Половое воспитание, как его примерно определяют словари, — «система знаний об интимной жизни, объединяющая в себе базовую информацию о сексе и его физической и психологической составляющих». Помимо этого, сексуальное просвещение включает в себя необходимые знания о методах контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путем, сексуальной ориентации, идеи согласия или отказа на участие в половом акте и методах распознавания и предотвращения сексуального насилия.
Вопрос о введении курса полового воспитания в школах Казахстана поднимался несколько раз, однако по неопределённым причинам до сих пор находится на рассмотрении. Большинство средств массовой информации, пока не появится вопиющий инфоповод или очередные статистические данные, редко вспоминают об отсутствии секспросвета в стране. Однако некоторые материалы всё же имеются. Их решила изучить медиакритик Анжелика Арзамасцева.
Ожидание и реальность
По заголовку статьи «Отсутствие знаний и пропаганда в СМИ. В МВД рассказали, почему подростки в РК рано начинают заниматься сексом» на сайте Informburo.kz можно предположить, что в материале будет приведён подробный ответ на этот вопрос. На самом же деле статья освещает нарушение прав детей в целом. Текст подкреплён статистикой и комментариями представителей соответствующих организаций, и всего лишь несколько слов отводится отсутствию полового воспитания, которое в последующем приводит к сексуальному насилию среди несовершеннолетних.
Помимо этого, читатель не видит заключения, которое бы совпадало с идеей статьи и каким-то образом резюмировало весь материал. Вместо этого нам приводят информацию от МВД о количестве преступлений (судя по контексту — сексуальных) среди несовершеннолетних.
Частичное соответствие заголовка статьи и текста, а также отсутствие резюмирующего заключения привели к неполному раскрытию темы раннего начала половой жизни среди казахстанских подростков.
Шокированные СМИ и отсутствие источников
Портал Pandaland, позиционирующий себя как семейный, также не остался в стороне и внёс свою лепту в освещение проблемы отсутствия полового воспитания среди подростков. Так, статья с названием «Сексуальная грамотность казахстанских школьников» и подзаголовком «А вы знали, что средний возраст половых отношений среди молодёжи 16,5 лет?» пытается осветить нынешнюю ситуацию и приводит последствия отсутствия сексуального просвещения среди подростков. Но обо всём по порядку.
Во-первых, в глаза бросается синтаксически неправильный подзаголовок (у отношений не может быть возраста, в этом контексте только у людей; можно было бы уточнить хотя бы «начала половых отношений»), а затем — кликбейтный лид: «Казахстанские СМИ были шокированы показателями исследования половой активности подростков страны в 2018 году». Какие именно СМИ шокированы: Вам это сами СМИ сказали, что они шокированы? Или это вы сами за СМИ решили, что они шокированы? 16 с половиной лет — а это правда повод для шока? А почему? Может, потому, что в других странах по-другому? Но тогда надо было привести их статистику для сравнения.
Словом, вопросов много. Ответов на них нет, и можно сделать вывод: автор таким образом проявил субъективность и приписал СМИ некую реакцию на некую информацию, чтобы с первых строк эмоционально воздействовать на аудиторию.
Вторая вещь, которая бросается в глаза, — отсутствие ссылок на источники, откуда была взята статистика: данных много, и их значения интересны, но для читателя остаётся загадкой, откуда всё это взялось. То же самое касается и высказываний, оформленных отдельно как цитаты. Единственное объяснение возникновения этих данных — надпись шрифтом поменьше в конце материала — «Статья основана на исследованиях Карлыгаш Кабатовой, Сергея Марина и других авторов». Но ссылок на эти исследования опять же нет. Из-за отсутствия источников информации непонятно: то ли автор сам перечислил последствия отсутствия сексуального воспитания, а также призвал читателей «воспитывать у девушки ответственность за возможную беременность, а у юношей — ответственность за возможную беременность его партнёрши», то ли и впрямь использовал материал одного из перечисленных авторов (но мы должны поверить ему на слово). Вывод: текст не соответствует основным требованиям работы журналиста и вполне может показаться вообще выдумкой автора.
Но не всё так плохо
Авторы статьи «Сколько детей в Казахстане рождается от девушек до 20 лет?» на сайте Steppe как отвечают на заданный в заголовке вопрос, так и снабжают материал диаграммами и статистикой с указанием ссылок на источники. И, кстати, благодаря этим ссылкам мы можем понять, откуда взялись данные в предыдущем примере секс-просветительского материала. В целом статья информативная, читабельная и на основе приведённых данных доказывает необходимость введения курса сексуального просвещения в Казахстане. К плюсам также можно смело отнести иллюстрации.
Материал Masa Media под названием «Секс-просвет, которого нет: нужны ли в Казахстане уроки полового просвещения?» снабжён таким добротным количеством материала по теме полового воспитания, что был разделён на две части. Первая построена по принципу «Что такое — зачем — как». Текст отличается понятным для читателей языком повествования и напоминает энциклопедический материал, который будет полезен как взрослым, так и подросткам.
Вторая часть статьи, как и первая, структурирована: «Что происходит — какой может быть — почему». Материал больше нацелен на казахстанское общество и то, каким может быть секс-просвет в стране; повествование простое и понятное. И снова дизайнеры ответственно отнеслись к визуальному оформлению материала, что привлекает читателей и избавляет текст от некой «сухости», которая часто наблюдается в материалах без иллюстраций.
Статьи Steppe и Masa Media демонстрируют не только соответствие заголовков основному тексту, использование статистических данных с указанием источников, ярко выраженную структуру и простоту повествования, но и прекрасное визуальное дополнение к материалам и оформление текста в целом.
Как итог: журналисты онлайн-СМИ должны понимать всю ответственность за освещение темы сексуального просвещения, ведь их материалы читают не только взрослые, но и подростки, которые потребляют большую часть информации как раз из интернет-источников. Объективное и структурированное освещение проблемы, без информации «от себя», а с данными, показывающими реальную ситуацию, сложившуюся вокруг секс-просвета, которого в нашей стране сейчас, к сожалению, почти нет, может поспособствовать скорейшему решению проблемы отсутствия полового просвещения в Казахстане.