Большая часть городов Центральной Азии прямо сейчас активно перестраивается. Старое жильё идёт под снос, а вместо него появляются высокоэтажные новостройки. Процесс часто сопровождается проблемами – жители попадают в сети мошенников и остаются без квартир, или не могут добиться справедливой компенсации от застройщиков. Правозащитники из Казахстана и Таджикистана вместе с журналистами решили собрать эти истории, рассказать о них аудитории и показать, как можно помочь пострадавшим.
О том, как работает этот региональный проект – в материале «Нового репортёра».
Во многих центральноазиатских редакциях давно сложилась такая практика: к журналистам приходят доведённые до отчаяния люди, которые или уже потеряли свой дом или рискуют остаться без крыши над головой. Обычно это очень тяжёлые истории, в которых с юридической точки зрения сложно разобраться. Медиа идут навстречу обратившимся и рассказывают об их трагедии аудитории. Однако, не всегда эти вопросы решаются даже после публичного обсуждения.
— Журналисты чаще всего описывают такие истории эмоционально, чтобы привлечь читателя. Но к сожалению, у СМИ нет достаточных знаний о правах и законах, чтобы увидеть решение проблемы. В этом отношении могут помочь правозащитники, которые специализируются на этой теме. Они корректно объясняют, что произошло на самом деле и показывают, что с этим можно сделать, — рассказывает Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане.
Этот Фонд занимается правом на достаточное жильё более 15 лет и является частью Сети Центральной Азии по реализации этого права. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека ООН право на достаточное жилье признано именно базовым правом. К сожалению, эту важную деталь упускают из вида, как сами жители, так и местные журналисты. Сейчас к жилищу чаще относятся как к товару, а не как к праву.
Верную информацию об этом пытаются донести до аудитории правозащитники из Казахстана и Таджикистана, которые вместе с медиа в своих странах снимают видео с реальными историями. Герои этих сюжетов рассказывают о своих проблемах, а юристы в доступной форме объясняют гражданам их права и способы защиты. Видео охватывают ситуации, связанные с изъятием земельных участков, выселением из домов, неплатежеспособностью и мошенничеством.
— Если вдруг имущество людей переходит к другим или оказывается испорченным, то очень часто наши граждане воспринимают эту ситуацию, как что-то должное, что не зависит от них. Многие люди не знают своих прав, не умеют писать заявления в правоохранительные органы. Они остаются один на один с проблемой. А потеря жилья гораздо более широкая: она влияет на жизнь, на здоровье человека, приводит к разводам, — объясняет Батталова.
Она отмечает, что многие граждане не читают законы и юридические тексты, предпочитая визуальные форматы. Поэтому видеоролики, в которых кратко изложены вопросы и даны точные ответы, а также информация о том, куда обращаться за помощью, становятся эффективным инструментом просвещения и поддержки.
-Мы не можем рассчитывать на молодых энтузиастов, которые постоянно будут этим заниматься. К сожалению, таких немного. Поэтому уже сегодня нужно воспитывать самих граждан, формировать правовую грамотность, — говорит Батталова.
А как в Таджикистане?
Для Таджикистана вопросы права на достаточное жильё как никогда актуальны. В больших городах республики сейчас полным ходом идёт реализация генеральных планов и большая часть старых домов попадает под снос. В этом процессе жители сталкиваются с самыми разными проблемами, начиная от недостаточной компенсации за снесённое жилье и заканчивая мошенническими схемами, в которые попадают люди, пытающиеся обеспечить свои семьи домом.
Решением таких проблем занимается общественная правозащитная организация «Доступное право». Её юрист Шоира Давлатова говорит, что ситуация остаётся очень сложной.
— У нас, в Таджикистане, чаще проблемы возникают у жителей домов, которые подлежат сносу или которые хотят стать собственниками в новостроях, то есть «дольщики». И тут возникают другие риски – недостаточная компенсация, риски недостроев, банкротств, обманов дольщиков, — поясняет Давлатова.
Истории таких обманутых людей «Доступное право» рассказывает в специальных видеосюжетах, которые публикует партнёрская медиаорганизация «Вечёрка». После выхода первых видео в офис организации стало приходить больше посетителей, а в Интернете началось активное обсуждение больных вопросов. Одна из героинь — женщина по имени Ольга Глотова — пять лет пыталась вернуть свои деньги из банка, но ничего не получалось. После того как обратилась к «Доступному праву» дело сдвинулось с мёртвой точки. К апрелю Глотова смогла вернуть свои деньги.
— Другой выпуск был посвящен женщине, которая продала свой единственный дом, чтобы вылечить дочь. Остатки от продажи она вложила в строительство дома в Душанбе. И осталась ни с чем. До сих пор на площадке застройщика – пустырь. А достучаться до компании невозможно. Этот ролик очень сильно откликнулся аудитории. Люди в комментариях спрашивали, как не попасться, как проверить застройщика, куда обращаться. Кто-то даже предлагал ей помощь — материальную. История резонировала. Это была не абстрактная тема, а боль конкретного человека, — вспоминает Давлатова.
По её словам при освещении этих вопросов в таджикских медиа также возникают проблемы. Журналисты не всегда видят в этих историях нарушение прав человека, им сложно разобраться в юридических схемах, которые сопровождают такие проблемы. Кроме того, сами пострадавшие не всегда готовы открыто говорить об инцидентах с журналистами. Иногда респонденты и вовсе отказываются от своих слов после публикаций, что ставит под риски уже сами медиа.
— Проблема с жильём — это не просто юридический казус. Это — про человеческую уязвимость. Когда ты не уверен, чей это дом — твой или чужой. Когда все документы — есть, но это ничего не значит – это очень сложная ситуация. И именно здесь чаще всего приходит ощущение несправедливости и отчаяния. Вот в таком состоянии люди приходят к правозащитникам и журналистам, и мы пытаемся им помочь, — говорит Давлатова.
Её мнение разделяет и Батталова:
-Для меня, как для человека, который долгие годы проработал в госструктурах, продвижение права на достаточное жилище – это возможность снять социальное напряжение и стабилизировать общественные отношения. Граждане, доведённые до отчаяния потерей жилья рискуют попасть в ещё более сложные жизненные обстоятельства, их проблемы отражаются и на воспитании детей. Чтобы этого не происходило, мы должны поддерживать людей и не оставлять их наедине со своими проблемами.
Эта работа проводится в рамках проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)» в Центральной Азии, финансируемого Европейским Союзом.