Спецоперация в Хороге, Таджикистан. Особенности освещения конфликта

0
501

Новый репортер связался с коллегами-журналистами в Таджикистане, освещавшими спецоперацию в Хороге, столице Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) на Памире.

Напомним, что после того, как 21 июля недалеко от Хорога был убит региональный глава национальной безопасности, генерал-майор Абдулло Назаров, таджикские власти направили в регион дополнительную силу. В результате столкновения между правительственными силами со сторонниками главного подозреваемого Толиба Аёмбекова, мятежного командира погранотряда и бывшего полевого командира таджикской оппозиции, по официальным данным погибли 42 человека.

В регион, где шли бои с использованием бронетехники и вертолетов, было тяжело попасть. Автомобильные пути в Бадахшан перекрыли 23 июля, дороги открыли только в минувшую субботу, 28 июля.

Весь регион оказался отрезанным от телефонной связи и Интернета 24 июля. Ее восстановили только 27 июля.

Официальная версия Государственной службы связи : связь с Бадахшаном прервана потому, что в кабель попала пуля во время войной операции в Хороге — «Радио Озоди» (Радио Свобода).

Журналисты освещали памирский конфликт в условиях, когда любую информацию получить было крайне сложно.

Лучше всего сработали местные новостные агентства, они оперативнее выдавали информацию. Жители таджикской столицы говорят, что первая альтернативная информация пошла по новостным сайтам уже 24 июля, в первый день военных действий. Также оперативно сработали корреспонденты зарубежных СМИ —  BBC, Associated Press. И потом, вслед, вышли сухие официальные заявления МВД и ГКНБ. Все остальные СМИ давали на них ссылки. Собственный корреспондент в Хороге есть у Радио «Озоди» (Свобода). Единственный столичный журналист из местного СМИ, отправившийся в Хорог лично, это Рамзия Мирзобекова из редакции-партнера Нового репортера «Азия Плюс».  Другие журналисты также пробовали отправиться в регион, но попасть туда у них не получилось.

Когда связь была перекрыта, Рамзия Мирзобекова передавала информацию в центр через спутниковый телефон.

Пока журналистка находится в регионе, поэтому связаться с ней Новому репортеру ни вчера, ни сегодня не представилось возможным. Как сообщила исполнительный директор «Азия Плюс» Зебо Таджибаева, Рамзие удалось сделать снимки, которые она пока не может передать в редакцию.

«Как Рамзия проходила через пропускные пункты во всех подробностях мы пока не знаем, город был закрыт, но она каким-то способом смогла туда попасть. По телефону многого не скажешь, тем более, что первое время ее очень сильно контролировали вовремя телефонным разговоров», — сказала НР Зебо Таджибаева.

Только один телеканал из четырех — «Шабакаи аввал» (Первый канал) передал информацию о конфликте. Остальные три ТВ-канала решили не касаться этой темы вовсе. К слову, в самом регионе работает, как минимум, 25 местных журналистов, так как в Бадахшане есть правительственная газета, неправительственная газета «Импульс», местное радио и телевидение, плюс 2-3 независимых журналиста.

Первые и единственные пока оригинальные фотографии с места событий опубликовало агентство Рейтер 24 июля. Агенство могло взять эти снимки у местного населения или даже у военных, так как собственный корреспондент Рейтер в стране Роман Кожевников в Бадахшан не ездил. Остальные СМИ пока используют либо эти же самые кадры, либо архивные снимки области из Интернета.

Первые фотографии Рейтер с места событий.

С тех пор новых фотографий с места пока не поступило. Все выезжающие, даже туристы, подвергаются тщательному осмотру. «Азии Плюс» передает слова туристов: «У нас проверили фотоаппараты и наличие видео. Сотрудники службы безопасности настояли на удалении некоторых файлов».

Одни из первых видео с места появились в сети также в середине прошлой недели. Но граждане внутри страны не обязательно могли это увидеть, так как мгновенно отреагировали органы власти — с 26 июля по сей день перекрыт внутри страны доступ к YouTube, а также к местному видеопорталу tajtube.tj. По словам Мухаммади Ибодуллоева, менеджера проектов Общественного фонда «Гражданская инициатива Интернет-политики», последние два канала очень популярны в стране, и граждане не могли этого не почувствоввть.

Предлагаем вашему вниманию одно из видео на канале интернет-вещания PamirTV, который был мало извествен в журналистских кругах до его блокировки. Для пользователей вне страны видео, пожалуй, главный источник информации. Например, некоторые видео на PamirTV уже получили свыше 20 тысяч просмотров.

[youtube]http://youtu.be/sWa4sSzXvt8[/youtube]

На два дня был перекрыт доступ к новостному агентству «Азия Плюс» и сайту BBC , cейчас оба открываются. До сих пор перекрыты Лента.ру и сайт российского телеканала «Вести».

