Почему в Таджикистане сложно продвигать медиаграмотность и как можно это исправить?

0
377

В Таджикистане, несмотря на активное продвижение медийной и информационной грамотности (МИГ), потребители всё ещё не в полной мере владеют навыками работы с информацией. Почему медиаграмотность слабо продвигается в Таджикистане и какие шаги нужно предпринять для развития критического мышления у населения — отвечают эксперты.

Последнее исследование Internews по медиапотреблению в Центральной Азии показало, что в Таджикистане почти половина населения полностью доверяет государственным СМИ — это самый высокий показатель в регионе. Таджикские потребители информации не ставят под сомнение сообщения государственных медиа и не проверяют полученные данные у независимых источников. При этом, негосударственным медиа выражают абсолютное доверие всего 9 % населения, 27 % опрошенных выразили «некоторое доверие» к независимым изданиям. 

Эксперт по медиаграмотности Ильхом Джамолиён объясняет это явление советским прошлым страны. 

— У нас традиционно, ещё с советских времён, люди доверяли телевизору, как истине в последней инстанции. Это показывает, что уровень медиаграмотности в стране очень низкий по сравнению с другими, — говорит Джамолиён.

По его словам, МИГ в Таджикистане продвигается очень сложно из-за отсутствия системного подхода и вовлечения государства. Например, в марте 2023 года Казахстан принял «Информационную доктрину», в которой правительство признало слабую медийную грамотность населения, отсутствие аналитических программ, журналистских расследований, яркой публицистики. В этом документе также прописаны цели по развитию медиа, укреплению «конкурентоспособного и безопасного национального информационного пространства» и сотрудничества правительства и СМИ. 

В Таджикистане аналогичной стратегии нет. Основную работу по продвижению МИГ выполняет только гражданское общество. Специалист по новым медиа, Рустам Гулов, считает, что работа общественных организаций ограничена государством.

— В некоторых ведомствах совсем не понимают смысла медийной грамотности, сильно политизируя это направление в зависимости от своих взглядов на мир. В итоге, пока не получается охватить большую аудиторию и хотя бы рассказать ей, что на свете есть такая тема, как медиаграмотность, чтобы люди могли самостоятельно что-то изучить, — рассказывает Гулов. 

Ильхом Джамолиён, напротив, считает, что правительство уже предпринимает шаги для внедрения медиаграмотности в систему образования.

— В прошлом году ввели медиаграмотность в качестве одного из основных предметов для студентов факультетов журналистики в Таджикистане. Готовят учебные программы, перевели учебник для старших классов средних школ по инициативе Internews. Книгу предложили Министерству образования, теперь министерство изучает этот труд, — говорит Джамолиён.

Как медиаграмотность продвигают медиа?

Образовательных ресурсов на тему медиаграмотности мало, но журналистское сообщество активно работает над переводом, адаптацией и созданием образовательного контента по МИГ. Одним из таких ресурсов является сайт Mediasavod.tj, на котором создан таджикский толковый словарь терминов по медиаграмотности. Там же, при поддержке Internews в Таджикистане, опубликована серия комиксов, вайнов и уроков на темы информационной грамотности в популярных форматах (подкастов, видео, инфографики, тестов).

Существуют также мобильные приложения по медиаграмотности. Одним из первых на таджикском языке является «Медиадоно», помимо этого есть игровое приложение «Медиa Джунгли», которое используют преподаватели и тренеры на занятиях по информационной грамотности, летом 2023 года была презентована таджикская версия этого приложения. 

И стоит упомянуть единственное фактчек издание в Таджикистане на таджикском языке Factcheck.tj, где проверяют новости на предмет фейков и манипуляций. Само по себе чтение подобных новостей развивает критическое мышление, так как фактчекеры рассказывают в них о том, какие предпринимались шаги для проверки информации. То есть читатель, помимо достоверных фактов, получает ещё и инструменты проверки данных.

— Но этого мало, таких ресурсов должно быть как минимум двадцать-тридцать. Каждый из этих ресурсов должен создавать контент для конкретной аудитории. Например, кто у нас занимается рекламной грамотностью? А кинограмотностью? Это тоже входит в экосистему медиа и информационной грамотности, — говорит Джамолиён.

Как продвигать медиаграмотность на национальном языке?

Другой сложностью продвижения МИГ в Таджикистане является доступ к целевой аудитории. Неправительственные организации, несмотря на все усилия, охватывают лишь небольшое количество молодёжи образовательными программами. По мнению Ильхома Джамолиёна, языковой барьер играет здесь большую роль. Так как основное население Таджикистана живёт в сельской местности и в каждом из регионов разговаривают на уникальном диалекте.

— Донести материал на государственном языке доходчиво — это искусство, — говорит Джамолиён. — Потому что не все хорошо понимают литературный таджикский язык. Я занимался переводами, но мы не можем каждый материал адаптировать под их диалекты. Этот фактор тоже влияет на распространение медиаграмотности.

Рустам Гулов смотрит на эту проблему с другой стороны. По его мнению, в развитие МИГ язык материала не играет ключевую роль. Самый главный навык, которым должен обладать медиаграмотный человек — это способность распознавать смыслы и объективно интерпретировать поступающую информацию из любых источников и в любых форматах.

— Язык в этом плане не мешает. На таджикском языке можно проводить, и проводятся различные мероприятия по обучению основам медийной грамотности. Проблема заключается в ограниченности ресурсов и доступе к целевым аудиториям. Государство могло бы и более адекватно воспринимать эту тему и содействовать обучению преподавателей, чтобы они внедряли методики обучения МИГ в свою практику, — объясняет Гулов.

Эксперт считает, что вводить отдельный предмет в школьную программу не обязательно, достаточно внедрять элементы МИГ в существующие предметы, обучая школьников через междисциплинарный подход. 

Иными словами, со стороны правительства нужна лишь политическая воля, чтобы государство пошло навстречу гражданскому обществу и внедряло обучение медиаграмотности на всех уровнях системы образования.

Данный материал стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и был подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США. Подробнее об организации: Internews: в мире, Internews в Таджикистане.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь