Домой Блог Страница 74

В вузах Таджикистана появилась медийная и информационная грамотность

Буквально за несколько последних лет медийная и информационная грамотность в Таджикистане превратилась из непонятного термина и знания, которым пользовались отдельные специалисты, в тренд для гражданского общества, журналистов и студентов. В разных регионах страны сейчас работают популяризаторы медиаграмотности, реализуются десятки проектов на эту тему, в Худжанде и Хороге открыты Дома медиаграмотности, выпущено учебное пособие на таджикском языке по этому предмету, а преподаватели местных вузов вводят спецкурсы по медийной и цифровой грамотности.

«Новый репортёр» рассказывает о том, как развивается это направление в Таджикистане.

Преподаватели душанбинских вузов, которые работают с будущими журналистами, говорят, что термин «медиаграмотность» появился в их повседневном обиходе всего два-три года назад.

— Думаю, что о медиаграмотности в Таджикистане стали много говорить с 2018 года, с начала реализации программы MediaCAMP (Центральноазиатская программа MediaCAMP реализуется Internews при поддержке USAID — прим. ред.), — говорит преподаватель российско-таджикского (славянского) университета (РТСУ) Шаходат Саибназарова. — Тогда преподавателей и журналистов стали приглашать на тренинги, в 2018 году мы приняли участие в центральноазиатском Эдьютоне в столице Казахстана, вернулись и стали говорить о медийной и цифровой грамотности студентам-журналистам во время смежных спецкурсов. 

Шаходат Саибназарова

Сейчас Шаходат считается одним из самых главных вдохновителей развития медийной и цифровой грамотности в Таджикистане. Три года назад с командой журналистов она основала первую фактчекерскую платформу Factcheck.tj, проводит тренинги, принимает участие в разработке пособий и учебников для преподавателей и студентов и надеется, что в перспективе медиаграмотность появится в программе вузов Таджикистана.

— В этом году мы подали заявку внутри своего вуза на внедрение в программу цифрового права, которое тесно связано с цифровой грамотностью, надеемся, что эту идею нам одобрят и на нашем факультете русской филологии, журналистики и медиатехнологий появится новый спецкурс, — говорит Шаходат.

Пока ни в одном образовательном учреждении в Таджикистане нет отдельного предмета по медиаграмотности, однако количество вузов, где преподаватели так или иначе развивают это направление, растёт.

— Медиаграмотность за последние пару лет появилась в восьми вузах республики в Душанбе, Худжанде, Хороге, Кулябе и Бохтаре. В основном этот предмет включают в занятия для будущих журналистов. Например, один из ключевых партнёров Internews по развитию этого направления — Ильхом Джамолиён, преподаватель кафедры журналистики и теории перевода Худжандского государственного университета, провёл факультатив для студентов-журналистов четвёртого курса, — рассказывает Александра Каримова, специалист по медийной и цифровой грамотности Internews in Tajikistan.

Учебное пособие по медиаграмотности

В помощь преподавателям в этом году Internews подготовил и выпустил адаптированное учебное пособие по медийной и информационной грамотности на таджикском языке для студентов местных вузов. В издание вошло 19 модулей и три главы, где рассматриваются реальные примеры из медиапространства Таджикистана.

— Пока мы выпустили только 50 печатных копий нового пособия, 32 книги раздали партнёрам в разные вузы страны. Начали с вузов, где есть факультеты или отделения журналистики, но планируем наладить сотрудничество — например, с педагогическим университетом, потому что навыки медийной и информационной грамотности очень нужны будущим учителям. Ведь в условиях современного мира школа должна давать ученикам не просто набор устоявшихся знаний, но и учить ориентироваться в информационном пространстве, — говорит Александра.

Кроме печатной версии, к публикации готовится и электронный формат учебного пособия. По словам Александры, именно электронная версия будет обновляться и со временем дополняться новыми модулями. Например, Рано Бободжониён, доктор филологических наук, профессор, которая работала над адаптацией учебного пособия по медиаграмотности, сейчас разрабатывает новый модуль «Теории заговора», который также будет включён в электронную версию.

— Для подготовки своего модуля я рассматривала работы в этом направлении по линии UNESCO, OSCE, Internews в Украине и многие другие, — говорит Рано Бободжиён. — Провела анализ наших местных СМИ и выявила теории заговора, которые существуют в медиапространстве Таджикистана. Например, в нашей стране, как и в других государствах, популярны теории заговора, связанные с COVID-19 — призывы к отказу от вакцинации, мнение о том, что пандемия — это результат работы крупных коммерческих компаний и т. д. В модуле я объясняю, как распространяются теории заговора, и показываю это на реальных примерах.

Три последних года Рано Бободжониён проводила ознакомительные сессии для своих студентов, а с середины октября 2021 года она стала работать с новым учебником и сейчас преподаёт медиаграмотность магистрантам во время спецкурса по веб-журналистике.

Рано Бободжониён

Развитие медийной и информационной грамотности поддерживается в Таджикистане и со стороны крупных международных организаций. Например, при поддержке ОБСЕ на базе Министерства образования и науки действует рабочая группа, в состав которой входят представители этого ведомства, преподаватели вузов, а также представители Internews in Tajikistan. Специалисты работают над обновлением стандарта обучения на факультетах журналистики. В соответствии с ним в программу для студентов факультетов журналистики будет включена медиаграмотность.

— В эпоху диджитализации и перенасыщенности информацией крайне важно иметь возможность фильтровать и эффективно использовать полученную информацию. С целью дальнейшей поддержки Таджикистана в решении этих вопросов Программный офис ОБСЕ в Душанбе содействует оценке учебной программы факультетов журналистики государственных университетов, чтобы привести её в соответствие с международно признанными стандартами и отвечать потребностям молодёжи: студентов факультетов журналистики, подростков, а также местных средств массовой информации. В связи с этим наша организация поддерживает усилия Таджикистана по повышению уровня медийной и цифровой грамотности, оказывая дальнейшую помощь стране в проведении образовательных реформ, — говорит Михал Правдзик, офицер по вопросам работы со СМИ департамента по человеческому измерению программного офиса ОБСЕ в Душанбе.

Что касается планов Internews in Tajikistan относительно развития медийной и цифровой грамотности, то вся работа, начатая в этом направлении в рамках программы MediaCAMP, будет продолжаться и в будущем году. Например, в первой половине 2022 года состоится уже традиционный региональный онлайн-Эдьютон — инновационный семинар прикладного характера, нацеленный на получение новых знаний, обмен опытом и разработку проектов по распространению медийной и цифровой грамотности с помощью опытных менторов. Также на 2022 год запланирована большая центральноазиатская конференция, которая соберёт лучших специалистов отрасли в регионе, пройдут грантовые конкурсы на создание тематических проектов, а в Душанбе откроется третий Дом медиаграмотности.

Медиа диаспор: турки Казахстана

Мы продолжаем цикл публикаций про средства массовой информации национальных диаспор Казахстана. Медиа некоторых из них в полном своём наборе обнаруживаются не сразу. Поисками изданий турецкой диаспоры в Казахстане занимался медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.

На сайте Ассамблеи народа Казахстана указано как турецкое этноСМИ только одно издание: AHISKA. Но на самом деле таких медиа больше, и они включают в себя сам портал этнообъединения, журнал, несколько документальных фильмов. Объективности ради укажем, что задолго до появления «дочерних предприятий» зарубежных СМИ в 90-е годы в нашей стране более двух лет издавался совместный медиапроект «ҚАЗАҚСТАН ZAMAN». Казахстанский вариант влиятельной турецкой газеты Zaman (с 2016 года газета в Турции не выходит, сотрудники обвинены в связях с Фетхуллой Гюленом) на турецком, казахском и русском языках профессионально и точно представлял актуальную общественную и культурную информацию обеих стран. Но это уже в прошлом, как и вся золотая пора казахстанской журналистики.

Портал, газета и журнал

Что есть в настоящем? Портал самого национального центра. При портале — стандартное: газета, новости, экономика, политика, культура, кухня. Основная претензия к этому дежурному набору — он перестал обновляться: в рубрике «Образование» — материалы за 2013 год, «Политика» застыла на информационных текстах за 2011, «Новости» представлены 2020 годом.

Газета AHISKA выходит на турецком, казахском и русском языках на 16 страницах, двухтысячным тиражом. В отличие от многих других этноизданий, она действительно распространяется в Турции, Азербайджане, России, Украине, Узбекистане, Кыргызстане, Грузии, реальных местах проживания диаспоры.

Медиа строго подчинено официально ранжированной тематике и соответствующим жанрам. Темы новостей строго иерархированы, и ничто никогда не может изменить эту последовательность: первые страницы посвящены выступлениям и действиям президента нашей страны, далее следуют новости от президента Турции, затем — новости городских властей и Ассамблеи народа Казахстана, часто предлагаются «парадные» новости регионов. Вполне предсказуемо к этому официальному «бульону» добавляется «компот» из гороскопа и уроков казахского языка. Изредка случаются более живые материалы в рубрике «Люди диаспоры». Материалы газеты, по сути, являются скучным пересказом официальных пресс-релизов и информационных сообщений от власти, а потому малоинтересны как для внутреннего читателя из диаспоры, так и для внешнего читателя газеты. По этой же причине многие материалы в газете печатаются без обозначения авторства.

Издаётся также в нашей стране журнал TÜRK BİRLİĞİ («Тюркское единство») , главный редактор и газеты, и журнала — Ровшан Мамедоглы.

Журнал можно было бы отнести к так называемым толстым общественно-политическим изданиям, но с той принципиальной оговоркой, что он ближе не к авторскому изданию, а больше является коллажем выступлений и интервью политиков тюркских стран: например, в последнем номере — Азербайджана и Турции. Собранные под одной обложкой, большей частью переведённые на русский или английский языки, материалы из других изданий доносят точку зрения представителей стран тюркского мира на разные проблемы, в том числе и конфликты. Сколлажированный в одном месте официальный дискурс политики и власти, безусловно, при всей его односторонней направленности полезен с практической стороны политикам и политологам.

Фильмы И ТВ

В своё время — около 20 лет назад — турецким объединением было снято два художественных фильма: Tatlı Puvar («Сладкий родник») и Borç («Долг»).

Простые по сюжету и по исполнению близкие к любительскому кино, фильмы рассказывали о традициях и обычаях народа, повседневной жизни турок в Казахстане.

Наконец, в этом году в копилку документальных фильмов о турецкой диаспоре — кстати, первой создавшей этнообъединение в Казахстане (30 лет тому назад), — добавились ещё два фильма, созданные, собственно, казахстанскими каналами. Первый из них — «Кто такие турки ахыска? — Точки соприкосновения» на Qazaq TV.

Профессионально отснятые красивые телекартинки, растянутые на 20 минут экранного времени, благостно и абстрактно рисуют нам жизнь турецкой диаспоры в республике в её официальном и культурном проявлении. Хорошая телештамповка о счастливой жизни диаспоры в стране. Почему бы и нет? Но зритель лишается понимания и исторической специфики появления диаспоры, и былых и нынешних проблем жизни диаспоры в Казахстане. И, конечно же, фильм открывался с любовно-лобовой демонстрации фотографий с первыми лицами государства.

Второй фильм был уже на Abai TV, встроенный в передачу «Шанырак» — «Турецкая диаспора». Построенный в формате видеоблога с Марией Зубец сюжет о турецкой диаспоре был логичен, зрелищен и прост одновременно. При этом объём трескучих фраз (наподобие «диаспора всячески поддерживает курс на развитие страны») был сведён к минимуму, фотографии представителей диаспоры с первыми лицами страны вовсе отсутствовали. В те же пресловутые 20 минут уместили и точную справку: кто и почему проживает, размышления о развитии языка и даже попытку обозначить внутренний мир и культуру диаспоры.

В свою очередь, три представителя диаспоры — кстати, двое из них перекочевали из предыдущего фильма на культурный канал, — уже смотрелись живыми людьми, реально выражающими дух, а иногда и боль нации, когда, например, речь зашла о депортации нации в сталинские годы. Фильм можно и нужно отнести к удачному представлению современной жизни диаспоры в Казахстане. Вроде бы все стереотипы сохранены, но верно «схвачены» люди и самое достойное в них.

Турецкий берег в Казахстане

Действительно, турецкого в нашей жизни всегда было много: от туризма до сериалов и кухни. Хотелось бы большего, и это реально. Так же, как и в случае с медиа немцев Казахстана, можно предположить реальный интерес казахстанцев к СМИ турецкой диаспоры, если они всё-таки преодолеют довлеющий над многими этноизданиями формат отчёта перед чиновниками.

Опрос журналистов для подготовки семинара «Открытые маслихаты»

Общественный фонд «Лига судебных журналистов Казахстан» в партнёрстве с Internews Казахстан готовит республиканский семинар «Открытые маслихаты». Цель семинара — наладить коммуникации между СМИ и маслихатами в регионах страны.
Чтобы семинар и вся работа в этом направлении была более эффективной,  организаторы просят журналистов ответить на несколько вопросов. Семинар планируется провести в ноябре 2021 года, о точной дате проведения самого семинара будет сообщено дополнительно.
Пройти опрос можно здесь.

Как развивается медиаграмотность в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане

С 25 октября по 1 ноября проходит Глобальная неделя медиаграмотности. Мы расспросили сотрудников и партнёров Internews в трёх странах — Казахстане, Таджикистане и Узбекистане — о том, как сегодня развивается медиа- и информационная грамотность, что уже сделано, а что ещё предстоит сделать.

Региональный консультант по медиаграмотности Центральноазиатской программы MediaCAMP Гульнар Асанбаева (Казахстан):

«Мы проводим формальное и неформальное обучение»

— Главные итоги этого года — завершение учебных ресурсов по медиаграмотности для преподавателей вузов на национальных языках и адаптированных к местному контексту во всех трёх странах, в которых мы работаем. Также одобрен учебник по медиаграмотности для старших классов, подготовленный по нашему проекту долгосрочным партнёром, Международным центром журналистики MediaNet. Электронная версия этого учебника пользуется большим спросом у энтузиастов медиаграмотности в частных школах, гимназиях и лицеях. Но бить в литавры пока ещё рано. Министерство приняло решение сделать медиаграмотность в качестве предмета по выбору для учеников восьмых классов. Пока есть проект учебной программы, в разработке которого Internews принял непосредственное участие, а учебники для восьмых классов ещё предстоит создать. В среду, 27 октября, мы встретились с представителями Министерства образования и науки РК, Национальной академии образования им. И. Алтынсарина и преобразованного центра «Учебник» — намечены планы дальнейшего взаимного сотрудничества по продвижению медиаграмотности в системе образования.

Медиаобразование — это не только институализация медиаграмотности в системе образования, подготовка преподавателей и тренеров по этому направлению. В век современных технологий это путь каждого человека, желающего найти достойное место в жизни, это обучение всех слоёв населения, причём новыми нетрадиционными методами, в том числе и через развлечения, игры, праздники. И совершенно естественно, что успешными проектами года стали Дома медиаграмотности, они показали себя очень эффективным мостом между проектом MediaCAMP и интересами населения. У нас два Дома медиаграмотности в Казахстане и два — в Таджикистане. И ещё могу назвать наиболее эффективными проектами проведение Фестивалей медиаграмотности в 12 регионах Казахстана и двух регионах Таджикистана. Партнёры по проведению фестиваля в Казахстане настолько прониклись творческим отношением, что впервые в стране проводили сессии по кинограмотности, создали аудиосказки для детей на казахском и русском языках с прекрасными иллюстрациями Светланы Раздобы.

Ежегодно мы проводим MеdiaCAMP Эдьютон, инновационный семинар-обучение. Опытные менторы и тренеры работают на нём с теми, кто подаёт заявки на получение финансирования. В феврале 2021 года в результате открытого конкурса на Эдьютоне победили авторы 24 проектов. 90 % из них на сегодня завершены. Среди выполненных проектов выделяются дебаты среди школьников и студентов на трёх языках, обучение МИГ юных читателей библиотек, постеры казахстанского иллюстратора Светланы Раздобы — у нас на «Новом репортёре» есть страница, посвящённая им.

В Таджикистане обратили на себя внимание создание комиксов, обучение медиаграмотности пожилых людей, детский телесериал. Слова особой признательности хочется сказать о вайнах, снятых Мукимджоном Абдуфаттоевым и актёрами его театра комедии «Хандинкамон». Они снимали свои видео в труднодоступных районах, привлекая местных жителей, результатом проекта являются не только сюжеты, но и непосредственое приобщение к медиаграмотности сельских жителей.

По Узбекистану тоже были хорошие проекты. По созданию журналистского контента, тиктоков, проведению уроков МИГ для школьников.

Год знаменателен тем, что мы расширили свои международные связи, начали плотно сотрудничать с экспертами по медиаграмотности из России, Эстонии, постоянно поддерживаем связь с Кыргызстаном, Украиной, Беларусью. Также мы провели исследование по медиаграмотности в трёх странах, планируем провести презентацию результатов в ноябре — опубликовать его вместе с комментариями экспертов. Сравнивая его результаты с исследованиями 2019 года, предварительно можно сказать только одно: сделано много нового, интересного, но ставить точки над i мы не будем. Медиаграмотность — это образование, которое нужно обновлять всю жизнь, и в новом, четвёртом году MеdiaCAMP нас ждут не менее интересные проекты.

Журналистка, исследовательница, популяризатор медиа- и цифровой грамотности Гузаль Махкамова (Таджикистан):

«Медиаграмотность нужно преподавать с детского сада»

— Несмотря на то, что в Таджикистане направление медиа- и цифровой грамотности стало популярным относительно недавно, за короткий срок республика успела сделать большой скачок в плане развития этой темы. О том, что медиа- и цифровая грамотность относится не только к журналистам, но и ко всем сферам, я вообще впервые услышала в 2017 году во время Эдьютона, который организовал Internews. Оказалось, что в других странах уже детей обучают навыкам медиаграмотности, а в Таджикистане даже не все журналисты владели информацией в полной мере.

Четыре года назад мне советовали запустить НПО, которое занялось бы развитием медиа- и цифровой грамотности среди детей и подростков и стать первой в Таджикистане. Однако сделать это не удалось по семейным обстоятельствам. А работу в медиа- и цифровой грамотности я продолжила.

Мы стали сотрудничать с Фондом развития СМИ для развития медиаграмотности, переводили тематический контент на таджикский язык, занимались исследованиями. Первоначально я думала, что медиаграмотность стоит преподавать журналистам, однако мои коллеги из соседних стран меня переубедили, объяснив, что этот предмет нужно преподавать с детского сада. И тогда я начала сотрудничать с Американскими уголками в Худжанде и проводить тренинги для подростков и детей.

Всего за четыре года в Таджикистане появилось множество НПО, которые занимаются развитием и популяризацией медиа- и цифровой грамотности; журналисты и целые СМИ реализовывают проекты в этом направлении, появилось много контента на таджикском языке, посвящённого этой теме, выпущен учебник. Детям и подросткам стали доступны тренинги по медиа- и цифровой грамотности, которые проводят местные организации. Кроме того, зарубежные доноры поддерживают развитие медиа- и цифровой грамотности на протяжении нескольких лет, не останавливаясь на достигнутом.

К сожалению, в нашей системе образования пока не появился отдельный предмет по медиа- и цифровой грамотности, но я знаю, что совместная работа гражданского общества, представителей международных организаций и Министерства образования и науки уже начата. Надеюсь, что в будущем этими вопросами будет заниматься не только сектор гражданского общества, но и государство, потому что в развитии медиа- и цифровой грамотности заинтересованы все без исключения.

Директор Центра развития современной журналистики Саида Сулайманова (Узбекистан):

«Медиаграмотность превращается в ключевую и определяющую компетенцию человека»

— Мы включились в процесс развития МИГ в Узбекистане в 2015 году. Эта тема активно начала продвигаться в журналистском сообществе и, в частности, в вузах, специализирующихся на подготовке журналистских кадров. На основе ведущего мирового опыта была разработана методическая база для внедрения МИГ. В частности, подготовлено учебное пособие «Узбекистан по пути развития медиаобразования». Надо отметить, что на начальном этапе в Узбекистане очень способствовали этому процессу проекты ЮНЕСКО.

В настоящее время пришло понимание, что медиаобразование — это не только компетенция журналистов, блогеров и работников медиасферы. Современное общество всё больше развивается в сторону цифровизации и конвергенции. В этих условиях МИГ превращается в ключевую и определяющую компетенцию человека. Стало очевидно, что МИГ необходима всем: начиная от детей дошкольного возраста и до старшего поколения, так как медиаиндустрия развивается очень бурно, растёт медиапотребление, открыт доступ ко многим базам, услугам и возможностям, в том числе в сфере развития гражданского общества, через электронные площадки. Это диктует необходимость развития новых компетенций, критического мышления и встаёт вопрос о широком медиаобразовании всех слоёв населения.

Сегодня Центр развития современной журналистики в рамках нескольких проектов, таких как DW_MIL_UZ, Клиника юридической поддержки медиа, журналистов и блогеров Узбекистана, BRYCA и других, работает над внедрением медиаинформационной грамотности не только как базовой компетенции журналистов, но и в сферу образования, государственного и гражданского сектора.

Программа «Грани» на «Первом канале Евразия»: когда хорошо, но много

Новинка сезона на «Первом канале Евразия» — новый еженедельный проект «Грани». Продолжая рассказывать об итоговых телевизионных программах, я попробую объяснить, почему новинка кажется вполне конкурентоспособной. Впрочем, как всегда, не забуду упомянуть и о минусах — недостатки у программы тоже есть.

Поле битвы — воскресенье

Программа «Грани» представляет собой замысловатый микс форматов. Разделена она на тематические блоки, в каждом из которых, как правило, есть аналитический репортаж и последующее обсуждение проблемы в студии с приглашёнными гостями. Не то чтобы всё это выглядело необычно и прогрессивно — велосипед изобретён давно, а интервью в студиях информационных программ — новостных или итоговых — делаются с незапамятных времён. Но интересно, что каждое появление гостей в «Гранях» (иногда они приходят сразу по двое) тянет на небольшое ток-шоу — о намеченных проблемах здесь говорят, не жалея времени и стараясь вникнуть в суть. А учитывая внушительный общий хронометраж (в среднем час двадцать или чуть меньше — весьма солидно!), программа превращается в телевизионный марафон длиною в заметную часть воскресного вечернего прайм-тайма.

Вообще возложенная на «Грани» продюсерская задача видится мне весьма важной. Думаю, программа создавалась с прицелом на то, чтобы с помощью эфирного контрпрограммирования «отъесть» часть аудитории у «Портрета недели» на КТК и «7күн» на «Хабаре» (обе программы начинаются на час позже, поэтому полтора часа «Граней» закрывают это время и удержать зрителя хотя бы за счёт более раннего старта действительно могут). Возможно, в списке обязательных конкурентов — и программа «Мир» на «Хабар 24» (начинается в 20:20 и формально тоже находится в «зоне поражения»). Полагаю, целевые аудитории у всех названных проектов отличаются не сильно, поэтому битва за рейтинги воскресным вечером обещает быть ожесточённой. Не на стороне «Граней» новизна: главные конкуренты на рынке гораздо дольше, они узнаваемы, и лояльность части домовладельцев ими уже завоёвана. Но есть причины, по которым «Грани» вполне могут «пободаться» с именитыми соперниками.

Программа, учитывая упомянутую агрессивную конкурентную среду, сделана разумно. Так, авторы вывели из концепции прямую зависимость от новостной повестки уходящей недели, тем самым претендуя на оригинальность. «Грани» — проект не столько событийный, сколько тематический. Например, в выпуске от 26 сентября, когда вовсю гремела новость об алматинском стрелке-должнике, главной темой выпуска была названа проблема закредитованности казахстанцев. При этом сюжет с упоминанием трагедии в вёрстке оказался вторым — после большого сюжета о высоких ценах на продукты в магазинах и студийного интервью мажилисмена Альберта Рау. То есть свежие новостные поводы авторы программы обобщают до глубинных, нерешаемых и важных для общества проблем. Очевидно: то же самое часто делают в редакциях любых итоговых аналитических проектов. Но в «Гранях» это главный, основополагающий принцип. Приходится ли он зрителю по душе — остаётся гадать, но, сдаётся мне, любителей экспертных разборов он может порадовать.

Вторая изюминка программы — авторы делают её с пониманием общей концепции телеканала, который давно существует под знаменем «близкого к народу СМИ». На «Первом канале Евразия» всегда с особым прилежанием работали над обеспечением эмоциональной связи с простым зрителем: звонки в прямом эфире и прочий интерактив всегда избавляли наполнение канала от ощущения некой стерильности, избавленности от простого люда, которое возникает иногда при просмотре отечественных информационных передач. Как этот подход отразился на «Гранях»? Прежде всего он сказался на выборе тем и на их осознанном упрощении. Например, в выпуске про закредитованность авторы и ведущий неоднократно упоминают покупаемые в кредит (то есть «под запись») продукты. А в сюжетах «Граней» «евразийцы» постоянно обращаются за мнением к простым казахстанцам, синхронов которых неизменно много. Очевидно, авторы постоянно держат в голове «маленького человека», и это весьма недурно, учитывая, что на некоторых конкурирующих площадках не всегда бросают взор на мелкие околобытовые проблемы, предпочитая размах.

Другая привлекательная черта «Граней»: сильная команда ведущих и журналистов. Олег Журкевич, Алибек Рзабаев, Алия Алмухамбетова, Эльмира Ишмухаметова, Светлана Пенькова — крепкие профессионалы и хорошие телевизионные ремесленники. Умение задавать правильные вопросы гостям, создавать ёмкие под динамичную читку тексты, писать убедительные стендапы — всё это в их компетенции. Но перечисленные мною сильные стороны программы смазываются одним существенным недостатком, из которого вытекает ещё несколько.

Долгий телевизор

Один из главных изъянов программы связан с самим её «конструктивом». Как я уже говорил, у выпусков очень внушительный хронометраж, преодолевающий часовую психологическую отметку.

Продолжаю свою мысль о конкурентной борьбе: думаю, это не простая эфирная щедрость, но приёмчик для покушения на территорию соперников. Программа идёт ещё 20 минут после начала «Портрета» и «7 күн» — и мне кажется, что этот «хвост» создавался не по наитию, а из умысла.

Но у щедрости этой есть побочный эффект — ощущение затянутости и некоторая накапливаемая тяжесть восприятия. Причём стреноживает зрителя не сама по себе условно «лишняя» 20-минутка, но именно она кардинально меняет механику всей программы.

Несмотря на некоторые усилия авторов придать своему детищу черты инфотейнмента, развлекательного в «Гранях» мало, и каждая лишняя минута не на руку её создателям. Конечно, каких-либо стандартов в части длительности телевизионных программ нет, и всё зависит от конкретных случаев. Конкретно в «Гранях» внушительный общий хронометраж критически ослабляет динамику выпусков, и ближе к концу они неизменно «провисают». Да, в YouTube мы привыкли к не по-телевизионному длинным проектам. Но в видеосервисе есть активные тайм-коды: выборочное ознакомление с отдельными отмеченными эпизодами — дело давно привычное. Эфирное же вещание не предоставляет зрителю альтернативы.

В итоге распределённые по тематическим блокам сюжеты в связке с интервью будто раскалывают программу на составные части. Временами «Грани» воспринимаются не как цельный продукт, но как несколько мини-ток-шоу, собранных в одну упаковку. Возможно, создатели программы решили пожертвовать динамикой в угоду озвученной выше цели во что бы то ни стало потеснить оппонентов в важный воскресный вечер.

И, возможно, создателям программы стоит подумать о сокращении хронометража до разумного часа и смещении проекта в эфирной сетке для эффективного контрпрограммирования (правда, с риском выйти из «круглого» времени 20:00).

«Грани» — неплохая в целом программа, в которой поднимаются актуальные темы. Но с учётом отмеченных недостатков воспринимается неким качественным, но анахронизмом с бесконечными говорящими головами и не запоминающимися ввиду многочисленности и монотонности тезисами.

Казахстанский «Голос» и мистика: самые популярные телепрограммы сентября

Начало нового сезона на казахстанском телевидении немедленно отразилось на десятке самых популярных программ месяца — сразу же на второй строчке оказался казахстанский «Голос». Пятый заход в телевизоры казахстанцев оказался удачным. Вокальные способности сограждан тем не менее не смогли в полной мере отвлечь аудиторию от текущей повестки дня, в которой неизменно находится место для очередного чрезвычайного происшествия. С новыми выпусками на телевидение вернулись и Леонид Якубович, и Дина Толепберген. Каждый по-своему они привлекают зрителей привычными житейскими радостями и горестями. Предлагаем обзор 10 самых популярных телепродуктов сентября*.

1. Новости КТК (4,66**). 20 сентября выпуск начался с сообщения о происшествии в одном из микрорайонов южной столицы — позади ведущей появилась жёлтая плашка с надписью «Стрельба в Алматы». Светлана Булатова сообщила, что редакция уже получила видео с места «массового расстрела» пятерых человек. В прямой эфир вышел корреспондент канала Бауржан Апсеитов. Он отметил, что вероятной причиной такого поступка со стороны 54-летнего мужчины стала попытка его принудительного выселения. Замначальника департамента полиции Алматы на месте заверил журналистов, что подозреваемый задержан с участием бойцов специального назначения, и «угрозы для жителей и граждан не существует». «Соседи, с которыми мы успели поговорить, считают, что хозяина просто довели до преступления», — сообщил корреспондент КТК. В доказательство перед зрителями предстал тот самый сосед, уверенно заявивший: «Всегда есть стимулятор, всегда есть повод, всегда есть мотив, всегда есть люди, которые подстрекают на такие вещи». 

2. «Qazaqstan дауысы» (4,45). Гвоздём осеннего сезона национального телеканала QAZAQSTAN стала очередная реинкарнация всемирно известного шоу The Voice. Впервые аудитория увидела казахстанскую вариацию «Голоса» ещё в 2013 году. Три первых сезона выпустил телеканал QAZAQSTAN, четвёртый в 2016–17 годах выходил на «Первом канале Евразия», и вот спустя четыре года «Голос» вновь вернулся на QAZAQSTAN. Возвращение с точки зрения рейтингов получилось весьма успешным. В качестве наставников на этот раз — певица и композитор Маржан Арапбаева, оперная певица Майра Мухамедкызы, солист популярной группы «МузАРТ» Сакен Майгазиев и Батырхан Маликов из группы Ninety One. Интерес к шоу подогревают и СМИ: в сентябре популярные интернет-порталы сообщили, что выступление во время слепых прослушиваний 18-летней Куралай Мейрамбек попало в мировой рейтинг Best of The Voice. Региональные издания то и дело пишут о собственных представителях на национальном конкурсе (Костанай, Актобе и др.).

3. Новости КТК (4,22). «Кровавый маршрут» — так информационная дирекция КТК решила озаглавить первый сюжет выпуска новостей 14 сентября. Телевизионный триллер длился чуть больше минуты и был посвящён дорожно-транспортному происшествию, которое случилось на въезде в Петропавловск и привело к смерти 12-летней девочки. В группу из пяти воспитанников школы велоспорта влетел грузовик, двигавшийся в попутном направлении. К слову, Северо-Казахстанская область в тот вечер дала журналистам республиканского телеканала ещё один примечательный инфоповод. С заметной иронией на телеканале сообщили, что чиновники области ломают голову над тем, куда девать жаропонижающие лекарственные средства. Оказалось, парацетамола и ибупрофена «набрали, что называется, от души — на 25 млн тенге». Выход был найден исключительно оригинальный: в областном акимате решили, что теперь эти препараты (положенные к бесплатной выдаче) будут продаваться в 46 частных аптеках. 

4. Новости КТК (4,08). 29 сентября сразу два сюжета выпуска на канале посвятили овощам. В одном решили коротко рассказать о некоем рейтинге, который составили безымянные «польские аналитики». По их расчётам вышло, что казахстанская картошка оказалась «одной из самых дешёвых в мире». «Всего за овощной набор казахстанцам придется заплатить 1372 тенге, что в два раза больше, чем в Пакистане и Турции», — проинформировал диктор. Из другого сюжета стало очевидно, что цена на овощи едва ли останется неизменной в ближайшие месяцы. Фермеры, с которыми съёмочная группа КТК поговорила в Северо-Казахстанской области, не исключили, что на цене отразится ситуация с ежедневно дорожающим дизельным топливом. Дизельный кризис корреспонденты канала зафиксировали в Шымкенте и Мангистау. «Вишенкой» телерепортажа стал синхрон вице-министра энергетики Асета Магауова, который хоть и пообещал казахстанцам поставку дизтоплива из России, но так и не смог озвучить цену импортной солярки. 

5. Новости КТК (3,65). 8 сентября самый длинный по хронометражу сюжет выпуска был посвящён ситуации в Актау. Автор репортажа Станислава Хапина тревожно сообщила в своём заключительном стендапе: «В городе уже наблюдается нехватка кислорода, а жители всё чаще жалуются на головную боль». Об этом, по ее словам, говорят экологи (почему не врачи?). Эколог же констатировал: за четыре года количество зелёных насаждений в городе сократилось на 20 тыс. единиц. За разъяснениями съёмочная группа направилась не в акимат, а прямиком к работникам, по долгу службы обязанным озеленять Актау. Заместитель директора государственного коммунального предприятия весьма эмоционально охарактеризовал решение своего начальства по передаче сферы в конкурентную среду: «Результат какой? Ноль. Я скажу вообще: минус ноль! Нет работы. Кто работал, тот посмотрел, ничего не сделал, ушел, деньги забрал, всё». Теперь жители города пишут письма в правительство с просьбами забрать ответственность за полив деревьев у частников. 

6. «Жат мекен-3» (3,48). Телеканал QAZAQSTAN в сентябре успешно удерживал у экранов не только поклонников вокальных талант-шоу, но и любителей старых добрых турецких мелодрам. Сериал, название которого переводится на русский как «Однажды в Чукурова», продолжает выходить ежедневно в 22:20. За месяц количество зрителей у мелодрамы только выросло. Явление удивительное, ведь сам телеканал предлагает аудитории сразу несколько турецких сериалов. В октябре, например, телезрительницам показали первые серии «Тағдыр жалыны» (в переводе на русский язык — «Яркое пламя»). Премьера первого сезона, состоящего всего из 28 серий, состоялась осенью прошлого года. Многосерийная драма, как и в случае с «Жат мекен», не является оригинальной идеей турецких сценаристов — это адаптация французского сериала «Благотворительный базар». В основе — история о том, как трём разным героиням по счастливой случайности удалось спастись от одного пожара, и теперь их судьбы неразрывно связаны.

7. «Поле чудес» (3,42). В выпуске от 17 сентября Леонид Якубович принимал у себя на капитал-шоу ремесленников — и небольшого, и промышленного масштабов — со всей России. Тема для передачи была выбрана соответствующая: «Фольклор». В финале оказались выходец из Чечни, который преподнёс ведущему горсть чернозёма из предполагаемого Ноева ковчега и на чеченском просил соотечественников не смеяться над ним, «ибо в моём возрасте бывать на таких шоу, может быть, не совсем прилично»; работница Златоустовской оружейной фабрики, которая нарядила ведущего в заводской фартук и вручила ему образец подарочной шашки; и мастерица играть на тех русских народных инструментах, названия которых вполне сгодились бы для финала тематического выпуска «Поля чудес». Леонид Якубович попробовал себя в искусстве играть на них, посидел в кедровой фитобочке и посвистел в глиняную свистульку, изготовленную в форме его самого, а растерянному гостю из Беларуси в качестве приза вручил бутылочку прозрачной жидкости с очевидным содержанием. 

8. «Другие» (3,3). Мистическую мелодраму в сентябре показал зрителям КТК. Российский сериал, транслировавшийся сразу после вечернего выпуска новостей, собрал неплохие рейтинги. Действие разворачивается в 50-е годы, бездетная пара удочеряет девочку, которая оказывается обладательницей экстрасенсорных способностей. В фильме этим отличается не только она, режиссёр картины так описала свою творческую задумку: «…эту историю я как раз постаралась приблизить к пониманию среднего зрителя. Чтобы они посмотрели на этих других и отчасти увидели в них себя». Главную роль биологической матери девочки исполнила актриса Елена Подкаминская, известная ролью арт-директора ресторана в популярном ситкоме СТС «Кухня». Её героиня Валя ведёт собственное расследование, наделяя сериал всеми признаками ещё и детектива. Зрители, оставившие в Сети отзывы на фильм, особенно хвалят первые восемь серий, вторую половину мистической истории они описывают не слишком восторженно: «попса полная», «за уши тянут», «наворотили, конечно».

9. Ток-шоу «Астарлы ақиқат» (3,11). После двухмесячного отсутствия популярное казахоязычное ток-шоу, которое выходит на КТК с понедельника по четверг в вечерний прайм-тайм, вернулось в десятку самых рейтинговых программ на отечественном телевидении. В сентябре больше всего зрителей у экранов собрала третья — и заключительная — часть истории про Аяна Баядилова, сына «известного чиновника» Халела Баядилова. Гуглу же Баядилов-старший известен как исполнитель роли Бека в фильме «Баксы», сейчас он заместитель директора алматинского театра традиционного искусства «Алатау». Ведущая Дина Толепберген по традиции пыталась разобраться в денежно-романтических хитросплетениях отношений главного героя с бывшими жёнами. Они настаивали, что связались с натуральным альфонсом; сам «альфонс» в это время усмехался и невнятно комментировал свои миллионные долги. Закончилось всё тоже традиционно — анализом ДНК, подтвердившим родственную связь между дочкой главной героини и Баядиловым-младшим.

10. «Заповедный спецназ» (3,01). Прошлогоднюю новинку НТВ зрителям в сентябре показал «Первый канал Евразия». Создатели утверждают, что многосерийный фильм основан на реальной истории, которая произошла в Байкальском национальном парке. Актёр Максим Дрозд исполняет роль отставного бойца специального назначения, который теперь возглавляет команду государственных инспекторов. Вместе они смело противостоят браконьерам — во всех их проявлениях, на суше и в воде. Сценаристов вдохновила история Артура Мурзаханова, который в 2013 году на базе нацпарка собрал оперативную группу, которую в народе окрестили «заповедным спецназом». В интервью журналистам он рассказывал, что изначально был нацелен на то, чтобы изменить устоявшийся образ госинспектора — Кузьмича из «Особенностей национальной охоты». Отсюда, вероятно, и почти киношные требования к кандидатам в опергруппу: спортивный разряд не ниже кандидата в мастера спорта, опыт службы в спецподразделениях, высшее образование и… конечно, любовь к природе.

* Топ-10 основан на данных Kantar (TOO «TNS Central Asia»).

** Рейтинг — потенциальная аудитория программы, выраженная в процентах от общего числа жителей страны, имеющих телевизор. Имеет принципиальное значение для рекламодателей.

Все использованные иллюстрации — скриншоты программ с официальных сайтов телеканалов и YouTube.

Продукты дорожают, суициды, газ и кредиты. Мониторинг итоговых ТВ-программ 18–24 октября

Главная тема этой недели — безусловно, постоянно растущие цены. Об этом упомянул даже «Хабар», пусть впроброс, но упомянул.

«Большие новости» говорили о суицидах, «Первый канал Евразия» подробно разобрал тему кредитов, а QAZAQSTAN единственный из всех хотя бы упомянул выборы президента в Узбекистане.

«Большие новости», КТК 

Выпуск начинается с сообщения о попытке самоубийства женщины с ребёнком в Нур-Султане. Лица женщины и ребёнка были заблюрены.

Далее перешли на суициды подростков — в частности, в Капчагае повесился 13-летний мальчик, другой парень повесился в сарае, в Туркестанской области, а в Актобе девочка выпрыгнула с балкона 20-го этажа. И якобы к этому шагу её подтолкнула компьютерная игра. Виноваты ли в детских самоубийствах игры и сериалы? Пыталась разобраться Динара Уркумбаева. В своих рекомендациях эксперты советуют делать акцент на том, что довело человека до самоубийства, а не на способе сведения счётов с жизнью. Однако в сюжете нам показывают и способ. «Доступ на балкон свободный», — подливает масла в огонь журналистка. Обозначить проблему можно было бы и менее наглядно. Есть комментарий психолога, родителей, чиновников, детей. Сюжет в этом смысле полный и сбалансированный.

Следующий материал посвящён росту цен на продукты. Авторы сюжета всесторонне препарировали проблему и взяли, кажется, комментарии у всех, до кого смогли дотянуться. Главная тема сюжета: не должно ли правительство уйти в отставку? Другой вопрос: а что, когда-то такая мера сдерживала рост цен? На него автор сюжета Бахтияр Даркеев не отвечает. Хотя можно было об этом поговорить с экспертом.

Далее — к теме вакцинации от коронавируса. За провал кампании по вакцинации накажут чиновников, говорит ведущий Алексей Рыблов, но интересно: почему, если вакцинация добровольная, наказывать за её провал будут чиновников? Нет ответа, а стоило бы спросить. Однако в блоке поднимают важные вопросы: почему в приложениях людям внезапно приходят уведомления о том, что они вакцинированы? Кого пытаются обмануть медики, и не таким ли способом некоторые регионы «выбиваются» в лидеры по вакцинации? Затронули и тему Pfizer, эту вакцину на неделе завезли в Казахстан.

КТЖ объявила о запуске «женских вагонов», Ирина Криштоп сделала сюжет на эту тему. Говорить о том, что надо оградить женщин от домогательств, — важно. И понятно, что женщины в поездах часто подвергаются домогательствам: в материале много таких героинь. Но при этом стоит говорить и о том, как доказать такие домогательства (если мы говорим об изменении законодательства), потому что теоретически это тоже возможности для манипуляций, но об этом в сюжете не говорили. Есть вопросы к балансу.

«7 кун», «Хабар»

Первая тема — расширенное заседание Ассамблеи народа Казахстана. Президент Токаев призвал не понимать слишком упрощённо роль Ассамблеи. Сюжет начинается с истории павлодарца Алексея Лодочникова, который увлекается игрой на домбре и песнями на казахском языке. Также нам рассказали о директоре школы-этническом таджике, который ввёл полилингвальную систему обучения. Это очень хорошо, когда сюжет на важную тему, из-за которой журналисты обычно скатываются в пафос (а подводка была как раз в таком ключе), начинается с портретов людей. Поэтому даже весь следующий текст, наполненный штампами, выглядит не так раздражающе.

Следующий сюжет посвящён визиту Касым-Жомарта Токаева в Карагандинскую область. Глава государства побывал в образцово-показательной школе в Жезказгане, и тут нам даже рассказали историю местной учительницы английского, то есть в сюжетах «7 кун» про президента действительно стали появляться обычные люди. «Школы будут работать по принципу ГЧП», говорит корреспондент, а нам остаётся только гадать, что же это такое и почему именно оно «позволит решить проблему нехватки ученических мест». Кроме того, Токаев дал старт работе полиметаллической обогатительной фабрики. «Жезказган — «медная жемчужина» Казахстана», — сообщает нам в стендапе Ирина Панфилова, оперируя и другими штампами, вроде «туристический оазис».

Далее нам рассказали о других встречах Токаева и отдельно о том, что во время визита в Карагандинскую область президент поднял вопрос стремительного роста цен на продукты. «Проблема системная, и решать её надо системно», — сказал глава государства в среду, двумя днями позднее перед ним вроде как отчитался премьер-министр, который рассказал, как эту проблему решают «системно», но даже ведущий «7 кун» Александр Трухачёв признал, что никакого толку от этого «системного» решения нет, продукты как дорожали, так и дорожают, и ничего с этим не может сделать, получается, даже президент.

Следующая большая тема — ревакцинация — тоже имеет «заход» от президента: премьер-министр представил Токаеву официальную информацию. Анна Абрамова сделала сюжет. Он начинается с цифр, которые касаются положения в других странах мира, но ссылок на источники нет. Далее авторитетные медики (и почему-то политический обозреватель) объясняют, почему нужна ревакцинация. Есть опрос на улицах: нам показали мнение только тех, кто за ревакцинацию (и только одна девушка сказала, что для начала надо бы взять анализ на антитела). Впрочем, это важный этический вопрос, надо ли давать голос антиваксерам. Возможно, было действительно важно показать мнение именно этих людей. В конце автор опять напомнила, как важно выработать коллективный иммунитет, и сюжет закончился. Не хватило каких-то экспертных данных — хотя бы результатов исследований ВОЗ: насколько эффективна ревакцинация. Возможно, на этих исследованиях базируется мнение отечественных медиков, которых нам показали, но они свои источники в интервью не раскрыли. «Антиваксеров становится всё меньше», — говорит в отводке Александр Трухачёв, и хорошо бы так, только опять же: на чём основано это мнение?

Сюжет Амира Саменбетова — о газификации Нур-Султана. Жители старых домов топят печи и не хотят подключать газ, потому что думают, что дома их вот-вот пойдут под снос. «Оплачивать работы по прокладыванию внутридомовых коммуникаций», — говорит автор, например. Вместо того чтобы сказать по-человечески: заплатить за то, чтобы в дом провели газ. Или титр: «Ерден Омаров, доволен, что подключился к газификации». В этом контексте нельзя сказать, что он подключился к газификации. Он всё-таки подключился к газу или газопроводу. Но в целом в сюжете есть истории людей и чёткое обозначение проблемы, мнения всех сторон также представлены.

«О том, почему нацпроекты должны прийти на смену госпрограммам», Александр Трухачёв поговорил в рамках эксклюзивного интервью с министром нацэкономики Асетом Иргалиевым. И вроде ведущий задаёт довольно конкретные вопросы, но чиновник на них отвечает общими фразами. Например, на вопрос, как конкретно нацпроект поможет отечественному бизнесу, мы слышим очень обтекаемый ответ о каком-то снижении отчётности, увеличении количества онлайн-услуг и развитии конкуренции. Кого с кем? Почему количество отчётов будут снижать аж к 2025 году (у него вообще все планы до 2025 года, вот тогда заживём)? Почему не сейчас? А главное: почему не сработали госпрограммы, но почему-то должны сработать нацпроекты, чтобы мы все наконец стали жить лучше? Но Иргалиев сыпет канцеляритом и терминами, из которых ничего обычному зрителю не понятно, а ведущий не пытается уточнить или хотя бы попросить министра говорить человеческим языком.

«В стране полно примеров, когда село развивается и без нацпроектов», — такими словами продолжается выпуск, и нам показывают практически рекламный сюжет о том, как хорошо в Казахстане живётся в одном отдельно взятом селе Маншук, что в 90 километрах от столицы. И название материала соответствующее: «Аул мечты». «Демография растёт с каждым годом», — говорит автор Кунсая Курмет. Но демография не может расти, демография — это наука или вид деятельности. Можно же было просто сказать: растёт количество жителей. Но в целом понятно: в этом селе сделали дороги, построили дома и школы. В других, видимо, не строят. Почему? На этот вопрос сюжет не отвечает. Ну или хотя бы на вопрос: почему в этом построили, а в других не строят?

И завершается выпуск сюжетом, автор которого, Алия Букенова, должна была выяснить, как обстоят сейчас дела в IT-отрасли Казахстана. «…стал не просто свидетелем, а непосредственным участником процесса трансформации информационных технологий». «Процесс трансформации», конечно, звучит солиднее, чем «изменение» или «развитие». По мнению редакторов программы. Сюжет наполнен именно такими оборотами и в целом оптимистическими штампами. Но и герои в сюжете тоже есть.

«Грани», «Первый канал Евразия»

Главные вопросы этого выпуска — «Можно ли сегодня прожить без кредитов? Вы когда-нибудь сталкивались с трудностями при возврате долга?».

Однако первая тема — резкое повышение цен на продовольствие. Её редакция отрабатывает экспериментом: две астанчанки идут в супермаркет на продуктовый шопинг, их чеки сравнивают. Далее в студии за спиной ведущей выстраиваются люди в зелёных и почему-то красных (а не розовых) костюмах, как в популярном южнокорейском сериале «Игра в кальмара».

Это была подводка к теме кредитов — казахстанцы сейчас должны банкам более восьми триллионов тенге. Сумму визуализируют пачками купюр в 10 000 тенге прямо в студии, уточняя, что высота такой башни должна составить 90 километров. Это хорошо, это наглядный пример того, как цифры становятся не просто цифрами. Далее в студии начинается обсуждение вопроса: «Почему так легко получить кредиты и так сложно закрыть?» В обсуждении участвуют народный эксперт, риск-менеджер, психолог, тренер по финансовой грамотности. В целом много полезной информации, звучат такие термины, как «планируемый денежный поток» и рекомендация 10 % дохода откладывать на сбережения. И даже зачитывается вслух вопрос из WhatsApp от мужчины, чья зарплата 90 000 тенге, а он хочет взять кредит на холодильник.

Вторая тема выпуска — положение дел в казахстанском МЧС, которое год назад вновь стало самостоятельным ведомством. На примере спасателей из Восточно-Казахстанской области рассказывают, чего не хватает: кадров, техники, зарплат, статуса… Получился достаточно честный сюжет ко Дню спасателя, который был на минувшей неделе. После в студии появляется министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин, который рассказывает, как он в пионерском лагере спасал товарища. В интервью с ним два интересных момента: противопожарные датчики спасли много жизней, устанавливать их есть смысл даже дома; спасатели — очень закредитованный народ.

В третьем сюжете рассказывается, как Афганистан два месяца живёт под контролем талибов. Из материала и комментария эксперта вытекает, что «правление талибов приведёт к краху, их надо давить, уничтожать, убрать». А приглашённый в студию эксперт будто оправдывается за недавний наделавший шуму в соцсетях снимок, когда казахстанский дипломат стоит рядом с вооружёнными талибами в сланцах. И звучат такие слова: «Когда мы говорим о контактах, это не является признанием легитимности, это разные вещи. Ещё в сентябре глава государства призвал установить неформальный диалог. Это не Казахстан начал. Неформальные отношения задолго до этого начали устанавливать как в Вашингтоне, так и в Пекине, так и в Москве. Наши действия идут в форватере международных трендов». Из ляпов: рассказывая о положении женщин в Афганистане, ведущий за кадром говорит «при виде камер мамы спешно одевают на дочерей платки». Кажется, уже все журналисты усвоили, когда надо говорить «одевать», а когда «надевать». Но, оказывается, не все. Порадовал же здравый вопрос журналиста эксперту: «У нас дорожает хлеб, у нас дорожает мука. А мы помогаем. Почему важно помогать?»

Следующий сюжет рассказывает про учителей, которых обязывают ходить на субботники. А также совместно с чиновником разбирается ситуация, когда учительницу английского языка уволили за участие в ток-шоу, где ищут вторую половинку. И если по поводу субботников чиновница говорит, что да, недопустимо привлекать к уборке, то вот увольнение на её взгляд — резонное.

Выпуск традиционно заканчивается развлекательным блоком. Вспоминается ещё один год Независимости, 2010-й: первая общеказахстанская трагедия — прорыв плотины в Кызылагаше, создание Таможенного союза, председательство Казахстана в ОБСЕ, появление планшетов, возникновение в стране третьего сотового оператора и снижение цен на сотовую связь, а также демотиваторы и соцсеть Instagram. Плавно от этого переходят к идее создать патриотический TikTok, которую поддержал президент Токаев. В студию на большой экран выводят автора идеи, председателя объединения поляков Акмолинской области Наталью Нагачевскую, которая в лучших советских традициях рассказывает, что это было коллективное решение, а также за 15 секунд штампами рассказывает о Кокшетау. В самом конце — о тенденции, что в тренды TikTok попадают мелодии made in Kazakhstan.

Apta, QAZAQSTAN

24 октября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прибыл с государственным визитом в Туркменистан. Ведущая Жайна Сламбек сообщила об этом и дала слово корреспонденту Шерхану Жамбылұлы из Ашхабада. Он в манере тамады рассказал о том, как президента Казахстана встретил заместитель председателя кабинета министров Туркменистана Сердар Бердымухамедов. И доложил, где был президент Токаев и что ему показали, сообщил о планах на понедельник.

После Туркменистана, казалось, перешли к социальным проблемам в стране, точнее — в Жезказгане. Там на снабжение питьевой водой выделили 10 млрд тенге, но уже 10 лет в городе с этим проблемы. Жители берут воду из открытого водохранилища. Но к концу подводки стало понятно, что это лишь повод рассказать о поездке Токаева в Карагандинскую область. Сюжет интересен тем, что авторы обратили внимание на проблемы (нет питьевой воды, проблемы с электричеством, дороги, дефицит некоторых товаров и так далее) и дали слово местным жителям. Тут без сарказма не обошлось: одна из проблем решилась практически моментально — сразу отремонтировали главные улицы, собрали мусор. Сюрприз: всё это сделали аккурат перед визитом президента. Получился интересный сюжет, показавший, насколько плохи дела в Жезказгане. Редакция Apta обычно ограничивалась протокольными сюжетами о рабочих поездках президента, но в этот раз этот визит стал поводом для важного проблемного сюжета.

Продукты дорожают — Apta тоже поднимает эту тему. Авторы сюжета искали причины и пытались понять, из чего складывается цена товаров. Дали слово всем: от потребителей, продавцов, депутатов до социологов и фермеров. Получился полный сюжет.

В Шымкенте сотни учителей за деньги получили сертификаты о повышении квалификации. За это наказали сотрудника управления образования и завуча одной из школ, им дали реальные сроки. А что с учителями? Ведь они тоже виноваты, они покупали эти сертификаты. Сюжет об этом получился коротким, но наводящим на размышления. Было бы хорошо, если бы авторы программы проследили за этой историей.

Далее — блок международных новостей. Тут стоит сказать, что на этот раз ведущая Жайна Сламбек упомянула, что «Талибан» — запрещённая в Казахстане террористическая организация, это в прошлом выпуске она забыла(?) сказать. Кстати, рассказала она и о выборах президента в Узбекистане, чего не сделала больше ни одна итоговая программа.

Далее — сюжет на тему собачьих боёв. Корреспондент ищет ответы на вопрос: «Это что: издевательство на животными, спорт или зарабатывание денег?» Слово дали тем, кто занимается этим бизнесом, но «забыли» записать мнения защитников животных.

Программу закончили сюжетом на тему киберспорта, получилось интересно и информативно.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

Общественный совет по саморегулированию медиа в Казахстане сделал заявление по освещению попытки суицида в Нур-Султане

Общественный комитет по саморегулированию медиа в Казахстане сделал первое заявление, сообщается на сайте Комитета. Оно касается ситуации с попыткой суицида беременной женщины в Нур-Султане. На минувшей неделе многие паблики и некоторые СМИ опубликовали видео с полицейских жетонов, где женщину можно опознать. Кроме заявления, отправлен запрос в МВД с просьбой прокомментировать, как служебные видео попадают в соцсети, есть ли регламенты и какая предусмотрена ответственность за утечку данных.

Тиражирование видео и фото людей, совершающих суицид или его попытку, проблематично, поскольку, во-первых, внимание аудитории концентрируется на личных данных человека, а не на проблеме — что именно привело его к этому решению, какие социальные проблемы или личные обстоятельства. Рекомендация в данном случае — описывать ситуацию в общем, без детализации и без публикаций изображений, на которых можно с лёгкостью идентифицировать человека.

Приводим текст заявления:

Заявление

Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане

по обращению заявителя Ж. Садвакасовой о публикации фотографий и видео с лицами жертв и пострадавших

 
г. Алматы,                                                                           15 октября 2021 г.                                                                                 № 1
На первом заседании Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане в составе председателя Комитета Жұлдыз Әбділды, Ержана Сулейменова (заместителя председателя Комитета) членов Комитета Дианы Окремовой, Мейрамхан Жәпек, Оразая Қыдырбаева, Руслана Никоновича, Темирлана Тулегенова и присоединившихся онлайн Баклана Макулбеков и Руслана Бахтигареева рассмотрено обращение заявителя Ж. Садвакасовой об этичности публикаций в медиа видео и фото пострадавшей при падении с моста в Нур-Султане и прыжка с тарзанки в Караганды.

Адресат жалобы отсутствует (обратившаяся не приводит в пример ни одну редакцию на предмет соответствия этическим принципам, а рекомендует в целом рассмотреть эти кейсы), поэтому стороны в заседании участия не принимают.  

Позиция заявителя в обращении в Комитет была выражена следующим образом. «Недавно прочитала две новости с этими трагичными происшествиями, где лица жертв можно с лёгкостью рассмотреть. Меня очень удивило, как же СМИ может так открыто показывать лица пострадавших? Тем более как дальше спокойно жить женщине, которая выжила после происшествия на мосту? Если все будут на неё пальцем показывать? А как же её ребенок, если он в будущем случайно увидит или найдёт новость, как его мама пыталась закончить его и её жизнь? А как же жить родным женщины, которая погибла на тарзанке? Будет ли им приятно везде видеть лицо погибшей девушки с самим происшествием? Прошу рассмотреть два этих материала со стороны Базовых принципов медиа, насколько они этичны».

Позиции адресатов жалобы, редакции сетевого издания отсутствуют, поскольку изначально нет обращения к какому-либо конкретному изданию.

Обстоятельства, установленные в ходе заседания Комитета:

1. Cо стороны заявителя:
Заявитель выразила уверенность, что указанные материалы нарушают нормы журналистской этики, поскольку не отвечают принципу уважения прав человека, начиная с пункта 2 Базовых принципов медиа. Заявитель выразила убеждение, что нужно помнить главный принцип журналистики «не навреди» и уважать права человека.
2. Cо стороны СМИ или автора публикации (сюжета):
Поскольку в заявлении не указаны конкретные СМИ, опубликовавшие данные изображение и видео, то Комитет приходит к выводу о невозможности выяснения конкретных обстоятельств, предшествующих этим публикациям.
1.1. Со стороны привлечённого эксперта:
Члены комитета ознакомились с мнением медиаюриста Гульмиры Биржановой по теме обращения в Комитет:

«На мой взгляд, здесь есть нарушения со стороны сетевых изданий, пользователей и, конечно, представителей правоохранительных органов, которые распространили видео в социальных сетях. Конституция, нормы уголовного и гражданского законодательства защищают право на неприкосновенность частной жизни и право на собственное изображение граждан РК. Да, бывают исключения, когда присутствует общественный интерес и такое вмешательство оправдано. В этом конкретном случае поводов для вмешательства нет».

Комитет соглашается с тем, что публикация видео и изображений лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует дополнительного внимания со стороны редакций перед принятием решения об их публикации по следующим причинам:

  • Тиражирование видео и фото людей, совершающих суицид или его попытку, проблематично, поскольку, во-первых, внимание аудитории концентрируется на личных данных человека, а не на проблеме — что именно привело его к этому решению, какие социальные проблемы или личные обстоятельства. Рекомендация в данном случае — описывать ситуацию в общем, без детализации и без публикаций изображений, на которых можно с лёгкостью идентифицировать человека.
  • Во-вторых, не менее важно помнить, что описание метода и способа суицида, даже если это была попытка, категорически не рекомендуется в средствах массовой информации для исключения повторных и похожих ситуаций («Эффект Вертера»).
  • В-третьих, необходимо помнить про семьи, близких и родных, друзей и коллег людей, совершивших попытки суицида, и понимать, что тиражирование деталей, изображений, локации, способа наносит им долговременный вред.
  • В-четвёртых, информация о предотвращении попытки суицида важна для общества, однако Комитет рекомендует не делать из этих событий новость № 1. Международные рекомендации относительно освещения таких фактов — публиковать такие материалы не на первых полосах печатных изданий или не в начале ленты новостей или новостных сюжетов.
  • В-пятых, учитывая ситуацию в Казахстане, Комитет соглашается с тем, что факты предотвращения суицида должны освещаться СМИ, однако при соблюдении международных рекомендаций (Reporting on suicide), без излишней детализации и без распространения изображений или данных, по которым можно легко идентифицировать человека, совершившего попытку суицида.
  • В-шестых, Комитет призывает СМИ и авторов материалов помнить о том, что люди до и после попытки суицида могут находится в тяжёлой жизненной ситуации, в этом случае не рекомендуется искать возможности для интервью с ними или их родственниками, близкими, коллегами, только если они сами не хотят рассказать о своей истории. Даже при этом СМИ рекомендуется воздержаться от излишней детализации, персонализации события и сосредоточиться на проблемах, которые привели человека к такому решению, а также проинформировать интервьюируемых о возможных последствиях публикации, которые могут причинить им дополнительный моральный дискомфорт (комментарии, публичность и т. д.)

С учетом всего изложенного Комитет принимает следующее заявление:

После рассмотрения обращения в Общественный комитет (зарегистрировано под номером 1) было определено, что:

1. Факты публикации в СМИ видео и изображения, с помощью которых легко можно идентифицировать личность человека, совершающего попытку суицида, проблематичны с точки зрения соблюдения этических принципов профессиональной и качественной журналистики.

2. Общественный Комитет напоминает всем редакциям, фрилансерам, блогерам, пользователям социальных сетей, что в пункте 2 Базовых принципов медиа отмечено: «Редакция понимает, что право человека на частную жизнь важно, и старается учесть интересы тех невольных участников событий, на жизнь которых информационный контент может оказать то или иное воздействие. В честной журналистике не совместимы понятия оскорблений, клеветы и ложных обвинений». Под редакцией мы имеем в виду всех — медиа, создателей контента для публикации и распространения.

Коллегия соглашается с заявителем в том, что публикация фото и видео в медиапространстве определённо не соотносится с тем, что в журналистике принято считать профессиональными стандартами, отражёнными в Базовых принципах медиа.

Общественный комитет рекомендует:

  • редакциям партнёрских изданий — опубликовать решение Общественного комитета по саморегулированию медиа;
  • факультетам и кафедрам журналистики университетов Казахстана — обсудить решение Общественного комитета со студентами, изучающими профессиональную этику;
  • медиаНПО и международным организациям, независимым экспертам — разработать и провести специальный вебинар или тренинг для редакций СМИ, университетов, участников профессиональных медиасообществ о специфике освещения суицидов и их попыток.

Настоящее решение принято консенсусом.
Председательствующая
Жұлдыз Әбділда

Как Internews будет поддерживать производство контента в ближайший год

Internews в рамках программы MediaСАМР продолжит финансирование производства отечественного контента в 2021–2022 годах.

Наша цель — расширить доступ к разнообразному качественному отечественному контенту на актуальные, социально важные темы для граждан Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

Мы окажем финансовую поддержку профессиональным медиа в создании проектов на национальных и русском языках, на разных площадках, в разных форматах с использованием инновационных методов производства и вовлечением аудитории.

Для определения победителей, как и в предыдущие годы, будут объявлены конкурсы:

«Большой формат» — поддержка долгосрочных, крупных проектов с широкой аудиторией. Продолжительность проектов — до восьми месяцев. Конкурс будет объявлен в октябре 2021 года.

«Малый формат» — поддержка краткосрочных инновационных проектов. Продолжительность проектов — от одного до шести месяцев. Конкурс будет объявлен в январе 2022 года.

Обратите внимание! В этом году, в отличие от прошлого, конкурс «Малый формат» проводится только один раз.

НОВЫЙ конкурс!

«Формат DOC» — поддержка производства документальных фильмов. Продолжительность проектов — от шести до 11 месяцев. Конкурс будет проведён в начале 2022 года.

Обратите внимание! В конкурсе на производство документальных фильмов могут участвовать проекты, в которых авторы проделали предварительную подготовительную работу по созданию сценария, поиску героев, выбору визуальной стилистики. Приветствуется наличие тизера будущего фильма.

В конкурсах могут участвовать негосударственные медиа: онлайн-издания, телекомпании, радиостанции, газеты, продакшен-студии или независимые авторы (журналисты, блогеры) из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

Более подробно об условиях, видах производства, бюджетах, сроках — в объявлениях для каждого конкурса.

Следите за нашими новостями на сайтах Newreporter.orgInternews.kzMedia.tj и в социальных сетях.

Если вам нужно что-то уточнить, пишите на электронную почту Central-Asia-Applications@internews.org, указав тему, например: «Вопрос по конкурсу “Большой формат”».

Команда Internews в Центральной Азии поддерживает производство отечественного контента уже три года подряд. За это время медиа, редакциями, блогерами, независимыми журналистами реализовано 173 проекта, а это больше 4000 материалов (статей, лонгридов, подкастов, веб-сериалов, документальных фильмов и т.д.), которые прочли, посмотрели, прослушали больше 40 миллионов раз.

Проекты реализуются в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Права и обязанности узбекских журналистов при освещении голосования и подсчёта голосов

24 октября пройдут выборы президента Узбекистана. Аккредитацию на них получили более 1500 журналистов. Медиаюрист Карим Бахриев специально для «Нового репортёра» рассказывает о правах и обязанностях журналистов при освещении голосования и подсчёта голосов.

Каковы права журналиста при освещении хода голосования?

Согласно статье 35 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, представители средств массовой информации имеют право освещать все мероприятия по подготовке и проведению выборов, присутствовать в помещениях для голосования в день выборов, в том числе при подсчёте голосов. Статья 56: представители средств массовой информации имеют право присутствовать и при голосовании по месту пребывания избирателя, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования.

Необходимо ответить, что полномочия представителей средств массовой информации должны быть подтверждены документами, выданными Центральной избирательной комиссией, областными, районными и городскими избирательными комиссиями. Представители средств массовой информации других государств должны иметь аккредитацию Центральной избирательной комиссии.

Журналист-представитель СМИ в день голосования имеет право:

  • присутствовать в помещении для голосования, наблюдать за избирательными урнами, за входом и выходом из кабин для тайного голосования;
  • получить информацию о голосовании избирателей вне помещения для голосования;
  • делать записи, осуществлять фотографирование и видеосъёмку;
  • брать интервью за пределами помещения для голосования у представителей избирательной комиссии, проголосовавших избирателей, наблюдателей и доверенных лиц;
  • по согласованию с председателем избирательной комиссии присутствовать при подсчёте голосов;
  • получить информацию о подсчёте голосов на избирательном участке.

Журналист-представитель СМИ в день голосования не имеет право оказывать помощь при голосовании тем избирателям, кто не может самостоятельно заполнить бюллетень. Статья 55 Избирательного кодекса РУз гласит, что избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, за исключением лиц, входящих в состав избирательной комиссии, наблюдателей и представителей средств массовой информации

Каковы обязанности журналиста по освещению хода голосования?

Журналист–представитель СМИ в день голосования обязан:

  • иметь при себе служебное удостоверение и задание редакции. Это правило распространяется также и на операторов, фотографов, которые присутствуют вместе с журналистом на избирательном участке;
  • соблюдать правила, установленные избирательной комиссией. Председатель соответствующей избирательной комиссии ответственен за порядок и имеет право потребовать от любого, кто препятствует проведению голосования, покинуть помещение;
  • не вмешиваться  и не препятствовать нормальному  ходу голосования.

Какова ответственность журналиста за нарушение порядка пребывания на избирательном участке и наблюдения за ходом голосования?

В случае нарушения законодательства о выборах журналисты–представители СМИ могут быть удалены из помещения для голосования по мотивированному решению избирательной комиссии.

Основаниями для такого решения могут стать нарушение правил пребывания в помещении для голосования, вмешательство или воспрепятствование ходу  голосования, оказание помощи при голосовании избирателю, который не может самостоятельно заполнить бюллетень.

Какова ответственность за нарушение прав журналистов, освещающих ход голосования и подсчёт голосов? 

Действующим законодательством Узбекистана ещё не предусмотрена административная и иная ответственность должностных лиц за препятствование законной деятельности представителей средств массовой информации. Существует только новый проект УК и проект внесения такой нормы в Кодекс об административной ответственности. Вместе с тем, действующее законодательство позволяет обжаловать любые решения в вышестоящих инстанциях и в суде.

Каков порядок подсчёта голосов, установления и опубликования результатов выборов?

Согласно статье 94 ИК РУз, участковая избирательная комиссия устанавливает общее число лиц, включённых в список избирателей, число избирателей, получивших избирательные бюллетени, и число избирательных бюллетеней, находящихся в избирательных урнах. Подсчёт голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому округу, кандидату. На основании подсчитанных избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия устанавливает число голосов, поданных за каждого кандидата; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число испорченных избирательных бюллетеней.

Центральная избирательная комиссия, областная, Ташкентская городская избирательная комиссия на основании поступивших к ним протоколов окружных избирательных комиссий, а районная, городская избирательная комиссия — на основании поступивших к ним протоколов участковых избирательных комиссий устанавливают: общее число избирателей по Республике Узбекистан или по области, району и городу; число избирателей, получивших избирательные бюллетени; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае, когда в выборах президента Республики Узбекистан участвуют два кандидата, избранным считается тот, кто получил по отношению к другому кандидату большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 33 % избирателей, внесённых в список избирателей. Выборы в целом или по отдельным избирательным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов президента Республики Узбекистан недействительными принимается Центральной избирательной комиссией и может быть обжаловано в Верховном суде Республики Узбекистан в течение пяти дней со дня опубликования итогов голосования (статья 96 ИК РУз).

Согласно статье 97 ИК РУз, постановление Центральной избирательной комиссии по итогам выборов президента Республики Узбекистан принимается не позднее 10 дней после выборов, публикуется (обнародуется) на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии и в других источниках.

Постановление об итогах выборов в местный Кенгаш принимается не позднее 10 дней после выборов соответствующей избирательной комиссией и публикуется в печати, а также обнародуется в средствах массовой информации.