Съемочная группа из Кыргызстана — журналисты Улугбек Бабакулов и Эгамберды Кабулов, также не могли попасть в ГБАО через Ишкашим, когда возвращались со съемок памирских кыргызов Афганистана. Улугбек Бабакулов отметил, что только когда купил сим-карту афганского сотового оператора и с телефона вошел в интернет, узнал суть действий пограничников и причину закрытия границы.

Где брать факты?

Такой вопрос встал перед всеми журналистами и редакторами в Таджикистане. Даже если пробраться в зону конфликта, узнать что-то крайне сложно: при личной встрече силовые и правоохранительные структуры не желают давать информацию журналистам. Телефоны попросту не отвечают, и приезд бесполезен – просто не позволяют войти в здание.

Возникло большое количество перекосов в цифрах, поступала информация от издания с многолетней международной известностью о «200 погибших мирных жителях», которая до сих пор не подтвердилась. Кстати, число погибших граждан до сих пор остается загадкой.

Помог случай. Конфликт в Памире совпал с полугодовой пресс-конференцией руководителей многих структур (Генпрокуратуры, органов по правам человека и др.), где журналистами задавалось много вопросов. И силовикам приходилось хотя бы кратко, но отвечать, и вся эта информация тут же распространялась. Сторонники мятежного командира только через 5 дней выдали заявление, которое, по словам, Валентины Касымбековой, журналистки из Душанбе, было неубедительным и с массой ошибок.

СМИ и социальные сети становились немногим источником информации о родных для граждан Таджикистана внутри страны и за ее пределами, и такие просьбы были не редкостью:

Скриншот с сайта "Азия Плюс".

Зарина Эргашева, редактор Kloop.tj, журналист с опытом работы на онлайн-издания, газеты и радио, говорит: «Журналисты вынуждены были пользоваться своими анонимными источниками, у кого-то в силовых структурах, у кого-то родственники в Хороге. Часто информация сопровождалась пометкой: «по неофициальным данным».

Правозащитный журналист Валентина Касымбекова:

Я освещала события в Хороге, но лично поехать туда не удалось. Мне помогли знакомства с главами НПО любого направления, которым я могу позвонить по мобильному телефону. Правозащитники и эксперты помогали мне разбираться, что происходит, когда никто из официальных лиц не давал комментарии. Иногда я использовала информацию «пробивных» журналистов со ссылкой – «местные» или «зарубежные» СМИ.

Сложность в том, что в Хорог и в мирное время доехать непросто: или сложнейшая высокогорная трасса с перевалом Хабу-Рабат более 5 тысяч метров, или самолет, на рейс которого трудно попасть из-за частой нелетной погоды (для чего достаточно просто сильного ветра в глубоком ущелье, где расположен Хорог).

Директор Представительства Института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане Абдумалик Кадыров:

Абдумалик Кадыров

Во время хорогских событий фейсбук сыграл наиболее важную роль. В 2010 году, когда были Гармские события, люди также использовали фейсбук для обмена информацией, но тогда не так широко. Но и с дезинформацией в соцсетях тоже можно было столкнуться. Было несколько сообщений о том, что принц Ага Хан позвонил Президенту Рахмону, и что он приедет в Душанбе специально по поводу хорогских событий. Однако, позже было распространено заявление штаба принца Ага Хана, в котором они опровергли появивщиеся слухи. Были на фейсбуке и другие сведения, которые потом не подтвердились.

 

 

 

 

«Московские новости» очень хорошо описывают эту ситуацию: «…была вброшена информационная бомба — якобы боевики готовы взорвать плотину высокогорного озера Сарез на Памире, что грозит грандиозной экологической и гуманитарной катастрофой всему региону. Однако вечером вчерашнего дня стало ясно, что это утка, в происхождении которой обе противоборствующие стороны обвиняют друг друга».

Редактор информационного сайта Kloop.tj Зарина Эргашева:

Зарина Эргашева

Конечно, сообщения людей в социальных сетях были важны, но их всегда нужно перепроверять, что мы и пытались сделать, но нам не всегда удавалось это. Официальные источники были либо недоступны, либо отмахивались и перенаправляли нас, либо просто не отвечали.

Однажды корреспондентам Клоопа удалось дозвониться до Хорога и взять интервью у одной из жительниц, которая дала исчерпывающую информацию о том, что происходит в городе. После опубликованной статьи с мнением жительницы редактор Клоопа получил сообщение в социальной сети — предупреждение от неизвестных лиц о том, чтобы подобные статьи не публиковались. Но мы продолжили освещать события.

Фото: www.vesti.az.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь