Волонтёрские движения и медиа вместе способны добиваться реальных изменений, вовлекая общество и власть в решение важных социальных вопросов.
Такие проекты становятся основой для формирования для справедливого и устойчивого взаимодействия. Internews в Центральной Азии на протяжении многих лет поддерживает подобные инициативы, помогая превращать их в успешные примеры социальных перемен.
Один из примеров —проект о паллиативной помощи в Казахстане. Его цель — осветить важность паллиативной помощи и привлечь внимание к проблемам, с которыми сталкиваются неизлечимо больные люди и их семьи. Команда провела серию интервью с пациентами, их родственниками, медицинскими работниками. В итоге в Казахстане появилась новая площадка для обсуждения важной, сложной темы.
Волонтёры внесли значительный вклад в успех проекта. Они участвовали в организации встреч с семьями пациентов, помогали собирать истории. «Главными в этом проекте всегда будут люди», — подчёркивают организаторы, отмечая, что за каждым рассказом стоит настоящая история боли, надежды и борьбы.
Проект «Тоиле: как вовлекать аудиторию в неудобные, но важные темы» стал ещё одним примером того, как творческий подход и помощь добровольцев помогают донести сложные темы до широкой аудитории. Toile — это информационный проект Peremena.media о состоянии школьных туалетов в Казахстане. Его основательницы Айжан Мадиходжаева и Дия Батенова работали сразу для нескольких целевых аудиторий: школьники, их родители, учителя и директора, госорганы. За несколько месяцев команде и участникам-волонтёрам удалось охватить более 50 школ по всей стране.
В 2023 году Toile получил Гран-при в области связей с общественностью «Ақ Мерген», а также победил в номинации «ESG и проекты в области КСО» (Казахстан). Более того — команде удалось инициировать изменения в законодательстве.
Сообщество «Хочу домой» Vera.kz объединило журналистику и любовь к животным. Авторы и волонтёры освещали проблемы бездомных животных, помогали находить им новые дома и вовлекали в эту тему всё больше людей.
В Таджикистане медиа и защитники животных добились реальных изменений в законодательстве — поправки включают ужесточение наказаний за жестокое обращение с животными.
Еще одна инициатива из Таджикистана — проект «Мобильный театр против родственных браков». Волонтёры, при поддержке Internews, проводили театральные постановки в отдалённых регионах Хатлона, чтобы донести до местных жителей важность борьбы с традицией родственных браков. Один из волонтёров отмечает: «Мы не только рассказываем истории, но и показываем пути выхода из сложных ситуаций».
Отдельного внимания заслуживает большой проект Internews, который объединил Казахстан и Таджикистан — «Гражданские журналисты».
Этот проект объединил волонтёров из Казахстана и Таджикистана, которые обучались созданию медиаконтента и освещали важные социальные темы. Участники не только получили практические навыки, но и смогли создать крупнейшую онлайн-редакцию региона, которая объединила голоса разных стран.
Целью проекта было не только профессиональное обучение, но и укрепление связей между сообществами двух стран. Журналисты поднимали темы, которые находят отклик у широкой аудитории, от проблем экологии до историй успеха локальных инициатив. Этот проект стал символом того, как сотрудничество может преодолевать границы и объединять людей для достижения общих целей.
Волонтёрство в Центральной Азии — это не просто помощь. Это сила, которая объединяет и вдохновляет людей — традиции взаимопомощи всегда были частью жизни региона.
Недавно Программа добровольцев ООН (UNV) и Программа развития ООН (ПРООН) представили первый региональный Обзор о волонтёрстве в Центральной Азии. Этот документ собрал данные о волонтёрской деятельности в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. В его подготовке участвовали эксперты, волонтёры, государственные структуры и гражданские организации. Обзор не только фиксирует успехи, но и поднимает важные вопросы: как сделать волонтёрство доступным для каждого? Как вдохновить людей, которые хотят помогать, но не знают, с чего начать? Как сочетать традиции с современными подходами?
Документ предлагает конкретные рекомендации для дальнейшего развития: создание образовательных программ для волонтёров, развитие цифровых платформ для координации проектов и укрепление сотрудничества между государственными структурами, бизнесом и НПО.
Этот обзор — первый в своём роде для всего региона. Он подводит итог достижениям волонтёров и задаёт ориентиры на будущее. К 2026 году, Международному году волонтёров, объявленному ООН, планируется подвести итоги работы, начатой с этого документа. Ознакомиться с отчетом можно здесь.
Таджикская журналистка из издания Your.tj подняла тему женского неоплачиваемого труда. Подготовила лонгрид, в котором с помощью исследований и экспертов объяснила вклад таджикских женщин в экономику страны. Для наглядности подсчитала, что гипотетически домашний труд женщин в Таджикистане мог бы стоить шесть тысяч сомони в месяц (600USD).
Эта тема заинтересовала авторов из таджикского офиса «Радио Свобода» — «Радио Озоди», и они сделали материал под заголовком «Предложение: давать таджикским домохозяйкам шесть тысяч сомони в месяц». Теперь автора материала травят в комментариях к материалу в соцсетях, а аудитория (преимущественно мужская) напоминает женщинам, что они «сидят на шее мужа, на готовом жилье и готовых продуктах» и возмущается, что «ещё смеют требовать деньги».
За скандалом следил «Новый репортер».
Итак, для начала о самой проблеме неоплачиваемого труда. В Таджикистане по данным Азиатского банка развития женщины в сельских районах страны тратят почти 10 часов в день на работу, и при этом большая часть их труда (84 %) не оплачивается. Мужчины работают восемь часов в день, и 70 %из них — это оплачиваемый труд. За счет того, что труд мужчин в большей степени оплачивается, он считается более ценным, чем домашний труд женщин. Тогда как работоспособность мужчин в местных домохозяйствах во многом зависит от женского неоплачиваемого труда.
Ситуация в городах несколько отличается от села в лучшую сторону. Тем не менее городские женщины также вынуждены значительную часть своего времени посвящать неоплачиваемому труду, даже если у них есть официальные трудовые отношения.
Тяжелый домашний труд выматывает женщин, подрывает их здоровье и лишает какой-либо возможности позаботиться о себе или тем более заняться саморазвитием.
Опираясь на все эти данные и зная об этой проблеме не понаслышке, журналистка независимого издания Your.tj Мехрангез Турсунзода подготовила большой материал, в котором долго и подробно рассказывала какие обязанности есть у таджикских женщин. Например. она составила примерный список домашних дел:
Уборка дома;
Закупка продуктов;
Приготовление пищи несколько раз в день;
Организация встреч и прием гостей;
Уход за детьми и взрослыми;
Забота о пожилых членах семьи;
Стирка, глажка и подготовка одежды к новым сезонам;
Прочие обязанности.
А также обратила внимание на то, что у сельчанок этот список выглядит еще объемнее, потому что они вынуждены стирать на руках, готовить на костре и обеспечивать всю семью водой. Кстати, в Таджикистане таскать воду даже на самые длинные расстояния считается именно женской работой.
После описания проблемы, Мехрангез с помощью экспертов попыталась объяснить аудитории, что «домохозяйки обеспечивают поддержание трудоспособного населения, создавая базу для функционирования всей экономики». И уточнила, что женщины, занимаясь неоплачиваемым трудом «берут на себя управление домом и заботу о членах семьи, что дает другим членам семьи возможность полностью сосредоточиться на своей работе, повышая их продуктивность». При этом, Мехрангез напомнила, что несмотря на большой вклад в функционирование экономики вносят женщины, в итоге они получают минимальную пенсию в $17, тогда как пенсия мужчин зависит от стажа и в разы превышает женскую.
Основной посыл обсуждения женского неоплачиваемого труда в материале Your.tj соответствовал глобальной дискуссии, которая ведется, как минимум, с 1970 года, когда экономистка Маргарет Бенстон опубликовала статью «The Political Economy of Women’s Liberation», и акцентировала внимание на роли женщин в производстве и домашнем труде.
И тогда, и сейчас авторы материалов, посвященных женскому неоплачиваемому труду, говорят о том, что домашний труд женщин, хотя и является жизненно важным, не участвует в рыночной экономике, что делает его «невидимым». И тогда, и сейчас авторы пытаются найти системные социальные гарантии для женщин, которые всю жизнь трудятся на благо экономики, но остаются незамеченными.
Что увидела аудитория?
Чтобы нагляднее показать объем женского труда, Мехрангез перевела его в рыночную стоимость различных услуг. Получилось приблизительно шесть тысяч сомони в месяц ($600). Этот ценник и стал самым обсуждаемым моментом из всего огромного материала.
Буквально через несколько дней на сайте «Радио Озоди» вышел сюжет под заголовком «Предложение: давать таджикским домохозяйкам по шесть тысяч сомони в месяц». «Предложением» была названа попытка Мехрангез измерить неоплачиваемый труд таджикских женщин.
Надо сказать, что за комментариями к самой журналистке, коллеги из «Радио Озоди» обратились и получили вполне развернутое объяснение несправедливости по отношению к женскому труду. Но словам Мехрангез они противопоставили мнения мужчин, возмущённых «требованиями денег» и сетовавших на сложные экономические условия страны, а также женщины, которые считает, что домашний труд — в определенных условиях её долг.
«Он детей обеспечил и одеждой, и вещами, которые нужны дома, где ему еще зарплату брать», — говорил мужчина респондент.
«Я никогда не просила у мужа денег за домашнюю работу», — сказала респондентка женщина.
Этого короткого сюжета хватило для того, чтобы в социальных сетях разгорелась бурная дискуссия. Большую часть её участников ожидаемо составили мужчины. Они оставляли сотни комментариев под публикациями, в которых переходили на личность автора, упрекая её в том, что она стремится разрушить традиционные таджикские семьи, отправляли её на прием к психиатру и призывали правоохранительные органы обратить внимание на материал, которые разжигает ненависть к мужчинам. Среди комментаторов были и коллеги Мехрангез — мужчины журналисты, которые работают в независимых медиа.
При этом в бэкраунде к этому материалу авторы «Радио Озоди» привели информацию из своих предыдущих статей, например, из большого интервью Гулбахор Махкамовой, известной и очень уважаемой таджикской бизнесвумен, в котором она подробно и детально рассказала о том, что собой представляет неоплачиваемый труд для таджикский женщин и какую выгоду упускает местная экономика из-за того, что страна не обращает на это внимание.
Была в этом бэкраунде и отсылка к материалам Всемирного банка на эту тему. То есть объяснить выбор именно такого ракурса для освещения темы неоплачиваемого женского труда невозможно неосведомленностью авторов. И вроде бы все журналистские правила приличия соблюдены – слово самой Мехрангез дали, пользователей своих страниц в соцсетях о недопустимости оскорблений предупредили (это не помогло).
Но после этого сюжета всё равно не покидает ощущение, что сделан он с единственной целью — свести обсуждение к сенсационному «предложению» о шести тысячах сомони и подмигнуть аудитории: мол, видели, чего захотели.
И даже если всё это сделано неосознанно со стороны авторов, у такого серьезного издания должны быть дополнительные фильтры, которые на выходе очищают продукт от стереотипов, ложных суждений и прочего информационного мусора, которого в сегодняшнем медиаполе и так предостаточно.
Более 50 респондентов из Согдийской области приняли участие в исследовании «Голоса искусства: разрушая тишину». В своих интервью они рассказывали исследовательницам о том, через какие невероятные трудности им пришлось пройти, чтобы занять своё место в искусстве.
Подробнее об этом исследовании — в материале «Нового репортера».
Шабнам Холикова, социолог с большим профессиональным стажем. Она проводила десятки самых разных, в том числе и чувствительных исследований, однако, именно работа «Голоса искусства: разрушая тишину» далась ей очень сложно.
— Я не могла сдержать слёз, когда проводила интервью с респондентками, когда слушала, на какие жертвы им пришлось пойти, чтобы оказаться на сцене, петь или танцевать, как близкие и родные отворачивались от них, — рассказывает Шабнам.
Исследование о роли женщин в творческих профессиях, результаты которого показывают острые социальные проблемы и барьеры для женщин в этой сфере, Шабнам проводила с командой из общественной организации «Расонанигор» под руководством Гузал Махкамовой в Согдийской области. Эта работа стала частью проекта WoMeN, который Internews реализовал при поддержке посольства Германии в Таджикистане. Исследование акцентирует внимание на стереотипах, с которыми сталкиваются женщины, стремящиеся строить карьеру в искусстве.
Между тем, в Таджикистане существует также стигма и в отношении мужчин в искусстве. Эта тема поднималась, как минимум двумя партнрами (1,2) Internews.
Данные исследования также подтверждают этот факт. Например, респонденты из Согдийской области скорее выступали против того, чтобы их дочери и сыновья выбирали творческие профессии. Особенно негативное отношение они проявляли к танцам и актерскому мастерству.
Результаты опроса показывают, что почти все респонденты 94 % считают искусство важной частью культуры и развития общества. При этом положительное отношение чаще высказывали женщины 90 % по сравнению с мужчинами 75 %. Однако, практически все респонденты 93 % признавались, что в обществе существуют дискриминационные отношения к представительницам творческих профессий.
«Моя бабушка считала это недостойной профессией», — поделилась одна из участниц опроса.
«Дочери я еще разрешу заниматься творчеством, но жене — нет», — сказал один из респондентов.
Большая часть респондентов — представители старшего поколения и со сложностями при выборе профессии они сталкивались во времена Советского Союза, но об этом мало говорили публично. Например, во время презентации результатов исследования «Голоса искусства: разрушая тишину» в Худжанде, одна из гостей — легендарная таджикская актриса Сайрам Исоева призналась, что впервые оказалась на мероприятии, где говорят о трудностях, с которыми сталкиваются женщины в искусстве.
«Обычно жизнь людей нашей профессии всем кажется весёлой и беззаботной, но это не всегда так», — объяснила она.
Исследование показывает, что несмотря на смену поколений, даже сегодня некоторые семьи продолжают ограничивать женщин в выборе профессионального пути, опасаясь за их репутацию.
Кроме того, сегодняшние представители искусства сталкиваются и с другими серьёзными проблемами: наряду с общественным осуждением, они испытывают и финансовые трудности. Многие женщины сталкиваются с недостатком ресурсов для профессионального обучения.
«Я откладывала зарплату секретаря, чтобы поступить в вуз», — поделилась одна из респонденток. При этом государственная поддержка таких профессий минимальна.
Исследование завершилось рекомендациями по улучшению ситуации. Основной акцент сделан на необходимости гендерно-чувствительных образовательных программ и работы с общественным мнением. Как подчеркнула автор исследования Шабнам Холикова, журналисты могут сыграть ключевую роль, освещая истории успешных женщин и привлекая внимание к системным проблемам.
Есть идея проекта по медиаграмотности? Ждём ваши заявки на CAIIA Эдьютон 2025! Это инновационный онлайн-интенсив по разработке эффективных проектов по медиаграмотности. Эдьютон — это возможность не только получить самые свежие знания в области продвижения медийной, информационной и цифровой грамотности, но и установить полезные профессиональные связи с экспертами и производителями контента. Кроме того, лучшие идеи смогут получить финансовую и менторскую поддержку.
Фокус программы CAIIA Эдьютона2025 — вызовы искусственного интеллекта для понимания и продвижения медиаграмотности. Вместе с менторами участники проведут мозговой штурм и определят особенности медийно-информационной грамотности в эпоху искусственного интеллекта. Вас ждёт обмен опытом, разработка новых проектов по медиаграмотности.
Как это работает? Вы готовите идею проекта и описываете её в заявке. Отобранные команды будет приглашены на Эдьютон, который пройдёт онлайн с 21 по 25 января 2025 года. Команды пройдут интенсивное обучение и доработают свои проекты совместно с менторами, лучшие из них получат финансирование.
Кто может принять участие? Устойчивые медийные, неправительственные, образовательные, культурные, общественные организации, а также индивидуальные предприниматели из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Эдьютон пройдёт онлайн на русском языке с синхронным переводом на казахский, таджикский и узбекский языки. Ждём ваши заявки!
Поданные заявки должны учитывать интересы аудитории, использующей как государственный язык, так и язык межнационального общения и должны быть рассчитаны не более чем на 6 месяцев. В этом году в приоритете проекты в следующих направлениях:
AI-грамотность;
Медийно-информационная грамотность в вопросах здоровья;
Подготовка в Казахстане учебных материалов по внедрению МИГ в разные школьные предметы (видеоуроки);
Создание медиаконтента по укреплению методов устойчивости к цифровым манипуляциям, пропаганде и дезинформации на казахском, таджикском, узбекском и русском языках;
Вовлечение в МИГ представителей всех поколений, социально уязвимых групп и людей с инвалидностью.
Для участия в конкурсе просим заполнить заявку до 13 января 2025 года (до 23:59 по столичному времени в вашей стране).О результатах предварительного отбора все заявители будут оповещены по электронной почте не позднее 17января 2025 года.
Также вы можете задать вопросы по проектам развития медиаграмотности, написав по адресу: Central-Asia-Applications@internews.org, в теме сообщения пожалуйста, укажите «Эдьютон 2025».
Эдьютон стал возможнымблагодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Internews несёт ответственность за содержание мероприятия, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.
В ноябре прошлого года казахстанцев потрясло жестокое убийство 31-летней Салтанат Нукеновой. За ним последовал публичный судебный процесс, обвинительный приговор её высокопоставленному в прошлом сожителю, принятие законодательных поправок и, наконец, затяжная кампания по пропаганде нулевой терпимости к насилию в отношении женщин. Прогремевшее на всё СНГ уголовное дело, казалось, навсегда изменит информационное пространство, в котором годами процветал виктимблейминг, а женщины представали в предсказуемых образах. Однако ничего подобного, как показал наш анализ, не произошло — прежняя риторика старательно воспроизводится в мейнстримных казахстанских медиа и год спустя.
Портал Zakon.kz в минувшем марте, в частности, отметился обстоятельным интервью со старшим инспектором подразделения по защите женщин от насилия. По ходу всей беседы сотрудница полиции Восточно-Казахстанской области старалась держаться стороны жертвы — пока речь напоследок не зашла о том, чувствует ли она жалость к пострадавшим женщинам. И тут собеседница без задней мысли призналась, что больше сострадания испытывает к их детям, потому что «женщина в той или иной мере сама себе выбрала такую жизнь».
За пару месяцев до этого местный Esquire с помощью эксперта предпринял попытку разобраться с тем, как распознать в партнёре тирана. При этом врач-психиатр из алматинского центра психического здоровья также не смогла избежать обвинений в адрес жертв: «Многие женщины не видят со стороны, как они разговаривают с мужчинами, отвечают на их вопросы». Вслед за этим специалистка тут же оговорилась, что пострадавшие, конечно, не заслуживают насилия, однако «нельзя исключить то, что женщины правда могут провоцировать».
В случаях же, когда собеседник предпочитает обходиться без виктимблейминга, эту функцию берут на себя интервьюеры. Шеф-редактор Caravan.kz в разговоре с психологом в прошлом феврале несколько раз поинтересовалась пресловутой ответственностью женщин: «Согласны ли вы, что причиной домашнего насилия на самом деле может быть эмоциональное насилие со стороны женщин?»; «Допускаете ли вы, что иногда и некоторые женщины используют физическое насилие в отношении мужчин?»; «Как можно объяснить своим девушкам, жёнам и матерям, что некоторые слова бьют по психическому здоровью мужчин?».
Да, несмотря на то что в абсолютном большинстве случаев домашнее насилие обращено против женщин, медийщики не оставляют попыток отстоять достоинство мужчин. В одном из ноябрьских телесюжетов, к примеру, закадровый голос журналистки сначала констатирует, что «в Казахстане в результате бытового насилия погибают сотни женщин», а затем неожиданно следует синхрон с совершенно противоположным посылом: «Мужчины тоже могут стать жертвами бытового насилия. Есть женщины агрессивные…»
Но редакция «Вечернего Алматы» многократно превзошла своих коллег с телевидения, опубликовав в начале года внушительный текст про «женское лицо абьюза». Героем лонгрида стал 33-летний мужчина, морально пострадавший от изменений в поведении жены после рождения ребёнка. Женщина (чья точка зрения в статье не представлена) пережила серьёзную послеродовую депрессию, вынуждена была обратиться за помощью к психологу, а теперь, судя по логике материала, должна нести ответственность за все переживания супруга («Испытывал такие негативные чувства, как обида, злость и даже отвращение»). В заключении автор любезно снабдил аудиторию исчерпывающим описанием девяти женских «абьюзивных тактик» и предостерёг от отношений с женщиной-агрессором.
Женщин продолжают выставлять на передний план и в случае с другими социальными проблемами и явлениями. В этой колонке публицист Дастан Ельдесов, например, со ссылкой на статистику высказывает мнение, что казахстанки только в выигрыше от разрыва отношений: «…в большинстве случаев на развод подают женщины. Ей, получается, “выгодно” — дети-то остаются с ней, на старости лет есть кому за ней ухаживать. А мужчина остаётся беспризорным…»
Безапелляционно об ответственности женщин говорит и главный герой этого текста в местной версии «Аргументов и фактов». «Разгневанный» карагандинец клеймит свою бывшую супругу (её аргументы в тексте вовсе не фигурируют), а затем смело обобщает: «…в разрушении семей, в безотцовщине на 90 процентов вина лежит на женщинах». Мужчина отмечает также, что «закон о семейном равноправии» нарушается «сплошь и рядом на семейном уровне», ведь «при разводе женщине [достаётся] всё, включая ребёнка».
О том, что в этот набор «всего» редко входят положенные по закону алименты, возбуждённый спикер предпочёл не упоминать. Вместе с тем, Сеть по-прежнему регулярно пополняют новостные заметки о том, сколько женщин в Казахстане не платят своим детям. И хотя общеизвестно, что матерей среди должников — меньшинство (11 тыс. против 311 тыс. отцов по состоянию на октябрь 2024 года), журналисты с завидным упорством продолжают производить кликбейтные заголовки, оставляя в тени реальные характеристики проблемы.
К слову, упоминание женщины в заголовке — когда это фактически ничем не оправдано — остаётся традиционным приёмом привлечения внимания к самым заурядным сообщениям. Так, назначение акима в Аккайынском районе Северо-Казахстанской области, возможно, так и прошло бы мимо публики, если бы в кресло руководителя не села женщина. Или возьмём рядовое ДТП в Рудном: автомобилист сбил человека на проезжей части. Кто бы кликнул по ссылке, если бы редактор заботливо не включил в заголовок «попавшую под колёса пьяную женщину»?
И если уж нетрезвая женщина виновата в том, что её сбил трезвый водитель, то об изнасиловании и говорить нечего. В ноябре портал Tengrinews.kz дал новость с прошедшего в Казахстанском бюро по правам человека брифинга. Участники мероприятия пожаловались на бездействие полиции при расследовании насильственного преступления. Однако автор заметки решил сместить акценты: затягивавшие дело правоохранители упоминаются лишь в третьем абзаце, а в первом нам сообщают все животрепещущие подробности о самой жертве: «…женщина возвращалась домой под утро и находилась в нетрезвом состоянии <…> Возле дома она споткнулась о бордюр и упала, потеряв сознание».
Не стоит, видимо, и говорить, что среди полусотни комментариев под этой заметкой самым залайканным стал тот, чей автор полностью проигнорировал основной смысл текста: «Девушке нельзя пить много до потери пульса. Вот и пользуются этим мужики».
Поражает воображение и количество собранных корреспондентом Caravan.kz мизогинных комментариев к теме о взаимоотношениях свекровей с невестками. Процитированные дословно посты с форумов рисуют ужасающую картину, которая осталась не только без комментариев самих невесток, но и без мнений психолога: «У меня невестка черепашка безмозглая», «Видеть её не могу, хозяйку никудышную», «Так и хочется пургена ей в щи подлить, чтоб от души унитазом попользовалась», «Гусеница бесхребетная!», «Чему мать эту Айгерим учила? У них кухня вообще дома есть?» и т. д.
Заметим: параллельно с суровыми реалиями в медиа продолжают существовать и множиться умозрительные конструкции идеальной женщины. Глянцевые издания не устают напоминать читательницам о женской природе, которая якобы позволяет всем дамам излучать любовь и наделяет интуицией (способы пробуждения прилагаются). Nur.kz со ссылкой на западных светил сообщает, что «мудрая и уравновешенная женщина не пытается доминировать над людьми или продавливать пространство под себя» и уж конечно «прощает обидчиков и бывших партнёров». «Индустриальная Караганда» воспевает женщин прошлого, будто бы на что-то намекая: «Немногословны и, как правило, молчат в присутствии мужчин. Но это лишь признак почитания и уважения, если хотите — даже интеллигентности».
Пожалуй, и некоторым отечественным медиа не помешало бы взять на вооружение этот признак интеллигентов — особенно когда речь заходит о гендерно чувствительных темах. Думается, лучше вовсе ничего не публиковать, чем в 2024 году выискивать фото «горячих жён» казахстанских футболистов или в очередной раз выяснять, «кто рулит лучше».
Самые разные исследования показывают, что женщины в целом тратят гораздо больше своего времени на домашние хлопоты. Например, согласно данным АБР, в Таджикистане на быт у женщин уходит 7,5 часов в сутки, а у мужчин — 40 минут. Правда, так неоплачиваемая работа распределяется в сельской местности; в таджикских городах ситуация немного лучше. Однако, даже для городских жительниц «бытовое рабство» — серьезная проблема.
Не исключение и женщины, у которых есть официальная работа. В их случае домашний труд становится типичной «второй сменой», которая занимает всё свободное время и не позволяет продолжать саморазвитие. При этом в сегодняшнем мире, с его стремительным развитием технологий, без дополнительного образования фактически невозможно продолжать профессиональное продвижение. Увы, воспитание детей, повседневная уборка, стирка и прочие хлопоты могут поставить крест на самой успешной карьере.
О том, как женщины из сферы таджикских медиа решают эту проблему — рассказывает «Новый репортёр».
Наврузмох Вазирбек, таджикская журналистка, пару лет назад сняла комедийный короткометражный фильм. В нём таджикский мужчина поменялся ролями со своей женой. В течение 40 минут зрители умирали от смеха, наблюдая за приключениями главного героя, который разрывался между готовкой и попытками понравиться тестю. А потом мужчина не угодил жене и услышал, что она собирается найти другого мужа, потому что этот ни на что не годится.
Свой фильм Наврузмох сняла три года назад, и с тех пор успела выйти замуж, родить сына и теперь находится в декретном отпуске по уходу за ребенком.
— Если бы я снимала этот фильм сейчас, уже после того как сама стала мамой, то мой герой проснулся бы не рано утром, чтобы приготовить завтрак, собрать ребенка — он не спал бы всю ночь, а потом с закрытыми глазами кормил бы малыша, — говорит Наврузмох.
Она вспоминает свою активную профессиональную жизнь до рождения ребенка — частые командировки по всей стране, встречи с разными людьми, съёмки, интервью, общение с коллегами и рассказывает, как тяжело ей далось решение отказаться от всего этого ради ребенка.
— Я не могла отпустить работу и не могла оставить долгожданного ребенка. У меня был активный образ жизни, меня все знали, так много общения и всё такое. А дома, когда с ребёнком — утром вставать, ребёнка кормить, памперсы менять, самой поесть, убраться, пойти на прогулку, потом приготовить. И так каждый день, семь дней в неделю, и даже ночью эта рутина продолжается.
Впрочем, в отличие от многих других женщин в Таджикистане, Наврузмох находится в привилегированном положении. Во-первых, её всячески поддерживает муж (например, он приветствовал её идею открыть онлайн-магазин, чтобы она не чувствовала себя уязвимой). Во-вторых, до декрета она работала в общественной организации Stop TB Partnership — одном из проектов USAID, и руководство по закону оформило декретный отпуск и сохранила за ней место на время отсутствия. К сожалению, многие беременные женщины в Таджикистане часто сталкиваются с дискриминацией на рабочем месте из-за своего положения.
По словам гендерной специалистки Нигор Валиходжаевой, история Наврузмох нетипична для таджикских женщин.
— В Таджикистане большинство трудоустроенных женщин скорее всего работают из-за трудного экономического положения семьи, они не выбирают работу для души, а идут туда, где платят больше. Они работают, думая о том, как прокормить семью, и работают в две смены: сначала на оплачиваемой работе, а потом на неоплачиваемой. Если женщины решаются строить карьеру, то на них накладывается ещё больше ответственности и дополнительной работы. Плюс, гендерные стереотипы, которые мешают подниматься по карьерной лестнице.
По мнению экспертки, учитывая тот факт, что женщины в Таджикистане крайне редко выбирают себе профессию по душе, в республике большая нехватка кадров из числа женщин во многих областях. Это сказывается и на экономике страны, ведь согласно данным Всемирного банка, только треть трудоспособных женщин страны работает, и вклад женщин в национальный доход в 4,5 раза меньше, чем мужчин.
Наврузмох говорит, что кроме общих проблем перед женщинами в таджикских медиа встают и специфические вызовы. Например, на телевидении, где она работала шесть месяцев, Наврузмох была свидетельницей, как женщины теряли свою работу из-за внешности.
— Например, если женщина работает в кадре на телевидении, то после родов, когда она скорее всего поправится, на работу она не вернётся. Камера ведь прибавляет лишние килограммы, и надо быть всегда в форме. Если не получается, то и работы не будет, — объясняет она.
Как продолжать образование, если у тебя «вторая смена»?
Еще одна специфическая проблема, с которой сталкиваются журналистки, обременённые домашним хозяйством, это нехватка времени на саморазвитие. Медиа — одна из самых быстроменяющихся сфер, в которой постоянно появляются новые тренды, и чтобы в них разобраться — нужно время.
Махпора Киромова, успешная таджикская журналистка и документалистка с 12-летним опытом работы, говорит, что тратит почти все свои выходные и вечера в будние дни на то, чтобы следить за новым контентом зарубежных и местных коллег.
— Я не просто смотрю, чтобы получить информацию, я изучаю работы. Как они раскрыли тему, с каких ракурсов, какие методы использовали, как упаковали тему, почему это стало интереснее — всё это важно понимать, — говорит Махпора.
Кроме отслеживания контента коллег, Махпора занимается и английским языком. При этом она считает, что тратит мало времени на самообразование — выполняет только тот минимум, который необходим для человека из медиа, чтобы оставаться на плаву в своей профессии.
— Например, английский язык — сейчас журналистам без него никак, ты не сможешь пользоваться новыми инструментами, следить за трендами, если у тебя нет английского языка. Только русского, как дополнительного уже недостаточно, — объясняет она.
У Махпоры трое сыновей, младшему 14, двое старших учатся в вузах за рубежом. Она вспоминает, что первые семь лет материнства посвятила себя детям и полностью выпала из профессии, ещё не успев в ней как следует закрепиться.
— Я много времени потеряла пока дети выросли, и затем у меня появилась хронофобия, это когда развивается страх потерять время. Как только у меня появилась возможность выйти на работу — я стала жить год за два. Старалась фильмы быстрее снимать, за какие-то два-три года мне удалось снять два коротких метра, один большой фильм, четыре фотофильма. Думаю, что для одного производителя [контента], у которого ещё есть основная работа, это достаточно много.
Махпора считает, что даже если у женщины с детьми будут условия, чтобы она могла выйти на работу (например, няня, поддержка семьи), тратить дополнительное время на самообразование очень сложно, потому что основная ответственность за воспитание детей и дом всё равно ляжет на женщину. Если в семье несколько детей, то строить собственную карьеру и развиваться дополнительно фактически невозможно.
— С теми амбициями и привычкой пересматривать свой профессиональный путь каждые три года, я уверена, что если бы я не выпала из профессии на семь лет, то у меня сейчас были бы гораздо большие результаты в работе. Как минимум, было бы больше фильмов, — говорит Махпора.
Наврузмох согласна с тем, что люди в сфере медиа не могут себе позволить останавливаться в образовании, и поэтому многие женщины вынуждены отказываться от карьеры из-за нехватки времени.
— Например, журналист сейчас должен не просто уметь писать, или, например, разговаривать на камеру, надо еще языки знать, надо знать какие-то программы для монтажа, разбираться в цифровых технологиях, уметь самому фотографировать. Каждый день появляются новые программы, и нужно за всем этим следить, и на это нужно время, — говорит Наврузмох.
В офисе работа легче, чем дома?
Рассуждения Махпоры и Наврузмох перекликаются и с концепцией непрерывного образования (lifelong learning), которую UNESCO провозгласила еще в 70-е годы прошлого века, и которая очень актуальна сегодня. Согласно этой концепции, в современном мире с развитыми технологиями и постоянным прогрессом специалисты самых разных областей должны продолжать своё образование на протяжении всей жизни, и постоянно обновлять свои навыки и знания.
Медиа считается одной из самых быстроменяющихся сфер, и непрерывное образование — необходимость для представителей этой сферы. Увы, далеко не все женщины могут позволить себе следовать правилам этой концепции.
— Несмотря на серьёзность проблемы, её в Таджикистане обсуждают только женщины, которые знают свои права и стараются их отстаивать. Однако, несмотря на образование, официальную работу и знание своих прав, их партнёры чаще всего не готовы помогать им в домашних делах из-за гендерных стереотипов. — объясняет Нигора.
В случае же, если мужчины всё же готовы принимать участие в домашней работе, то скорее всего это выглядит как помощь, а не полноценное вовлечение.
— Работа в офисе гораздо легче, чем работа дома. Честное слово, это сто процентов так, — говорит Наврузмох, — Муж приходит с работы, и он мне помогает, он после ужина сидит с ребёнком, чтобы я могла посуду помыть или что-то ещё сделать. Но, иногда он напоминает, что ему нужно хорошо выспаться перед рабочим днем, и в такие моменты я думаю о том, что пребывание дома с малышом — это не отдых, а полноценный и порой даже более интенсивный труд. Если бы у меня была возможность выйти на работу, зная, что ребенок в надёжных руках (я доверяю его только мужу), я бы вернулась в офис, там хотя бы удастся спокойно выпить горячий чай.
Пожалуй, самые заметные новости, которые можно рассматривать как индикатор гендерной чувствительности для таджикских медиа в 2024 году, пришли из МВД. Это были сообщения об операциях под кодовым названием «Нравственность», во время которых милиционеры провели рейды по ночным клубам и профилактические беседы в том числе и с «женщинами с низкой социальной ответственностью» (цитата по «Азия-Плюс»). Естественно, все рейды прошли после «многочисленных обращений граждан».
Кроме этих рейдов, милиционеры сообщали и о своей работе в социальных сетях — здесь они продолжали выявлять контент таджикских блогерок, который «оскорбляет честь и достоинство таджикских женщин и матерей». О том, как таджикские медиа реагируют на такие информационные поводы или не реагируют, рассказывает «Новый репортёр».
На самом деле подобные рейды таджикские милиционеры проводят уже давно. Например, в 2016 году МВД вместе с Генеральной прокуратурой проводили рейды по выявлению представителей гомосексуалов (при этом в Таджикистане пресловутая статья за мужеложество отменена в 1998 году), и тогда это сообщение вызвало большой резонанс, особенно в сфере правозащитников и медиа. Теперь милиционеры рапортуют о проведении рейдов по ночным клубам и сообщают о сотнях задержанных женщин — нарушительниц общественного порядка. Однако большого публичного обсуждения эти события, увы, почти не вызывают.
Рейды проходили в Душанбе и Худжанде. И многие местные медиа вслед за сообщениями милиционеров, которые они сопровождали и оперативными съёмками, слово в слово передавали эти новости своей аудитории, только меняя финальный абзац.
Например, информационное агентство «Авеста» рассказывало, как милиционеры ведут «борьбу с аморальным поведением и профилактику заболеваний, передающихся половым путём».
«В рамках рейда правоохранительные органы проверили несколько развлекательных центров, которые, как утверждается, использовались для оказания интимных услуг», — рапортовали журналисты независимого издания. В своём сообщении агентство «Авеста» использовало и скриншоты оперативной съёмки, на которых женщины — правда с заблюренными лицами (надо сказать, что их лица изначально закрыли сами милиционеры) — в несколько рядов сидят в каком-то административном зале.
Никакой попытки разобраться в ситуации журналисты не совершили, в тексте нет дополнительных комментариев — например, от правозащитников — или бэкграунда с описанием системности таких явлений. Вместо этого в конце материала «Авеста» сообщила: «Милиция Согдийской области усилила контроль над развлекательными заведениями и местами, где могут происходить подобные нарушения».
Такое же сообщение появилось и на сайте информационного агентства «СугдНьюс». Публикация также полностью дублировала сообщение милиционеров, и свой материал журналисты закончили так:
«Милиция Согдийской области продолжает борьбу с распространением подобных явлений, усиливая контроль над развлекательными заведениями и местами, способствующими аморальному поведению».
О худжандских рейдах сообщила и медиаплощадка Dialog.tj, и основной текст также оставила без исключения, только немного изменив финал:
«Правоохранительные органы Согдийской области продолжают противодействовать таким явлениям, усиливая наблюдение за развлекательными учреждениями и районами, где возможно аморальное поведение».
Надо отметить, что все эти издания — независимые медиа страны, у которых пусть и не самая большая аудитория, но есть своя ниша на рынке. При этом, например, даже государственное информационное агентство «Ховар», которое работает исключительно с сообщениями из официальных структур, новости о милицейских рейдах «Нравственность» на своём сайте не публиковало.
Разные подходы медиа «Азия-Плюс»
Прежде чем милиционеры добрались до ночных клубов Худжанда (в октябре), они провели аналогичные операции в Душанбе (в сентябре). И эту новость на своём сайте передало одно из самых крупных медиа страны — «Азия-Плюс». Сообщение вышло под заголовком «С посетителями ресторанов Душанбе милиция провела беседы о нравственности». И, в отличие от своих коллег, которые просто публиковали худжандские новости МВД, столичные журналисты добавили авторскую информацию. Например, милиционеры отмечали в своих релизах, что эти рейды проходят исключительно после «многочисленных жалоб граждан», и «Азия-Плюс» добавила к их сообщению скриншот поста из Facebook, в котором одна из душанбинских жительниц действительно жаловалась на громкую музыку из заведения в центре города. Никакой другой информации, разъясняющей суть происходящего, на ленте «Азия-Плюс» не появилось.
Однако вдруг ровно через месяц здесь эта тема была детально раскрыта журналисткой Алиёй Хамидуллиной. В качестве информационного повода для своего материала она использовала всё те же рейды в Худжанде (сама Алия родом из этого региона) и вместе с правозащитниками и экспертами разобрала всю эту ситуацию.
Например, в материале эксперты объяснили, что в Таджикистане предоставление секс-услуг — это административное правонарушение, которое карается штрафом либо административным арестом. Но добавили, что в законе отсутствует определение формулировки «проституция» и её признаки, и поэтому «любая девушка, решившая пойти в бар с мужчиной, будь то друг, коллега либо жених, может оказаться под угрозой задержания». Кроме того, эксперты перечислили в своих комментариях целый список нарушений, которые милиционеры допускают во время проведения таких рейдов. Особое внимание респонденты обратили на нарушение Кодекса здравоохранения:
«Где указано, что медицинское освидетельствование на ВИЧ проводится добровольно. Перечислены случаи обязательного тестирования на ВИЧ, но не принудительного. Законодательство вообще не устанавливает случаи принудительного медосвидетельствования, врачи должны в таких случаях отказывать в подобном».
При этом во время рейдов задержанные женщины проходили принудительное тестирование.
Милицейские онлайн-рейды
Кроме рапортов о рейдах в ночных клубах, милиционеры в этом году говорили и о рейдах в виртуальном мире. Задержание блогерок за «непристойный контент» тоже не новость для Таджикистана: например, пару лет назад МВД сообщало об аресте на 10 суток 18-летней блогерки, которая публиковала на своей странице «аморальный контент» в виде типичных тиктоковских танцев и фотографий с декольте. Тогда эта новость тоже привлекла внимание таджикских медиа, и свои публикации и милиционеры, и журналисты сопровождали открытыми фотографиями героини, её именем и местом проживания.
С тех пор ничего не изменилось.
В 2024 году таджикская милиция задержала очередную блогерку за «непристойный с точки зрения морали контент» в Instagram и вместе с её фотографиями, именем и годом рождения передала подробности этого дела аудитории в своих социальных сетях. Среди подписчиков милиционеров есть и местные журналисты, некоторые с удовольствием принялись распространять милицейский контент.
Так, история про задержанную блогерку без какого-либо дополнительного объяснения снова появилась в «Авесте» и на сайте издания Pressa.tj.
Однако на этот раз «Азия-Плюс» сразу взялась за эту тему основательно, они не стали перепечатывать эту новость, но сделали на её основе аналитический материал, в котором вместе с экспертами попытались объяснить, что в делах задержания блогерок не так.
«В таких случаях не совсем ясно, на чём основаны действия сотрудников милиции и какую статью административного кодекса или другого законодательства нарушают эти девушки», — отмечается в материале.
Примечательно, что этот материал вышел под авторством журналистки Нигины Аслоновой, которая готовила и ту самую новость про ночные рейды, где даже не попыталась разобраться в ситуации.
Удивительно и то, что на медиарынке в уходящем году было и довольно много качественного гендерно чувствительного контента, который обращал внимание именно на вопросы гендерного равенства. Это были большие добротные материалы, в которых журналисты рассуждали и о запрещённых профессиях, и даже о том, как воспитать гендерно чувствительного ребёнка.
Увы, эти же издания оставили без внимания новости про рейды по ночным клубам и очередные задержания блогерок. С одной стороны, игнорирование этого информационного повода — меньшее зло, чем его распространение без дополнительного анализа. С другой — кажется, эти объяснения как никогда нужны местной аудитории, которая под постами о задержанных женщинах оставляет сотни гневных комментариев с благодарностью милиционерам и даже не догадываются, что следующие рейды могут пройти уже по их улицам.
С 25 ноября по 10 декабря в мире проходит ежегодная акция «16 дней против гендерного насилия». Internews в странах Центральной Азии объявил о запуске флешмоба «Центральноазиатские медиа против гендерных стереотипов». Каждый день во время акции на страничках Internews в социальных сетях под хештегом #CAforWomen будут выходить разборы популярных центральноазиатских пословиц и поговорок на наличие гендерных стереотипов. Проверять их будет искусственный интеллект, а комментировать — гендерный специалист. Мы призываем медиа присоединиться к этой акции и самостоятельно разобрать пословицу или поговорку, а результаты разбора опубликовать уже на страничках своей редакции. Ну и, конечно же, делимся методикой, как искусственный интеллект при помощи научных исследований может подтвердить или опровергнуть наличие гендерных стереотипов (и не только).
Шаг 1: Выберите пословицу или поговорку, которую планируете проверять
Первый разбор, который вышел на страничках Internews в рамках акции, — проверка поговорки «Баба с возу — кобыле легче». Мы выбрали её не случайно, ведь это, пожалуй, самый простой пример, на котором можно проверить механизм проверки ChatGPT на гендерочувствительность.
Шаг 2: Определите буквальное и переносное значение выбранного выражения
В буквальном смысле речь идёт о женщине, которая сходит с повозки, тем самым уменьшая её вес и облегчая работу лошади. Метафорически фраза обозначает облегчение, когда устраняется какая-либо помеха, источник проблем или трудностей.
Шаг 3: Определите тезисы, которые могут подтвердить или опровергнуть наличие гендерного стереотипа
Для разбора выбранной фразы мы выбрали три гипотезы, которые попросим искусственный интеллект подтвердить или опровергнуть научными работами:
▪️ Для лошади не важно, кого везти, — мужчину, женщину или ребёнка. Важен только вес всадника.
▪️ Статистически средний вес женщины меньше среднего веса мужчины.
▪️ Слово «баба» имеет негативную смысловую окраску и имеет более уважительные синонимы.
Шаг 4: Здороваемся с ChatGPT
На самом деле это действительно важный момент для начала успешного общения с искусственным интеллектом. Дело в том, что задавая общению с чатом уважительный тон, вы тем самым направляете его к более качественным источникам информации. Люди в научном мире общаются между собой вежливо, и он скорее будет обращаться за информацией на площадки этого сообщества. И, напротив, общаясь с ним грубо, вы можете вынудить искусственный интеллект собирать информацию у источников сомнительного качества.
Кроме того, кто знает, вдруг через несколько лет он и правда захватит мир, а вам как вежливому пользователю зачтётся 🙂
Шаг 5: Начинаем проверять наши гипотезы
Несмотря на то, что искусственный интеллект уже отлично справляется с переводами и расшифровками аудиозаписей на практически все языки мира, опыт редакции «Нового репортёра» показывает, что быстрее вы добьётесь цели, если будете отправлять запросы на английском языке. Но это правило можно обойти, и как раз на примере этого разбора мы вам расскажем, как.
Первый тезис, который мы проверяли: «Для лошади не важно, кого везти, — мужчину, женщину или ребёнка. Важен только вес всадника». Для этого мы отправили в ChatGPT запрос «Проанализируй, пожалуйста, корреляцию между весом всадника и грузоподъёмностью лошади». Полный ответ нашего цифрового помощника можно посмотреть в галерее. Если коротко — гендер не влияет на грузоподъёмность лошади, так как её предел определяется весом всадника и амуниции. Важно соблюдать соотношение веса всадника и массы лошади — рекомендуется не более 15–20 %. При равном превышении этого порога влияние будет одинаково, независимо от гендера. При этом женский стиль управления лошадью иногда может оказаться более мягким и от этого более комфортным для животного. Это подтверждают результаты исследования доктора ветеринарных наук Сью Дайсон, проведённые в 2020 году и опубликованные в научной библиотеке BEVA.
Именно в этом моменте важно остановиться и поговорить про роль языка в промпте для искусственного интеллекта. Все ссылки, которые предложил нам ChatGPT при запросе на русском языке, содержали информацию от русскоязычных порталов. К сожалению, при адаптации результатов исследования доктора Сью Дайсон далеко не все порталы указывали первоисточник, а это значит, что невозможно проверить достоверность исследования. Базовые знания английского языка окажутся здесь как нельзя кстати, ведь именно запрос на английском языке помог нам найти первоисточник и убедиться в достоверности исследования.
Здесь есть ещё один нюанс, о котором мы должны вас предупредить: ChatGPT очень хочет понравиться собеседнику, поэтому он склонен обманывать вас, чтобы дать информацию, которую вы хотите получить. Критически важно переходить по предлагаемым исследованиям и проверять, что они действительно соответствуют вашему запросу. Ну а ещё всегда можно попросить ИИ не обманывать 🙂
Следующий вопрос, который мы задали ChatGPT: «Есть ли данные, что статистически средний вес женщины меньше среднего веса мужчины?» Поиски привели нас к исследованию группы российских учёных, которые в 2021 году доказали, что среднестатистический вес/рост мужчины составляет 70,6 кг и 175,4 см, а для женщины — 60,2 кг и 164 см. Разница между средними мужчиной и женщиной — больше 10 килограммов.
Третью гипотезу, признаться честно, мы формулировали на случай, если первые две не подтвердятся. Звучала она так: «Слово „баба“ имеет негативную смысловую окраску и имеет более уважительные синонимы». Оказалось, всё не так просто: несмотря на заверения нашего помощника, анализ предложенных материалов показал, что исторически в слово «баба» не вкладывалось негативного значения. Исследования Национального корпуса русского языка показали, что под «бабой» чаще всего подразумевают женщину в принципе. Однако существуют исследования, которые показывают, что в современности ассоциативный ряд со словом «баба» подразумевает под собой не женщину в принципе, а женщин «дуру, глупую». Видимо, чтобы однозначно оценить это слово, должно пройти ещё некое количество времени. Но одно мы можем сказать: если вы совершенно точно не планируете портить отношения с собеседницей, лучше использовать другие синонимы — девушка, женщина, дама.
Шаг 6: Формулируем вывод
В итоге мы выяснили, что гендер не влияет на грузоподъёмность лошади, так как её предел определяется весом всадника и амуниции.
Женщина статистически легче мужчины, значит, лошади будет легче, если с воза слезет мужчина.
Слово «баба» имеет негативную коннотацию, и это подчёркивает, что смысл популярной пословицы может заключаться не в практическом желании помочь лошади, а в стремлении избавиться от пассажира по признаку гендера.
Самый простой способ убедиться в наличии гендерного стереотипа — это попробовать убрать из фразы привязку к биологическому полу. Если вам удаётся это сделать без потери смысла, значит, подчёркивание гендера действительно излишне и просто формирует негативное отношение к тому или иному гендеру. Мы попросили ChatGPT переформулировать популярную пословицу. Вот что получилось:
Такой простой и увлекательный механизм разбора популярных пословиц и поговорок позволит не только определить, содержит ли та или иная фраза негативный оттенок, но и проверить информацию на достоверность. А фактчекинг в XXI веке — буквально незаменимый навык для любой редакции.
Специальный проект «Центральноазиатские медиа против гендерных стереотипов» пройдёт в период с 25 ноября по 10 декабря в рамках Международной акции «16 дней против гендерного насилия». Он реализуется командами Internews в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане от проектов CAIIA, CARAVAN, Media-K и WOMEN, который поддерживают международные доноры Агентство США по международному развитию (USAID), Европейский Союз, посольство Германии в Таджикистане.
Содержание всех материалов спецпроекта является исключительной ответственностью Internews и не обязательно отражает позицию доноров.
Проект CAIIA рад пригласить журналистов и менеджеров редакций, а также НПО-специалистов, которые работают над стратегией и внутренней оценкой своих результатов на четвертый Learning lab в рамках проекта CAIIA на тему «Действует ли ваша стратегия? Секреты мониторинга и оценки для редакций и НПО». Лаборатория пройдет 5 декабря, в четверг,с 15 до 17 часов по времени Алматы, Астаны, Ташкента и Душанбе, в онлайн-формате на платформе ZOOM.
Проект «Поддержка сбалансированной и достоверной информации в Центрально Азии (CAIIA)» финансируется USAID и реализуется Internews в партнёрстве с Zinc Network.
ПРОГРАММА
На занятии мы разберём инструменты для внутреннего развития организации: мониторинг и оценку. Тренер представит короткую справку о теории изменений и покажет, как мониторинг и оценка помогают отслеживать вклад редакций в просвещение аудитории. Участники также познакомятся с вдохновляющими примерами изменений в других странах и обучимся на практике тому, какую информацию можно использовать для замера ваших усилий в разных направлениях: аудитория, контент, финансы; как задать индикаторы для ваших рабочих процессов и как оценить свою эффективность в финале.
Навыки оценивать свои результаты будут полезны не только для внутреннего менеджмента, но и для поиска финансирования, так как доноры и спонсоры часто запрашивают индикаторы результатов работы заявителей и редко получают их в профессиональном формате. Такие результаты оценки можно также использовать в коммуникациях с партнёрами: размещать в годовых отчетах, презентациях, использовать на встречах и тренингах.
ТРЕНЕР
Лабораторию проведет Сара Барр, руководитель отдела мониторинга, оценки и отчетности в Zinc Network. У неё большой опыт исследований и оценки в области ложной информации и дезинформации, особенно в отношении климата и здоровья. До прихода в Zinc Network Сара Барр руководила оценкой Verified, флагманской программы ООН по борьбе с дезинформацией о COVID-19.
УЧАСТНИКИ И ЯЗЫК ОБЩЕНИЯ
Для участия в лаборатории приглашаются журналисты и редакторы СМИ, сотрудники и руководители НПО, главы коммерческих и фандрейзинговых департаментов, руководители PR и SMM-служб, стратеджисты и специалисты по развитию из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.
Рабочие языки лаборатории: английский и русский (будет предоставлен перевод).
КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Для участия в лаборатории, пожалуйста зарегистрируйтесь по ссылке. За день до лаборатории мы пришлем вам ZOOM-ссылку по указанным в анкете контактам.
Чтобы избежать технических неполадок, рекомендуем участникам подключаться к лаборатории со стационарного компьютера или ноутбука. А для более качественного взаимодействия рекомендуем оставлять камеры включенным на протяжении всего занятия, если это позволяет соединение.
Данное мероприятие стало возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). ZincNetwork несёт ответственность за содержание мероприятия, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.
Команда журналисток проекта «Голоса смелых» проводит дата-исследование при поддержке Internews. Цель опроса — изучить проблемы гендерного насилия в странах Центральной Азии с разных сторон через сбор структурированных данных, способствующих эффективным решениям. Редакция «Нового репортёра» рада присоединиться к распространению опроса и предлагает вам не просто пройти его, но и поделиться ссылкой с коллегами, героями, редакциями, занимающимися вопросами противодействия гендерному насилию.
Гендерное насилие — это любой акт насилия, совершенный из-за пола человека. Это не только домашнее насилие, но и сексуализированные домогательства, физическое и эмоциональное насилие, преследование, насилие в публичных местах и онлайн, а также дискриминация и унижение на основе гендерной принадлежности. Пожалуйста, учитывайте это при ответах на вопросы.
Ваши ответы станут ключевыми для исследования исследования коллег. Они позволят глубже понять масштаб проблемы и разработать меры по ее преодолению. Команда проекта гарантирует полную анонимность и безопасность для всех участников опроса.
Если вы желаете связаться с авторами лично и задать уточняющие вопросы, пожалуйста напишите на почту: afanasyeva_y@auca.kg
Дата-проект «Голоса смелых»создаётся в рамках регионального проекта «Повышение устойчивости аудитории через достоверные истории (CARAVAN)», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.