделано ради синхрона Токаева, который говорил о «хранительницах очага и, как в условиях пандемии мы убедились, какую большую роль они играют». Завершился сюжет умилительно: пользуясь случаем, журналист с экрана поздравил свою маму: «Пусть весеннее солнце растопит печали, согреет лучами».

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Программа началась с подборки «погодных видео» — от эмоционального полицейского, который жалуется, что из-за легковушек они не могут вызволять застрявшие фуры, до гордого своим поступком парня, который очистил ото льда мордочку погибавшей косули.

Репортаж-расследование Адиля Балтабаева о рецептурных препаратах, которые легко можно купить в аптеках, получился сбалансированным, динамичным и информационно насыщенным. Журналисты много снимали скрытой камерой в аптеках, разжились информатором и даже зафиксировали аптечный «сговор»: после того, как съёмочная группа побывала в нескольких аптеках, в какой-то момент наркотические препараты резко продавать перестали просто везде. Вопрос «что с этим можно сделать» тоже прозвучал, как и несколько вариантов ответов на него.

Далее нам коротко рассказали о возвращении некоторых детей в школы и перешли к теме Дня благодарности. Сюжет начинается с анимации — нам цитируют отрывок письма депортированной гречанки про то, как две женщины-казашки спасли её детей от голодной смерти. Отрывок этот содержит грубейшую орфографическую ошибку: «приклонить» колени вместо «преклонить». И дело точно не в том, что «орфография и пунктуация автора». Обидно за такие промахи — даже, скорее, откровенные небрежности — в таких важных материалах. А этот получился в остальном очень даже душевным, искренним и эмоциональным.

Сюжет про проблемы тендеров и госзакупок в Казахстане начинается не с собственно проблем, а с рекламы новой платформы — единого окна закупок, который разработала Нацпалата предпринимателей. То есть единое окно теперь есть. А раньше было много разных. Но в общем в сюжете самое интересное — это кейсы об особо злостно завышенных ценах на товары по госзакупкам, вроде канцелярской пружинки за 110 тысяч тенге.

Более семи минут эфирного времени «Аналитика» отдала теме военного переворота в Мьянме. Не очень понятно, почему казахстанским зрителям должны быть интересны такие подробности политической жизни страны, куда и туристы-то наши массово не особо ездят. Разгадкой может быть заголовок к этому видео на YouTube, который содержит пассаж «»демократия» в 21 веке». Именно так, в кавычках. Мол, посмотрите, а там по демонстрантам стреляют.

В материале, посвящённом Международному женскому дню, авторы «Аналитики» не стали мудрствовать лукаво и пошли по проторенной дорожке: сняли представительниц так называемых «неженских» профессий, назвав их ожидаемо «железными леди». Без стереотипов в этой теме обойтись трудно, даже если очень стараться. Уже подводка состояла в основном из штампов: «сложно переоценить вклад», «участвуют в государственном управлении и принятии решений», «творческий подход к делу»… Хотя это, оказывается, цитировали слова президента Токаева. Понятно. «Миссия хранительниц домашнего очага и воспитание подрастающего поколения», — а это уже собственных штампов насыпала и ведущая Альмира Кульмухамедова.

Apta, QAZAQSTAN

Apta тоже, как и «7 кун», начала выпуск с президентов — Казахстана и Кыргызстана. Сначала дали отрывок из интервью Садыра Жапарова главе агентства «Казинформ» Аскару Омарову. Потом вышел сам сюжет — подробный и с комментариями экспертов обеих стран.

После краткой статистики по коронавирусу авторы программы обратились к теме подорожания продуктов и искали ответы на вопросы, почему же цены постоянно растут? Есть комментарии людей, чиновников, экономистов. Сюжет получился полным, подробным.

Apta продолжает освещать проблемы приграничных сёл. На этот раз слово дали жителям Тарбагатайского района ВКО на границе с КНР. Люди вынуждены оттуда уезжать. Закрываются больницы. Есть комментарии всех сторон, много эмоций, хороший видеоряд.

Рубрика «Apta қонағы». Гостья — председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Анар Жайылганова. Поговорили о зарплате госслужащих, молодёжном кадровом резерве, «слышащем государстве», силе женщин.

В рубрике, посвящённой 30-летию Независимости, вспоминали 1993 год: госсимволы РК, рэкет, коммерсанты, культура и её проблемы, нефтяные инвесторы. Ностальгия!

В Казахстане не хватает детских садов, особенно в сёлах. Но в итоге авторы постарались охватить вообще весь спектр проблем (побои детей воспитателями, квалификация этих самых воспитателей, отсутствие элементарных условий в сельских детсадах и так далее), в итоге материал получился очень длинным, а одни и те же спикеры комментировали разные проблемы.

В этом году отмечается 95-летие выдающегося режиссёра Абдоллы Карсакбаева. Он снял фильм «Менің атым Қожа». Об этом — завершающий сюжет программы.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь