Домой Блог Страница 68

Самоубийство заразно: «синдром Вертера», или Как освещать суицид в СМИ?

За восемь месяцев 2021 года суицид в Казахстане совершили 105 подростков. Практически каждую неделю в СМИ попадают факты о том, что кто-то покончил жизнь самоубийством или пытался это сделать. В октябре весь Казахстан потрясло самоубийство ученика НИШ. В Нур-Султане беременная женщина прыгнула с моста в реку — её удалось спасти. В ноябре молодая женщина выпрыгнула из окна квартиры на девятом этаже жилого дома, перед этим скинув вниз троих детей. Как правило, такие материалы вызывают большой общественный резонанс. А ещё — не будем лукавить, они привлекают трафик на сайт.

Однако существует так называемый эффект или «синдром Вертера» — массовая волна самоубийств после того, как эту тему широко освещают в СМИ.

Как же освещать самоубийства? В Казахстане эта тема не регламентируется законом. Каждая редакция делает материалы, руководствуясь собственными представлениями об этике. Предлагаем вашему вниманию рекомендации от специалистов, сделанные на основе мировой практики.

НЕДОПУСТИМО:

Придавать случаю суицида гипертрофированное значение: помещать на первые полосы, делать крупные заголовки, использовать гипертрофированную лексику — «эпидемия суицида», «волна ужаса» и пр. Придавать окраску гламура или героизма статье («Ромео и Джульетта бросились с крыши»).

Иногда журналистам кажется, что такое описание привлечёт больше внимания, трафик на сайт, увеличит количество просмотров. Но одинокие дети, которые столкнулись с травлей, берут романтические образы в качестве примера. Один из таких случаев — самоубийство Рины Поленковой (Россия), которая легла под поезд, запостив селфи и мемы ВКонтакте. После этого подражательная волна была очень долгой. Образ погибшей мгновенно стал популярным в юношеской среде.

Давать подробности события — историю, место, детали подготовки, фотографии с места происшествия или иллюстрирующие способ самоубийства, предсмертные записки, видео и пр. Записывать стендапы на фоне места трагедии: «Вот с этого балкона этой квартиры…» Всё это может быть готовой инструкцией к совершению аналогичного суицида. Люди могут найти общие черты со своим случаем или своими мыслями.

Выдавать пусковое событие за причину суицида. Типичная ошибка: «Ребёнок получил двойку и из-за этого спрыгнул с крыши». «После визита к психологу ребёнок выбросился из окна». Суицид — комплексная многофакторная проблема, а последняя капля — это всего лишь финальное событие, которое может увести в сторону от истинной причины накопленного напряжения и нарушенного психологического состояния. С подачи СМИ такие заголовки и утверждения вызывают сетевую травлю.

Углубляться в детали жизни семьи, учёбы, работы. Это может ранить близких — родственников, друзей — и подтолкнуть их тоже к суициду. Боль от потери близкого человека накладывается на то, что все вокруг обсуждают личную жизнь семьи. Даже если родственник дал вам интервью, будьте бережны и тактичны — многим людям, когда больно, хочется выговориться. Но эти решения принимаются на пороге низкой критичности, когда люди не оценивают реалистично все последствия. Потом многие об этом жалеют.

Нельзя давать интерпретации или назначать виновных раньше, чем это сделает следствие. Лежащая на поверхности версия может оказаться ошибочной и привести к публичной травле невиновных людей.

Давать ссылки на аналогичный контент, перелинковывать с другими похожими статьями. Это распространённая практика — давать в материалах гиперссылки на другие статьи по похожей тематике. Но, как показывает мировая практика, при освещении суицида такой подход умножает негатив, вызывая депрессию и чувство безнадёжности. Создаётся ощущение, что тотально всё и везде плохо.

Рассказывать об ушедшем с точки зрения, какая тяжёлая была у него/неё жизнь (кредиты, бросил муж, трое детей, банкротство и пр.). Люди читают между строк, и такие истории содержат вопрос: «Могут ли социальные трудности оправдать суицид?» Это может прозвучать, как разрешение на суицид для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

КАК НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ?

  1. Всегда задавайте вопрос: в чём цель материала? Вы хотите развлечь аудиторию, получить лайки или донести какие-то мысли? Помните, что на чаше весов — люди, их чувства, их жизни.
  2. Используйте достоверные, надёжные источники и опирайтесь на факты.
  3. Если приводится статистика или исследование, дайте ссылку, укажите год проведения.
  4. Пишите кратко, чётко, без эмоций. Это новость, а не сценарий триллера.
  5. Ответственно подойдите к вопросу — писать об этом или нет. Если вам нечего добавить нового — не пишите, не надо просто тиражировать.
  6. Выразите соболезнования всем, кто знал этого человека.
  7. Акцентируйте внимание не на вопросе «кто виноват?», а на вопросе «что делать?». Включите рекомендации экспертов по ментальному здоровью и контакты, куда можно обратиться за помощью.

Рекомендации были даны на вебинаре для журналистов из стран ЦА. Организаторы — Общественное объединение «Казахстанская Медиасеть/KazMediaNetwork» и Общественный комитет по саморегулированию медиа. Экспертами выступили Гражина Раманаускайте, омбудсмен по этике журналистов Литвы, и Светлана Богатырёва, магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support (Казахстан).

Гражина Раманаускайте

Гражина Раманаускайте поделилась опытом Литвы. В 2018 году Литовский парламент изменил правила публичного освещения самоубийств, приняв строгие поправки к закону об информировании общества. В частности, действует законодательный запрет романтизировать самоубийство, трактовать самоубийство как подходящий способ решения какой-либо проблемы или повседневный факт. Авторы не должны упоминать детали, публиковать фото и личные данные при публикации сообщений о самоубийствах или его попытках. Также надо сообщать телефоны групп поддержки горячих линий взаимопомощи.

«Что говорят психиатры из Бюро самоубийств? Как только СМИ освещают самоубийство знаменитой личности, так утром полно пациентов. Мы видим синдром Вертера в действии. Поправки были приняты три года назад. Я разговаривала с психиатрами. Они подтверждают — число самоубийств уменьшилось. И хотя доказать прямую связь самоубийств с публикациями в СМИ сложно, все понимают, что есть воздействие информации на людей, которые склонны к самоубийствам», — сообщила Гражина Раманаускайте.

«Женщины — источники домашнего насилия»: как в Таджикистане освещают гендерные преступления

Во время недавней кампании «16 дней против гендерного насилия» на медиарынке Таджикистана произошёл скандал: популярное СМИ «Азия-Плюс» процитировало психолога и блогера Нигину Мамаджанову, которая, выступая во время пресс-бранча, посвящённого кампании, сказала, что «источником домашнего насилия являются сами женщины». Во всяком случае, на своей странице в Facebook «Азия-Плюс» так и написала и, несмотря на критичные комментарии под постом, никаких объяснений в суть своего сообщения не внесла.

Медиакритик «Нового репортёра» Ниссо Расулова решила выяснить, не является ли это мнение превалирующим у местных журналистов, и рассмотрела несколько публикаций в разных СМИ, посвящённых теме гендерного насилия.

Дословно цитата Нигины Мамаджановой звучала так: «Источником домашнего насилия являются сами женщины. Женщины являются продолжателями насилия. Перестаньте терпеть насилие, и насилие остановится. Но мы терпим, и этим продолжаем насилие, и передаём это нашему молодому поколению. Восточная культура гордится тем, что женщина очень терпелива, но насилие терпеть нельзя».

Эту цитату в соцсетях очень бурно обсуждали, но буквально через несколько дней после инцидента «Азия-Плюс» выпустила большое интервью с Нигиной Мамаджановой, в котором журналист и респондент не подняли тему скандала, но героиня продолжила начатую на том пресс-бранче мысль: «Мы терпим и этим даём продолжение! Мы терпим насилие, и насилие продолжается! Мы терпим унижения, и это передаётся из поколения в поколение! Наших сестёр и мам использовали как домашних рабынь, и мы продолжаем эту уродливую практику!»

В том, что женщины в Таджикистане считают, что терпеть насилие — это норма, героиня материала «Азии-Плюс» права. Например, по данным исследования 2016 года, которое проводилось группой «Тахлил ва машварат» («Аналитика и консалтинг»), Комитетом по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана и международным объединением «Оксфам» (Oxfam) и охватывало 400 человек в шести областях Таджикистана, 97 % мужчин и 72 % женщин считают, что женщина должна терпеть насилие ради сохранения семьи. Однако, кроме этих шокирующих цифр, в исследовании приводится и контекст, исходя из которого становится понятно, что у женщин, которых с самого детства воспитывают с мыслями о том, что она должна терпеть насилие, просто нет другого выхода, кроме как придерживаться этой точки зрения. Винить их за такое поведение, а также оставлять без объяснений иррациональную готовность жертвы терпеть абьюзера рядом — крайне опасный путь. Кому, как не журналистам, которые слышали сотни историй о гендерном насилии, об этом не знать.

Весной 2020 года «Азия-Плюс» после столичной выставки Break the silence визуализировала 15 историй женщин, которые пережили насилие, и опубликовала большой проект на своём YouTube-канале. В этих коротких роликах героини рассказывали про страшные случаи издевательств со стороны своих мужей и свою беспомощность; про то, как родители заставляли терпеть все муки, и про безразличие со стороны свидетелей. «Сложно быть женщиной в Таджикистане. Особенно сложно быть женщиной с детьми», — говорит одна из героинь этого проекта.

Сводки правоохранительных органов, которые в качестве новостей публикует у себя на сайте «Азия-Плюс», эти слова подтверждают.

«Двое жителей столицы Таджикистана получили по пять суток административного ареста за насилие в семье. Мужчины избивали своих жён. В частности, было установлено, что 42-летний житель столицы Хасан Мукумов регулярно применял насилие в отношении своей супруги. Последний раз он избил свою жену 15 ноября. Другой житель столицы, 36-летний Амонали Джайлобов, был арестован за то, что 16 ноября, находясь в нетрезвом состоянии, применил насилие в отношении супруги», — сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на Управление МВД.

«За последний неполный месяц в Таджикистане сразу три женщины стали жертвами своих родных в результате семейных ссор. В одном случае невестка убила свою свекровь, в двух — мужья своих жён», — пишет «Азия-Плюс» со ссылкой на МВД страны и канцелярским языком рассказывает про каждый случай.

В подобных сообщениях журналисты часто не обозначают системность проблемы, не приводят комментарии экспертов, которые могли бы обозначить масштабы этого явления или причины. Они буднично сообщают об очередной жертве гендерного насилия сухим языком — так, что и аудитория, пожалуй, давно уже перестала возмущаться.

Впрочем, иногда журналисты всё-таки удивляются. Например, осенью прошлого года «Азия-Плюс» опубликовала целую подборку случаев изнасилований несовершеннолетних, которые произошли за короткий промежуток времени. Кроме описаний страшных преступлений, в этом тексте ничего не было, но журналисты всё же отметили важную мысль: «В Таджикистане очень редко раскрываются случаи изнасилования. Родители пытаются скрыть факт изнасилования, опасаясь осуждения общества. Как правило, общество не защищает потерпевшего, а наоборот, осуждает, и именно из-за этого многие женщины, которые подверглись сексуальному насилию, скрывают факт, за исключением единиц, которые готовы отстаивать свои права».

Cabar Asia

Значительно чаще анализирует причины гендерных преступлений региональное издание Cabar Asia, представительство которого работает в Таджикистане. В тексте, который вышел на этом сайте в начале года, авторы говорят о том, что в Таджикистане насилию подвергается от 50 % до 80 % женщин и детей, и перечисляют причины этого явления:

  • гендерное неравенство и стереотипы о роли женщины;
  • центров поддержки, которые могли бы реабилитировать жертв насилия, явно недостаточно, что усложняет положение жертв;
  • альтернативные меры наказания не дают нужного эффекта и т. д.

В тексте, разумеется, нет ни слова о том, что женщины подвергаются насилию, потому что они сами его терпят.

В другом материале авторы Cabar Asia рассказывают о тех женщинах, которые попытались не терпеть. «Дать отпор насилию со стороны мужа и его родни — из ряда вон выходящий случай для таджикской невестки. Но когда это случается, к ё насильникам присоединяются закон и его слуги», — пишут журналисты в лиде материала и рассказывают о том, как женщине, которая решит обратиться за помощью к правоохранительным органам, придётся в одиночку (государство не предоставляет бесплатного адвоката) бороться против системы, напичканной гендерными стереотипами и априори осуждающей жертву.

Кроме того, журналисты этого издания обращают внимание своей аудитории и на последствия гендерного насилия. Буквально в октябре этого года здесь вышел лонгрид о женских суицидах в Таджикистане, причиной которых эксперты называют домашнее насилие.

«Когда муж поднимает руку на свою собственную жену, психологически давит на неё, женщина находит выход в самоубийстве. Это происходит потому, что многие женщины, боясь осуждения родственников и соседей, скрывают насилие и замыкаются, в итоге начинаются сдвиги в психике, и женщина сводит счёты с жизнью», — объясняет социолог Лола Холматова.

В этом же лонгриде журналисты обращают внимание и на то, что бороться против гендерного насилия необходимо комплексно — властям, гражданскому обществу, духовенству, потому что в одиночку жертвы не справятся.

«Радио Озоди»

Русскоязычная версия «Радио Озоди» чаще всего обращает внимание на гендерное насилие при наличии информационного повода. Как правило, это короткие сообщения с небольшим бэкграундом в конце — здесь журналисты стараются показать системность проблемы. Например, такая публикация: «Суд Айнинского района Согдийской области приговорил местного жителя к 11 годам лишения свободы за убийство своей жены. Тело 26-летней Шукроны Хайдаровой было обнаружено повешенным в собственном доме. Близкие мужа женщины — Сафиалло Рахмонова — настаивали, что женщина совершила самоубийство. Однако родные Шукроны не сомневались: она была убита». Далее журналисты со ссылкой на правоохранительные органы рассказывают о суде над подозреваемым, о его признании и раскаянии, а также сообщают, что погибшая была второй женой мужчины.

«По данным МВД Таджикистана, за последние два года было зарегистрировано более 10 фактов убийств женщин со стороны мужей», — заключают журналисты.

Но иногда это издание, рассказывая о гендерном насилии, выбирает чрезвычайно спорный метод. В тексте о домашнем насилии они предоставляют слово самим мужчинам, которые утверждают, что бьют своих жён, потому что «они не принимают во внимание их безработицу и постоянно предъявляют запросы не по карману. Мужчины говорят, что причина домашнего насилия в том, что женщины нервируют своих мужей в тяжёлый период безработицы и безденежья».

И чтобы подтвердить слова своих — безымянных, кстати — респондентов, журналисты сообщают: «50-летняя женщина, которая обратилась в неправительственную организацию «Гамхори» в Бохтаре с просьбой о помощи, не отрицает, что поссорилась с мужем из-за домашней мебели. По её словам, женщины прилагают усилия по благоустройству жилья и будущего детей, но мужчины их не понимают. В Таджикистане большинство женщин являются домохозяйками, а обеспечением семьи занимаются мужчины».

При этом примеры, когда женщины подвергаются домашнему насилию по причинам, далёким от повышенной требовательности, и о которых само «Радио Озоди» сообщает в своих новостях, журналисты в этой публикации не приводят.

«Оила»

В своём особом стиле про гендерное насилие пишет и популярное медиа «Оила». Это издание специализируется на темах, посвящённых семье и проблемам, которые испытывают таджикские женщины. Например, одну из таких публикаций журналисты начинают с цитаты бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана о том, что «насилие в отношении женщин — это самое постыдное и, возможно, самое распространённое нарушение прав человека». Далее автор рассказывает историю 30-летней Насибы, которая «не знала ни одного хорошего дня во время своего замужества», перечисляет издевательства, которые ей пришлось терпеть от супруга, и затем переходит к морализаторству. Без использования мнения экспертов, специалистов автор самостоятельно учит аудиторию, что гендерное насилие — это плохо и так делать нельзя.

«Для построения здоровой и стабильной семьи, предотвращения домашнего насилия, воспитания хороших детей необходимо знать права и обязанности женщин в семейных отношениях, устранять пороки: регистрировать брак, запретить многожёнство и обеспечить права детей», — призывает журналист (перевод автора — прим. ред.). И с ним трудно не согласиться.

В другом тексте под заголовком «Почему мужья избивают жён?» журналисты «Оилы» решили найти причины домашнего насилия вместе с его участниками и провели опрос среди мужчин и женщин, в котором респонденты (без указания фамилий) невероятно честно отвечали журналистам. Например, Сарабек из Душанбе сказал: «Жена заставляет меня бить, я водитель и работаю с утра до ночи. Иногда из-за недопонимания с пассажирами я теряю самообладание. Ропот моей жены становится невыносимым, и я должен давать ей пощёчину за каждое слово, которое она произносит. Плохое поведение женщин приводит к насилию».

Причём в этом опросе участвуют только две женщины: Нигина из района Джалолиддина Руми, которая считает, что бьют женщин только безграмотные мужчины, и Мушарафа, которая рассказала, как её бил пьяный муж. Все остальные «эксперты» — мужчины. И все их ответы очень похожи на мнение Сарабека, одним словом — во всём виноваты женщины. Так, Караматулло из Душанбе сказал, что женская неверность — причина для избиений, Махмадсаид из Вахдата считает, что получают женщины из-за мобильного телефона — ведь если твоей жене позвонит незнакомец, как тут удержаться? Такого же мнения придерживается и Зубайдулло из района Рудаки: он говорит, что во всём виновата ревность, и поэтически сравнивает это чувство с солью: мол, еда (читай — любовь) без соли (читай — ревности) невкусная, но перебарщивать всё-таки нельзя.

На самом деле это только кажется, что ответы респондентов в этом опросе как-то выбиваются из общепринятых сегодня правил; для обычных таджикистанцев эти мнения абсолютно реальны и обыденны. В Таджикистане женщин выставляют виновницами своих же несчастий международные СМИ, известные психологи и именитые журналисты. Какого же мнения может придерживаться Махмадсаид из Вахдата, если все уважаемые люди — на его стороне?

«7 күн» на «Хабаре»: профессиональный PR

«7 күн» — это еженедельная итоговая программа, которая выходит на «Хабаре». Это один из главных информационных продуктов бренда, а его ведущий Александр Трухачёв — одно из главных лиц канала. Посмотрев несколько последних выпусков, я готов поделиться своим мнением о том, что я увидел.

Есть такая профессия

Конкуренция — двигатель прогресса. Соцсети и другие альтернативные официальным источники информации обеспечили соревновательные условия, в которых являющийся рупором власти телеканал «Хабар» вынужден мимикрировать и подстраиваться под новые запросы аудитории. В первую очередь, речь идёт о расширении допущений: точно дозированная критика пусть и не самой властной архитектуры, но её внешних атрибутов давно проникла в съёмочные павильоны телеканала. «Хабар» в этом смысле всегда был лакмусовой бумажкой, отражающей идеологический мейнстрим, разрешённую для умеренного «инакомыслия» стезю. И ускорение стартующих по этой дорожке телевизионных марафонцев не одинаково.

Ситуация такова, что проекты, продающие зрителю идею критического всматривания в дела государственные (вроде программы «Проверено!», «Акимы», «Большая неделя») на деле не выходят за пределы анализа проступков мелкого чиновничества, как бы вдыхая жизнь в формулу о «хорошем царе» и «плохих боярах». В пределах обнесённой этими же красными флажками информационной делянки работают и другие телеканалы нашей страны: мы уже писали о программах «Самое время», «Студия 7», «Грани» (а вот ещё одни «Грани») и других. Но даже на фоне этих проектов, хотя бы формально «причёсанных» под принятые в цивилизованном мире журналистские стандарты, выделяются медиапродукты «прямого посыла», напоминающие даже не об истинной сути «Хабара» (редакционная политика которого вполне ожидаема), но об историко-культурных особенностях нашей страны, соседствующей и с Туркменистаном, и с Узбекистаном, при этом многое наследующей от СССР.

Недавно я писал о докфильме Асылбека Абдулова «Новый курс президента Токаева», вышедшем на YouTube-канале «Казинформа». Ветеран казахстанского телевидения Абдулов, сбросив все маски и уже не пытаясь скрыть намерения (чем занимался более года в авторской программе), отринув многолетние журналистские рефлексы, занимался политическим рекламированием любимого политика.

Нужно ли такое длинное предисловие к разбору программы «7 күн»? Конечно. Потому что её ведущий Александр Трухачёв — коллега Асылбека Абдулова не только по холдингу, но и по профессии. И называется эта профессия «PR-менеджер» или «специалист по политическому PR». И конкретно эту работу Трухачёв выполняет с максимальной отдачей. Все аналитические кондиции телевизионного деятеля подчинены главной задаче: сформировать позитивный имидж лидеров страны и вселить в зрителя, который в интересное время живёт и пасовать перед трудностями не должен, неиссякаемый запас оптимизма.

Львиную долю его передачи занимает летопись рабочих будней Касым-Жомарта Токаева и Нурсултана Назарбаева. И если «7 күн» презентуется как итоговая еженедельная программа, итоги недели для её авторов — это именно что совершённые за семидневку президентские дела: остальные события — лишь красочные декорации для главных свершений.

Вот, например, о чём рассказывали Трухачёв и компания в выпуске от 28 ноября, перечислю по порядку:

  • передача Назарбаевым полномочий председателя Nur Otan Токаеву;
  • сюжет об истории партии;
  • приём Токаевым представителя ООН;
  • визит Токаева в Брюссель;
  • эпидемиологическая ситуация в стране;
  • приём Токаевым столичного акима;
  • расследование ЧП на шахте;
  • сюжет о майнерах и энергодефиците (в подводке ведущий заявил о новом угле зрения на проблему с подачи Токаева);
  • концерт оперной дивы Мудряк, творческую судьбу которой когда-то определил Назарбаев.

А вот какие темы были в последнем выпуске, от 12 декабря:

  • грядущий День Независимости;
  • итоговое заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием Назарбаева и Токаева;
  • сюжет о роли Назарбаева в создании ЕАЭС;
  • официальный визит в Казахстан президента Узбекистана (и его встречи с Токаевым и Назарбаевым);
  • телефонный разговор Токаева с президентом Кыргызстана;
  • встреча Токаева с руководителем администрации президента Кыргызстана;
  • статья Назарбаева «Уроки Независимости»;
  • перенос Токаевым повышения порога достаточности для снятия пенсионных из ЕНПФ;
  • итоги переписи;
  • приём Токаевым министра внутренних дел;
  • приём Токаевым председателя Счётного комитета;
  • приём Токаевым главы Совета старейшин тюркских государств;
  • награждение президентской премией «Алтын Сапа» товаропроизводителей;
  • сюжет о президентских грантах для молодёжи;
  • поездка политиков в регионы;
  • международная конференция «Лидерство. Стабильность. Прогресс» в Нур-Султане;
  • выступление Токаева на заседании Высшего совета по реформам и поставленная им задача создать Социальный кодекс;
  • прогнозы от экспертов Нацбанка о главных экономических показателях;
  • два сюжета о передовых компаниях: птицефабрике и авиакомпании Air Astana.

О чём эта программа, надеюсь, теперь понятно окончательно.

Чиновничеству посвящается

А вот что непонятно, так это застенчивость телевизионных деятелей, продолжающих называть себя журналистами при том, что они являются профессионалами в совсем другом ремесле. Будто есть что постыдное в честном пиаре, отмытом от журналистского грима. И словно раскрытие истинных намерений авторов способно ударить по их репутации сильнее, чем работа под прикрытием другой профессии.

Собственно, почти все отрицательные стороны программы «7 күн» связаны с её ложным позиционированием. В качестве журналистского продукта она несостоятельна, потому что тенденциозна и является средством политической агитации, инструментом управления общественным мнением, служащим для раскрутки конкретных имён и политических решений. В качестве PR-продукта она хороша по тем же самым основаниям. Впрочем, настолько ли хороша?

У программы есть проблемы в аспектах, независимых от целеполагания создателей.

Подчас складывается впечатление, что авторы делают «7 күн» не для простого зрителя, а для казахстанского чиновничества. Авторские тексты пишутся на выхолощенном языке пресс-релизов, привычном государственным назначенцам.

«Чтобы эти связи были не на словах, а на деле, нужна продуманная логистика. У ЕАЭС в этом сегменте колоссальные возможности. Увеличить скорость транспортного коридора и рассмотреть инициативу Казахстана по созданию национальной товаропроводящей системы…», — к примеру, говорит за кадром автор очередного сюжета. В этом дремучем документном языке нет творческой энергии, зато есть чиновничьи шаблоны, едва ли близкие казахстанцам от сохи.

По моему мнению, хромает в программе и качество аналитики. Как правило, она формальна и не выходит за рамки поставленных задач.

«На внешнеполитической арене мы как бы транслируем месседж нашим международным партнёрам, месседж стабильности в нашей стране, месседж преемственности», — например, сообщает в одном из сюжетов старший научный сотрудник отдела Казахстанского института стратегических исследований (кстати, в титрах было написано с ошибкой: «стратегического исследования») при президенте РК Слямжар Ахметжаров. И было бы отлично, если бы эта реплика была результатом экспертного анализа. Но очень плохо, если это очередной шаблон из списка «правильных» мантр, а я склоняюсь именно к этому мнению.

«30 лет Независимости. 30 лет спокойствия и мира, развития и процветания. Мы празднуем эту дату с искренней радостью и чётким видением дальнейшего пути: светлого, мирного и свободного», — с таких слов закадрового рассказчика начинается другой материал — о приближении Дня Независимости, и не сразу понятно, что это: очень субъективное широкое обобщение или попытка внушить зрителю конкретную мысль.

«Взамен молодые люди пообещали трудиться на благо Родины, и даже нет сомнений, что они это сделают. Целеустремлённые и независимые, они уже доказали, на что способны», — так завершает автор сюжет о президентских молодёжных грантах, а мне хочется пофантазировать и представить, как хорошо бы звучала эта фраза из телевизора «Рубин» в каком-нибудь 1969 году.

В итоге мне кажется, что под соусом журналистики нам подают продукт, созданный для обслуживания не населения, но властных структур; при этом, по моему мнению, Трухачёв и компания, как и их коллега Асылбек Абдулов, занимаясь эфирными славословиями в адрес сильных мира сего, делают это слишком рьяно и работают в ущерб имиджу интересантов, начищая и без того видные статуи до совсем уж нестерпимого блеска. И воспринимается госпропаганда в таком исполнении как анахронизм: бесхитростные лобовые агитки едва ли работают в XXI веке.

Угроза национальной идентичности: на госканалах Таджикистана вышел фильм про митинг в Хороге

В эфире государственного таджикского телеканала «Бадахшон» вышел документальный фильм, в котором была сделана попытка расследовать причины недавних митингов в Хороге — областном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО). В конце ноября в Хороге люди вышли к зданию администрации с акцией протеста после спецоперации силовиков, в результате которой был убит 29-летний Гулбиддин Зиёбеков. В новом фильме впервые приводится расширенная позиция власти, которая до этого старалась не комментировать хорогские события. После выхода картины «Азия-Плюс» сообщила, что жители на юге Таджикистана стали останавливать машины, следующие в ГБАО, чтобы предъявить им претензии. 

Медиакритик «Нового репортёра» Навруз Каримов посмотрел этот фильм.

Как обычно это бывает на государственных телеканалах, сюжет картины начинается с восхваления стабильности и достигнутых успехов за время независимости Таджикистана. На экране мелькают кадры новых дорог, зданий, мирных пешеходов, гуляющих по улицам городов, и природы Таджикистана. Переходя к делу Гулбиддина Зиёбекова, закадровый голос утверждает, что молодые люди подвергаются воздействию «внешних сил» и совершают преступления, подрывающие спокойствие всего общества.

Погибшего Зиёбекова называют «обвиняемым» (или «виновником») в деле о применении пыток в отношении помощника прокурора Рошткалинского района ГБАО. Утверждают, что он открыл огонь в сторону сотрудников правоохранительных органов и пытался избежать следствия. По данным прокуратуры, Зиёбеков в феврале 2020 года якобы взял в заложники помощника прокурора района Рошткала Абдусалома Абирзоду и удерживал его восемь часов. В связи с этим эпизодом в отношении Зиёбекова и его «подельников» были возбуждены уголовные дела, но подозреваемые «проигнорировали неоднократные звонки следователей и не явились для дачи показаний». Тогда силовики пошли за Зиёбековым сами, в результате чего мужчина погиб от огнестрельного ранения. Детали смерти Зиёбекова в фильме остаются нераскрытыми, закадровый голос лишь сообщает, что он погиб по дороге в больницу.

Между тем, по словам участников митинга, которые приводили в своих публикациях независимые СМИ, на самом деле помощника прокурора задержали после того, как он приставал к одной из жительниц Рошткалинского района. Очевидцы утверждали, что девушка обратилась к родственникам, и вместе с другими жителями они задержали виновника и потребовали от него извинений. И эту версию в фильме озвучат, но по-другому и чуть позже.

Для начала журналисты поднимут биографию Зиёбекова и расскажут, что он якобы участвовал в нескольких инцидентах на территории ГБАО и призывал людей к беспорядкам в 2018-м и 2019-м годах. Фактов, которые доказали бы его участие в этих инцидентах, журналисты в фильме не озвучат, но покажут кадры, предположительно из зала здания исполнительного органа государственной власти Рошткалинского района, в который, по словам диктора, 160 молодых людей под предводительством Зиёбекова зашли толпой, спорили с властями, и Зиёбеков говорил, что может «устроить переворот».

Очернение репутации — довольно популярный приём, который в данном случае использовали, чтобы избавить зрителей от симпатии по отношению к погибшему. В течение восьми минут про Зиёбекова говорят так, что зрителю остаётся только оправдать действия силовиков. Естественно, пострадавшей стороне возможности высказаться не дали.

Но о девушке, за которую якобы заступился Зиёбеков, журналисты сказали и даже назвали её имя и возраст. Авторы фильма показывают табуляграмму телефонных звонков и сообщают, что в следствие проверок выяснилось — Абирзода ни разу не предлагал девушке встретиться. Для большей убедительности авторы пригласили на интервью бывшего главу ГБАО Ёдгора Файзова, который в 2019 году был лично вовлечён в конфликт между девушкой и помощником прокурора.

В 14-минутной беседе Ёдгор Файзов обвиняет некоего Хабиба Махмадова — сотрудника местной милиции — в том, что он взялся помочь девушке с выдачей загранпаспорта (за 300 сомони и козу), но когда не смог выполнить обещанное, направил её к Абдусалому Абирзоде — тому самому помощнику прокурора.

«Таким образом, если мы посмотрим на дело с этой точки зрения, то проблему инициировал именно Хабиб Махмадов», — говорит в интервью Ёдгор Файзов, при этом он отрицает наличие харассмента со стороны помощника прокурора. В качестве доказательства приводит слова самой девушки и табуляграмму телефонных звонков.

«Когда я спросил девушку об оскорблении, предложении сексуальных отношений, она ответила, что такого не было, он просто предложил встретиться. Как можно обвинять этих людей, если они даже не встретились?» — говорит бывший глава ГБАО.

В фильме свою правовую оценку действиям Зиёбекова и государственных органов даёт и эксперт — юрист Акбарали Карими, читающий своё мнение по бумажке. По его словам, все поступки Зиёбекова расцениваются как серьёзное нарушение закона, а действия правоохранительных органов — исключительно в его рамках.

Неуважение к закону со стороны Зиёбекова подчёркивается и тем, как он якобы в 10 часов ночи включил громкую музыку перед зданием ГКНБ Рошткалинского района и кричал: «Я Зиёбеков Гулбиддин и буду вести себя так, как хочу. Никто не сможет мне ничего сделать». Кадров, доказывающих этот факт, нет, остаётся верить на слово начальнику УВД Рошткалинского района, который рассказывает об этом инциденте.

Говоря о митинге, в фильме заявляют, что его организаторы — члены преступной группировки, которые создали на главной площади Хорога незаконный митинг для реализации своих «корыстных целей». Эти заявления сопровождаются и кадрами с камер видеонаблюдения, на которых группа молодых ловит и избивает мужчину, лица которого не видно.

О требованиях, выдвинутых митингующими, не говорится ни слова (хотя они были), при этом подчёркивается, что сами люди не выполнили распоряжения главы ГБАО, который 27 ноября вышел к протестующим и потребовал от них освободить площадь. На этом освещение деталей митинга заканчивается. Но фокус на протестующих, которые нанесли вред государству, продолжает оставаться центральным.

Неожиданный поворот сюжетной линии от «членов преступной группировки» к природной красоте Памира на 33-й минуте картины кажется странным, но буквально через минуту всё становится понятно. В первый же день протестов жители Хорога перекрыли дороги, ведущие в Душанбе, вырубив близлежащие деревья. Помимо логистических издержек от грузоперевозок, авторы фильма подсчитали и вред, нанесённый природе: 61 вырубленное дерево.

Далее авторы решаются на шаг, полностью противоречащий идеям, заявленным в начале фильма — стремлении к укреплению единства государства и нации, — и вставляют отрывок интервью с дальнобойщиком из Куляба, пострадавшим от перекрытия дорог в Хороге.

«Это разве по-мужски? Народ Памира, не совершайте подобных поступков, ведь вы тоже проезжаете через Куляб! Мы тоже можем ожидать вас у АвтоВАЗа и отбирать ваши вещи, мучить вас», — возмущается водитель.

Ожидаемая реакция жителей Куляба последовала через два дня после того, как фильм вышел в эфир госканала. Очевидцы сообщили редакции «Азии-Плюс»,

что 20 молодых людей останавливали машины с номерами ГБАО на выезде из города Куляба и угрожали водителям и их пассажирам расправой.

В общем, фильм можно рассматривать как расширенный отчёт правоохранительных органов о проделанной расследовательской работе через неделю после хорогских событий. Приводятся фамилии «преступников», хотя решение суда ещё не было вынесено, их приглашают сотрудничать со следствием, чтобы облегчить свою участь.

Авторы явно постарались показать силу и возможности правоохранительных органов и их готовность пресекать любые «вольности». На последних минутах народ призывают не связываться с «организованными преступными группировками», которые подрывают спокойствие на Памире и отбрасывают развитие региона на десятилетия назад.

И, конечно, не обошлись без сравнительного приёма, который уже стал клише для госканалов. Ёдгор Файзов, как любой уважающий себя государственный чиновник, говорит о том, что народ должен не забывать и быть благодарным за то, что регион преобразовался за годы независимости. И закадровый голос напоминает, что, согласно 6 статье конституции Республики Таджикистан, выступать (и вносить изменения — прим. ред.) от имени всего народа имеют право только президент и представители обеих палат парламента. И никто больше.

За весь фильм представителям гражданского общества, которые вовлечены в расследование хорогских событий (это было одним из требований митингующих), дали слово на 44-й минуте, но ничего, кроме «процесс расследования идёт в соответствии с законом Республики Таджикистан», они не сообщили. Финальная нота прозвучала в патриотическом духе: борьбу против оппозиции (конечно, преступной) назвали борьбой за спасение культуры, национальности и самоидентичности таджикского народа.

«Журналист и пиарщик — это два связующих звена». Олеся Колесниченко о своей книге «PR по-азиатски»

9 декабря в Алматы прошла презентация книги казахстанского пиарщика Олеси Колесниченко «PR по-азиатски: честно о коммуникациях в Центральной Азии». В описании автор говорит, что книга будет полезна не только PR-специалистам, но и журналистам, и студентам факультетов журналистики. «Новый репортёр» расспросил автора о сотрудничестве журналистов и пиарщиков, секретах дружбы с большими брендами.

Справка:

Олеся Колесниченко — выпускница Университета международного бизнеса («Связи с общественностью»), а также Geneva Business School (MBA в сфере международного менеджмента). В разные годы сотрудничала с такими компаниями, как «Евросеть», Coca-Cola, Pfizer, Huawei, UEFA, FIM и другими, возглавляла пресс-центры мировых соревнований. В настоящее время — совладелица агентства PR и видеомаркетинга, а также соорганизатор и продюсер Международного фестиваля короткометражных фильмов, снятых на смартфон.

Олеся, вы написали книгу о PR, упомянув, что она может быть интересна журналистам и студентам журфаков. Чем? На что обратить внимание этой целевой аудитории в книге?

— Журналист и пиарщик — это два связующих звена между интересным контентом, компанией/личностью и непосредственно читателем/зрителем. От их эффективного сотрудничества зависит, насколько информация будет интересно подана читателям, насколько она будет актуальна и редакции, и компании, и самому автору статьи/сюжета. Большая глава посвящена тому, как выстраивать отношения между пиарщиком, компанией и журналистами, чтобы все стороны были в выигрыше.

Студентам же она будет интересна большим объёмом практической информации. Потому что PR — это всё-таки практика, образование эффективно тогда, когда полученные знания ты можешь применить на практике. Там также есть информация, как измерять и грамотно представлять результаты своей работы, как измерять PR-эффективность, как выстраивать лояльные к бренду аудитории, прежде всего начиная с самих сотрудников. И, конечно, учитывая, что многие сегодняшние студенты — будущие журналисты и пиарщики — работают на регион Центральной Азии, где очень много национальных особенностей. Например, в Узбекистане после 20:30 лучше закругляться со своим мероприятием, потому что все журналисты поспешат домой, к семьям. Или в Монголии люди — номады, они не любят друг другу подчиняться. Поэтому там работа выстраивается эффективно тогда, когда человек сначала поработал в найме, а потом стал блогером или открыл своё ИП.

Каким, по вашему опыту, может быть общение между пиарщиком и журналистом? Можете ли вы описать кейс о плодотворном сотрудничестве?

— Я считаю, что журналист и пиарщик могут совместно трудиться над тем, чтобы в каких-то, возможно, коммерческих проектах почувствовать рациональное зерно, подать пресс-релиз или новость так, чтобы она была значима для редакции и читателя. Я могу привести в пример кейс MediaHub, который проводили две крупные компании — Beeline и Huawei (я представляла этот бренд). Основной целью этого проекта было предоставить журналистам доступным языком иногда сложную, иногда не совсем понятную информацию об IT. Рынок специализированных СМИ не только Казахстана, но и всей Центральной Азии достаточно маленький, и один журналист может писать о многих темах. Тогда в этот проект приглашались различные спикеры, которые говорили, например, о том, как работает искусственный интеллект, или же — как сделать дружелюбным дизайн той или иной статьи. Это был уникальный проект: не только образовательная площадка, а ещё и площадка для нетворкинга.

Какие рекомендации как пиарщик вы можете дать журналистам?

— Прежде всего — стараться выстраивать взаимоотношения с пиарщиками в частности и с компаниями в общем. Потому что весь PR в Центральной Азии — прежде всего отношения. Неважно, кто, кому, когда и как может быть полезным. Отношения в Центральной Азии — это фундамент любого бизнеса.

Сегодня часто казахстанские журналисты пишут и для медиа, и для своего блога. Можете ли вы дать рекомендации журналистам по развитию личного бренда? Как научиться дружить с брендами?

— Прежде всего — создавать интересный контент, который может быть небезразличен аудитории. Многие блогеры пишут обо всём. Но вот именно уникального контента, когда блогер (владелец страницы в Instagram или Facebook) рассматривался как эксперт, таких аккаунтов — единицы, их собирают по крупицам. Также рекомендую не гнаться за количеством подписчиков. Потому что сейчас тренд — уходить от макроинфлюенсеров к микроинфлюенсерам, то есть блогерам с 1500-2000 подписчиками. Но это уже лояльная аудитория, которая следит за блогером, которая доверяет его рекомендациям. Здесь опять же стараться выстроить доверие со своей аудиторией, потому что однозначно они будут за вами следовать, они будут прислушиваться.

Чтобы дружить с брендами, важно предлагать что-то нестандартное. Большая глава в книге посвящена тому, как составлять коммерческое предложение, чтобы оно было интересно крупной компании. И вот оттуда тоже можно что-то почерпнуть. Не всегда массовая история работает. Порой бренд ищет какой-то уникальный формат сотрудничества. Например, пресс-тур. Или обзоры гаджетов. Или закулисье фэшн-индустрии. Пусть это будет точечное сотрудничество, но оно будет креативным и эффективным. Сейчас пользователя касаются более 5000 рекламных сообщений в день. И блогеру, и бренду нужно выделиться.

Вы написали книгу, о чём мечтают многие журналисты. Можете ли описать этот процесс, сколько ресурсов на него нужно (времени, сил, денег)? Дайте рекомендацию тем, кто хочет пойти по этому пути!

— Во-первых, писать материалы такого объёма следует только тогда, когда вам есть что сказать. Очень важно поставить цель: «Для чего это нужно лично вам?» — и от неё двигаться.

Во-вторых, нужно помнить, что книга — это проект. Этот проект должен иметь план и определённые этапы. Для себя я выделила три этапа: процесс написания книги, издание и продвижение. Потому что очень важно, если вы пишете не для себя, не в стол, чтобы информация дошла до аудитории, чтобы её увидел читатель. Поэтому написать книгу — это одно. Важно всё довести до конца. Проект должен быть ограничен по времени. Составлять план, следовать ему, иногда быть гибкими, потому что порой всё может пойти не по плану, могут затянуться сроки. Поэтому важно в этот момент делать эти сроки и сжатыми, и комфортными для себя. В моем случае ушло два года. Так как я в книге использовала мнения других людей, то только на само исследование — пообщаться с 14 респондентами — у меня ушло полгода. Это самый длительный процесс из всех этапов написания книги.

Сколько сил нужно? Книга — это марафон, а не спринт. Нужно рассчитать свои силы таким образом, чтобы вас хватило на очень длительное время. Чтобы вы были готовы к каким-то отказам, к тому, что у вас не получается, или что вы хотели написать про одно, а вышло другое.

Сколько денег? Это зависит от того, где вы издаётесь — на территории Казахстана или на другом рынке. Будете ли вы делать только электронную книгу или будете её печатать? Будете ли верстать сами или вам будут помогать специалисты? В случае с электронной книгой цены начинаются от 400 тысяч тенге, в случае с печатной — цена издания тиража 500-1000 экземпляров — около миллиона тенге. Но важно помнить, что за изданием следует этап продвижения: сделать баннер, напечатать его, сделать сайт… Там цены — от бартера до бесконечности.

Школа документального кино Internews. Конкурс на обучение

Мы приглашаем начинающих режиссёров и авторов документального кино, самостоятельных видеомейкеров и тележурналистов к участию в Школе документального кино — 2022. Здесь вы постигнете суть документального кино, познакомитесь с его законами и жанрами, научитесь мыслить кинематографически и снимете свой собственный короткий фильм в выбранном вами формате.

Региональная Школа документального кино при поддержке Internews стартует в январе 2022 года в онлайн- и офлайн-форматах в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. С прошедшими предварительный отбор будут проведены индивидуальные беседы.

В программе Школы запланировано два этапа работы:

1) Теория: пять недель интенсивного обучения онлайн у известных документалистов и международных тренеров, домашние задания, воркшопы, кинопросмотры и обсуждения.

2) Практика: два месяца съёмок и монтажа, подготовка собственного фильма под руководством менторов и тренеров Школы.

В числе тренеров — менторы Школы мастера документального кино из Англии, США, России, Франции, Чехии, Египта, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.

Участие в обучении могут принять начинающие профессионалы из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, у которых есть идея собственного документального фильма, некоторый опыт работы, базовые навыки работы в видеопроизводстве, а также базовое оборудование в собственности или возможность взять его на время обучения.

Несколько выпускников на конкурсной основе получат финансовую поддержку для завершения работы над фильмом.

Заявки можно подавать индивидуально и в составе команд.

Язык обучения: русский.

Для участия заполните, пожалуйста, заявку, пройдите по ссылке.

Заявки принимаются до 19:00 (по времени Нур-Султана) 5 января 2022 года.

Школа документального кино — 2022 инициирована Internews и проводится в партнёрстве с командой 24fps (Казахстан), Общественным фондом «Дидор» (Таджикистан), Эльером Нематовым (Узбекистан). Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Медиа диаспор: украинцы Казахстана

У самых многочисленных диаспор Казахстана собственные СМИ не всегда сразу обнаруживаются. Поисками украинских медиа занимался медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

Отсутствие присутствия

Украинская диаспора — одна из самых многочисленных в стране: более 250 000 человек. Есть и своя долгая история появления украинцев на казахской земле — от запорожских казаков в XVIII веке до депортированных в 40-е годы ХХ века из Западной Украины. Но если верить сайту Ассамблеи народа Казахстана, у украинцев в Казахстане нет никаких медиа. И, по сути, это правда. Существующие многочисленные объединения (самые крупные — «Рада украинцев Казахстана» и «Украинцы Казахстана») не имеют ни своих сайтов, ни иного медийного выражения.

Что было ещё относительно недавно? Раз в месяц издавалась газета «Вести Украины» тиражом в 4000 экземпляров, известен был республиканский еженедельник «Українські новини» (тиражом 1200 экземпляров).

Суть канувших в Лету, но совсем не бесполезных бумажных изданий была стандартна: новости, люди, события, фотохроника, но свою информационную функцию они добросовестно выполняли, а украинский язык в его публицистическом проявлении поддерживался. Эта ниша новыми медиа по-прежнему не занята. Также не видны попытки самой диаспоры выйти в новые медиа. Впечатление такое, что им велено сидеть глубоко «в окопах».

В свою очередь, казахстанские журналисты тоже предпочитают хранить молчание по отношению к любым реалиям современной Украины, хотя бы в актуальных культурных проявлениях: например, от уникального «Медиадетектора», отнесённого к «бесам» украинской революции, до изысканного журнала о современной культуре «Шо».

Фильмы: всё мимо

Сюжетов и телевизионных передач об украинской диаспоре в казахстанском культурном пространстве тоже немного. В этом году их, по сути, было создано три. Во вроде бы уже зарекомендовавшем себя добротным цикле «Шанырак» на Abai TV по отношению к украинской диаспоре фильм получился формальным и скучным.

Дело совсем не в ведущей, а в том невнятном сценарии, которому подчинялась эта передача. Отказ от энциклопедической подачи истории диаспоры, умалчивание современных реалий страны привело к сомнительному содержанию. Попытку показать диаспору через персонажей одной семьи тоже трудно отнести к удачам. Всё распадалось на несоединяемые воедино блоки: вот вроде бы рассказ героини о себе, вот её увлечение — вышивка, и вот её дети и внуки. Но самое главное — какое отношение всё это имело к украинской диаспоре, как она во всём этом проявляется, так и осталось за кадром. По сути, к украинской диаспоре имело отношение только название передачи.

«Точки соприкосновения» на канале Qazaq TV тоже попытались выстроить свою историю об украинской диаспоре в Казахстане в одной из передач «Для чего Дане нужно было выучить казахский язык?».

Выпуск тоже пролетел «мимо темы», украинского в нём просто не было. Заявленного — «мнение представителей диаспор о важности и преимуществах знания казахского языка» — было предостаточно; замечательно, что это проговаривалось столь артистичной героиней из двуязычной семьи. В программе вплетение незамысловатой информации о кухне и одежде украинцев смотрелось ненужным вкраплением в трогательный рассказ девушки с украинской фамилией о самой себе.

На телеканале Almaty TV в «Таңғы STUDIO» один из сюжетов тоже был назван громко: «Как Казахстан стал родиной для украинцев?».

Из 13-минутной передачи с ведущими Гульнарой Дусматовой и Данияром Батырбековым что-то вразумительное узнать о реальной работе Украинского этнокультурного центра практически было невозможно. Под милые хиханьки-хаханьки от ведущих их собеседница тоже вспоминала что угодно, но только не свою работу в этнообъединении. Но практически благодаря «оговоркам по Фрейду» стало понятно, для чего поддерживают подобные центры: чтобы выставки делали и еду выставляли.

Наконец, репортаж «Украинцы в Казахстане живут более 100 лет» на «5 канале» Караганды был дежурным новостным сюжетом из серии «Этносы Караганды».

Толково о диаспоре в кулинарном цикле

Весомая информативность и трепетное отношение к истории и культуре украинской диаспоры совершенно неожиданным образом обнаружились только в одной казахстанской телепередаче этого года. Речь об одном из сюжетов «Вкусного Казахстана» на Qazaq TV.

20 минут были разделены на два блока, которые смотрелись зрелищно и увлекательно. Первые 10 минут о диаспоре говорили её представители из Уральска, причём не историки и явно не эксперты. Но от такой народной подачи вроде бы википедийно известного материала рождалось и чувство сопричастности, и доверия к проговариваемому на телеэкране. Образ жизни украинцев-переселенцев, их бытовое поведение в чужой стране схватывались в таком пересказе очень точно. Это было удачным освещением точек соприкосновения казахского и украинского народов в конкретный исторический промежуток времени. Вторые 10 минут ведущий вернулся к своей основной кулинарной тематике и несколько неуклюже готовил борщ и вареники.

Жизнь диаспоры в историческом и современном преломлении можно показывать по-разному. Со вкусом, как это случается в «Правилах жизни» с приглашением уникальных специалистов по этнокультуре, на казахстанских телеканалах и в СМИ не просто не получалось. Но даже, увы, кажется, не задумывалось. Пока царят шаблоны.

Пенсионный порог достаточности, государство и предприниматели, канун 30-летия Независимости Казахстана. Мониторинг итоговых ТВ-программ 6–12 декабря

На этой неделе «Хабар» активно готовится к 30-летию Независимости Казахстана и утверждает, что государство заботится о казахстанских производителях. «Большие новости», напротив, своим сюжетом доказывают: нет, не заботится, а топит.

Среди других тем недели: в Казахстан приезжал президент Узбекистана, в нашей республике досрочно начали ревакцинацию, хотя уровень заболеваемости коронавирусом снижается (но мы ждём, когда к нам приедет омикрон), а Apta традиционно нашла очень интересную эксклюзивную тему: государственная аккредитация дошкольных учреждений практически провалилась.

«Большие новости», КТК

«В Казахстане снова поменяли правила использования пенсионных накоплений», — программа началась с информации о том, что Касым-Жомарт Токаев отложил повышение «минимального порога достаточности» до 1 апреля 2020-го. Как это повлияло на рынок недвижимости — в сюжете Алтын Мендыбаевой (спойлер: истерика, ажиотаж и прочие слова, что так любят на КТК). Кстати, хочется похвалить редакторов инфографики: они знают, что в именительном падеже единственного числа пишется именно «заём», а не «займ». Материал информационно насыщенный, полный, есть герои и подробные объяснения всего, что происходит.

В рубрике «Большие деньги» рассказывают о том, как лихорадит тенге, и дают прогноз, подорожает ли доллар в 2020-м. Подробный, внятный и пугающий расклад.

В Казахстане изменили сроки ревакцинации. О так называемой бустерной дозе рассказали в сюжете многое, почти всё, в том числе и чем можно привиться после «Спутника V». Остались вопросы: а, например, можно ли её получить в тех же ТРЦ? Или надо идти в поликлинику? А что делать, если в вашей поликлинике не делают вакцинацию? Есть ли известные побочные эффекты именно от бустерной дозы? Что на этот счёт говорит мировой опыт?

«В Министерстве сельского хозяйства придумали, как бороться с высокими ценами», — обнадёживает в подводке к следующему сюжету Алексей Рыблов. Если коротко: дадут деньги и будут увеличивать объёмы производства и делать запасы. Власти запретили экспорт КРС, картофеля и морковки за границу. Почему все эти меры не сработают, а фермеры и вовсе разорятся, в своём материале рассказывает Динара Уркумбаева. Хороший, полный внятный сюжет с героями и экспертами… был бы, если бы содержал при этом хотя бы один комментарий от профильного министерства, а так в нём остро не хватает баланса.

Завершается программа очередным выпуском проекта Qazaqstan 91-21, на этот раз вспоминали год 2009-й.

«7 кун», «Хабар»

«О том, как прошла предпраздничная неделя», — говорит в подводке к выпуску Александр Трухачёв, и становится понятно, чему будет посвящена бОльшая часть программы.

Первый сюжет посвящён итоговому заседанию Высшего евразийского экономического совета, оно прошло онлайн. Айгуль Амантаева вспомнила историю создания ЕАЭС (председательство в котором в этом году Казахстан завершил и передал его Кыргызстану) и рассказала, о чём на встрече говорили его члены.

Тимур Казагулов рассказал, как прошёл визит в Казахстан президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Стандартный сюжет, написанный по большей части канцеляритом, его бы очень украсили какие-то детали, но нет: «встреча прошла строго по протоколу».

Сюжет Анны Абрамовой посвящён статье Нурсултана Назарбаева под названием «Уроки Независимости». «30 лет Независимости, 30 лет спокойствия и мира, развития и процветания», — так начинается материал, и это, в общем-то, всё, что нужно знать о его дальнейшем содержании. Кстати, хорошо было бы в тексте упомянуть, а где именно можно почитать эту эпохальную статью.

В следующем сюжете Айгуль Амантаевой рассказывается об итогах ежегодной президентской премии для казахстанских предпринимателей «Алтын сапа», а заодно и о бодрых темпах индустриализации нашей республики. Очевидно, что не все эксперты считают эти темпы бодрыми, но их мнение в сюжете не прозвучало (а то «Большие новости» сделали сюжет, в котором фермеры-производители как раз рассказывают, как государство их разоряет, см. выше). Нам рассказали только об успехах и достижениях. Зато был любопытный стендап: журналистка подробно объяснила, из чего и где сделана награда «Алтын сапа». Если бы ещё не обороты типа «подходы регуляторной политики»…

А ещё в преддверии 30-летия Независимости президент вручал гранты «тем, у кого всё только начинается», то есть молодым людям. Сюжет об этом сделала Елена Устимович. Тоже очень жизнеутверждающе и с оборотами «всестороннюю поддержку государства молодёжь ощущает всегда», «вносят свой вклад в развитие республики», «единый национальный проект реализуется впервые», «молодые люди обещали трудиться на благо Родины». А ведь даже в такой формальной подаче видно, сколько по-настоящему интересных и талантливых молодых людей стали обладателями этих грантов. Очень было бы здорово, если бы авторы сюжета не ограничились показом их в парадной обстановке на встрече с Токаевым, а поехали к кому-то из них домой и подробнее рассказали, как и чем живут эти парни и девушки, будущее страны.

История героя зато есть в следующем сюжете под названием «Социальный кодекс». Бакыт Катенов — руководитель войлочного цеха, работает, несмотря на проблемы со здоровьем. Далее — жизнеутверждающий текст: «Казахстан, утвердив себя социальным государством, выстроил систему отношений с обществом, взяв на себя заботу о социально уязвимых слоях населения». Сам сюжет в общем опять о президенте, который на этот раз поручил разработать Социальный кодекс. Вот разработают, и всё у нас в стране станет совсем хорошо, как бы обещает автор сюжета Кунсая Курмет. В материале признаётся, что вообще некоторые проблемы ещё есть. Хотя Казахстан уже и «утвердил себя социальным государством».

Следующий сюжет основан на комментариях от Нацбанка по поводу будущего экономики Казахстана. Очень сложный для восприятия текст, хотя такие темы журналистам обычно рекомендуют разъяснять аудитории «на пальцах». Но этот материал с разного рода «повышениями базовых ставок» явно могут понять только люди, для которых вся эта информация и так не новость. Обычному человеку из этого материала понято только вот что: цены растут не только у нас, плохо всем и во всём мире, а наше правительство как обычно готовит некий «комплекс мер». А слово на 2.20 этого сюжета мы вообще не сразу поняли. Заикареть инфляционные ожидания? Оказалось — заякорить.

И завершается программа двумя рекламными сюжетами (без соответствующей маркировки): алматинской птицефабрики «Сункар» и авиакомпании Air Astana.

«Грани», «Первый канал Евразия»

Выпуск начинается со статистики по коронавирусу. С помощью интерактивной инфографики нам показывают снижение динамики роста — 544 заболевших. Далее новости одной строкой. И если упоминание случаев про избиение охранника театра подростками и инсценировку ограбления банка выглядит уместно, то вот рассказ об убийстве за просьбу надеть маску — нет. Потому что случай произошел в России, для казахстанского зрителя только лишний негатив. Так же коротко зрителям рассказали про подозреваемую в коррупции замакима Атырауской области. К слову, журналисты интересно обыграли повод ее задержания: «откат» за установку памятника Абаю. В эфире процитировали «Третье слово» назидания: «Воровство в степи не прекращается. Будь в народе единство, не стали бы люди мирволить вору, который, ловко пользуясь поддержкой той или иной группировки, только усиливает свой разбой».

Первый большой сюжет, посвящённый теме смертельных ДТП, стартует с кадров разбитых машин, как автобус сбивает человека и описанием нескольких громких ДТП в Нур-Султане, Актобе, ЗКО. В спецрепортаже Марии Парфёновой — два эксперимента. Первый: якобы выпивший человек хочет сесть за руль, как на это отреагируют прохожие? С одной стороны, посмотреть это было интересно, но, честно говоря, очень странный посыл: будто именно на прохожих перекладывается ответственность за вождение в нетрезвом виде. Второй эксперимент ещё более странный: семиклассник выходит инспектировать место, где люди массово перебегают дорогу в неположенном месте, и отчитывает их за это. Может быть, просто стоило призвать зрителей делиться участками дорог, где очевидно не хватает пешеходного перехода? В целом сюжет насыщен примерами устройства дорожного движения в Швейцарии и Швеции, мнениями бывшей казахстанки и руководителя НИИ безопасности дорожного движения. Также большой плюс — наглядное сравнение статистики смертельных случаев в 2006 и 2021 годах, их количество снизилось в два раза.

Второй сюжет посвящён теме возможных последствий возможного разрушительного землетрясения в Алматы. И снова на помощь приходит компьютерная графика — стены студии очень реалистично покрываются паутиной трещин. Здесь есть синхрон жительницы старого дома, депутата, министра по ЧС… Кстати, материал завершён рассказом о пожарных, которые вынуждены работать в старых зданиях.

В выпуске упомянули и повышение порога достаточности пенсионных, отложенное Касым-Жомартом Токаевым до 1 апреля. Всё это сдобрено цитатой депутата Мажилиса: «Я считаю, что это очень мудрое решение со стороны президента». Также зрителям рассказали про переговоры Путина и Байдена, где, в том числе, обсуждались вопросы Украины и НАТО. Возможные перспективы комментирует политолог Казбек Майгельдинов.

И традиционная рубрика, рассказывающая о годах Независимости. 2017 год, по мнению авторов передачи, запомнится Зимней универсиадой, ЭКСПО и Димашеманией. Эксперт — финансовый аналитик Арман Бейсембаев.

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась с коротких новостей: задержания заместителя акима Атырауской области Бакытгуль Хаменовой и руководителя областного Управления культуры Акылбека Рыскалиева по подозрению в получении взятки, а также смерти Нурболата Жумабаева в здании департамента полиции Шымкента во время следствия.

Дальше — одна из главных новостей недели о том, что президент Токаев поручил отложить повышение порога достаточности пенсионных накоплений до 1 апреля 2022 года. Про это сюжета, впрочем, тоже не было.

И ещё одна новость без сюжета: один из депутатов Мажилиса предложил провести кредитную амнистию в честь 30-летия Независимости. Так прошли первые девять минут программы.

Первый сюжет сделали не на социально значимую тему. А про государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Республику Казахстан. Говорили о дружбе двух стран, союзничестве, совместных экономических проектах и дополнили это всё комментариями экономистов и политологов.

Следом — опять о президенте, только уже без сюжета: Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета.

В этом году прошла государственная аккредитация дошкольных учреждений. Из проверенных 77 только 17 прошли аттестацию. Этой теме посвятили большой материал, в котором рассказали, как в детсаду умер ребёнок, о том, как иногда малышей бьют воспитатели, о финансировании, уровне образования дошкольных педагогов и их маленькой зарплате. Затянутый сюжет с комментариями МОН, родителей, социологов.

Токаев вручил молодым казахстанцам гранты «Тәуелсіздік ұрпақтары». Как и «7 кун», Apta не стала подробно рассказывать об этих молодых людях, но QAZAQSTAN хотя бы на сюжет этот официоз не растянул.

Третий материал программы посвятили работе движения Qazaqsha Jaz: его активисты пишут различным компаниям в интернете «вежливые комментарии, без агрессии и грубости» с просьбой делать посты и на казахском языке.

Как и «7 кун», Apta посвятила сюжет авиакомпании Air Astana. Также без пометки, что это рекламный материал.

Нурсултан Назарбаев опубликовал статью «Тәуелсіздік тағылымы» накануне Дня Независимости. Привели отрывок из статьи (опять же не сказав, где её можно прочитать), где говорится о численности казахов в начале XX века и уменьшении их числа в 1959 году до 2,7 млн человек. После этого показали сюжет, в котором собрали фотоархивы за 30 лет Независимости. Много Елбасы и интересные комментарии от фотографов.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

Приглашение на вебинар по теме освещения суицидов в СМИ

13 декабря в 15.00 общественное объединение KazMediaNetwork и Общественный комитет по саморегулированию медиа приглашают журналистов на часовой вебинар, посвящённый теме освещения суицидов в СМИ.

К сожалению, такие информационные поводы возникают регулярно. Однако существует эффект или синдром Вертера — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после суицида, широко освещённого телевидением или другими СМИ. Как рассказывать о таких ситуациях? Своим опытом поделятся эксперты:

Гражина Раманаускайте, обмудсмен по этике журналистов Литвы. Тема: «Европейский опыт — как безопасно освещать тему самоубийств?»

Светлана Богатырёва — магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support. Фонд провёл исследование морально-психологического состояния подростков, оказавшихся на дистанционном обучении. Тема: «Рекомендации для СМИ (журналистов) по освещению темы суицида».

Тема: Этические аспекты распространения информации о суициде

Время: 13 декабря 2021 года в 15.00 часов по времени Алматы, (11.00 Lietuvos laiku)

Подключиться к конференции Zoom

Идентификатор конференции: 874 8138 5583

Код доступа: 456768

Если у вас есть вопросы, звоните: +7 707 7000 439 Ольга Настюкова (руководитель проекта).

Internews объявляет конкурс на финансовую поддержку развития медиаграмотности

Круглосуточно потребляя информацию, всегда ли мы можем её проанализировать и определить её достоверность? Умеем ли мы самостоятельно создавать привлекательный контент? Насколько эффективно мы участвуем в жизни общества через современные медиа? Все эти необходимые для современного человека умения достигаются через медийно-информационную и цифровую грамотность.

Устойчивые медийные, некоммерческие, общественные, образовательные и неправительственные организации, негосударственные театрально-художественные коллективы, ассоциации из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, заинтересованные в продвижении медийно-информационной и цифровой грамотности, в 2022 году могут получить финансовую поддержку на следующую деятельность:

  • создание контента по медиаграмотности устойчивыми профессиональными журналистскими организациями в различных жанрах: интервью, короткие ролики, комиксы, мемы и т. д. на тему медийно-информационной и цифровой грамотности;
  • постановка развлекательных форм продвижения медиаграмотности: театральной пьесы, перформанса, мюзикла и т. д. с элементами активного участия зрительного зала;
  • организация тренингов по кинограмотности для разных групп населения;
  • создание визуальных инструментов и игр, квизов, викторин и т. д. на тему медийно-информационной и цифровой грамотности;
  • разработка и выпуск для разных групп населения постеров по медийно-информационной и цифровой грамотности для распространения в Сети и местах общественного пользования.

Все проектные заявки из каждой из указанных стран должны учитывать интересы аудитории, использующей как государственный язык, так и язык межнационального общения. Срок исполнения всех проектов: не позднее августа 2022 года.

Авторы наиболее перспективных предложений будут приглашены на MediaCAMP Эдьютон в феврале 2022 года. Под руководством опытных менторов участники пройдут обучение и доработают свои проекты до полного их соответствия условиям конкурса на финансирование. Состоится открытая защита проектов, и жюри определит победителей.

Для участия в конкурсе просим заполнить заявку до 24 часов по времени Нур-Султана 24 января 2022 года.

Форма заявки для участников из Казахстана здесь

Форма заявки для участников из Таджикистана здесь

Форма заявки для участников из Узбекистана здесь

Internews рассмотрит заявки и примет решение о приглашении на Эдьютон не позднее 27 января 2022 года, и все заявители будут оповещены по электронной почте не позднее 28 января 2022 года.

Всех, кого интересует более развёрнутая информация о проектах 2022 года по медиаграмотности, приглашаем на информационную сессию в Zoom 20 декабря в 16.00 по времени Нур-Султана. Регистрация на сессию доступна по ссылке.

24 декабря в 11.00 по времени Нур-Султана состоится закрытая сессия для тех, кто подал заявки.

Если у вас возникли вопросы по проектам развития медиаграмотности, пишите по адресу: Central-Asia-Applications@internews.org. В строке Тема сообщения, пожалуйста, укажите «Проекты по медиаграмотности».

Данный проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).