Чему я научилась у Вадима Такменева. Часть II

0
287

Автор: Елена Горбачева, Бишкек, Кыргызстан. Инфотеймент (от англ. information и entertainment)- вот чему учил нас Вадим Такменев (автор и ведущий программы «Центральное телевидение» на НТВ). В политизированной стране, где развлекательного телевидения не существовало как жанра, это было очень необычно.

«Информировать, развлекая» или «Развлекать, информируя» — это та простая схема, к которой в конечном итоге приходят редакции, работающие в разных странах и разных жанрах. Выдаваемая информация должна быть или забавной и полезной. Как этого добиться? Об этом и рассказывал Вадим Такменев.

Вадим Такменев и Дарья Сытенкова

«Для меня это переломный момент в профессии, получилось из малых жанров перейти в большие и сложные. Буквально после семинара я начала делать спецрепы. И те же принципы стали основой для новой авторской программы «Дневники репортера», — вспоминает Дарья Сытенкова, одна из участниц семинара. Сейчас она снимает документальные фильма, руководствуясь все теми же принципами.

Итак, мы говорили о компонентах репортажа. В первой части описаны первые четыре — интершум, видеоряд, лайф и синхрон. Уже достаточно, чтобы сделать хороший материал. Но есть еще три компонента, закадровый текст, стенд-ап и графика. Теперь о них более подробно.

5. Стенд-ап. Сейчас начали отказываться от начальных стенд-апов. По причине того, что они плохо клеятся с картинкой «ведущий в кадре» (как правило, корреспондент выглядит не так гламурно, как диктор и это бросается в глаза). Стенд-ап лучше делать серединный или конечный.

План предпочтительнее плечевой или поясной, общий используется только в исключительных случаях. Одно время были модны стенд-апы с отъездом-наездом (отъезд предпочтительнее. Он чаще может быть использован в новостях, например, если репортер говорит на фоне горящего дома). Стенд-апы с проходом или склеенные стенд-апы не всегда оправданы.

Нужно быть проще – скромная одежда, минимум макияжа (если репортер – девушка). Цель появления в кадре – персонифицировать материал, показать, что вы на самом деле находитесь на месте событий. Стенд-ап по продолжительности своей не должен превалировать над другими компонентами материала. И к нему нужно готовиться заранее, продумав, а лучше и написав текст.

В специальном репортаже стенд-ап может и должен нести не информационную, а эмоциональную составляющую.

6. Закадровый текст. Текст репортера должен быть максимально простым и лаконичным. Как можно больше глаголов, сказуемых – они добавляют динамики материалу. Избегайте сложных предложений, деепричастных оборотов. Приветствуются инверсии, когда используется нетрадиционный порядок слов в предложении (то есть не прямой порядок слов (подлежащие, сказуемое и все остальное), а обратный, например, «с любимой фотографией сына мать почти не расстается»; «в услугах модельера Сапаргуль и Амина не нуждаются»). Предложения должны быть короткими — максимум семь слов. А можно — четыре. И очень важно соблюдать баланс, закадровый текст не должен существенно отличаться по длине от прочих компонентов репортажа и в идеале составлять по продолжительности 10-15 секунд.

Сам текст должен быть приближен к разговорной речи. Ни в коем случае нельзя использовать цифры, особенно сложные. Исключения могут быть только такие: «Мэр Бишкека в месяц получает более миллиона долларов».

Также необходимо избегать в закадровом тексте прямой речи.

7. Графика. Это не обязательный компонент сюжета. Он используется, когда нужно разнообразить картинку или разгрузить текст от цифр. При этом графическая картинка может сопровождаться или не сопровождаться закадровым текстом.

Репортаж всегда проще документального фильма, но при его производстве работают те же приемы. Например, через каждые шесть минут зрительское внимание практически теряется и его надо привлекать каким-то мощным необычным ходом. Также существуют заведомо выигрышные вещи – слезовыжималки и рейтингоподнималки. К первым относятся все эмоциональные истории «со слезами на глазах», заставляющие зрителя сопереживать герою. Вторые – это звезды, появление которых всегда усиливает интерес аудитории.

Многие из описанных приемов использованы в специальном репортаже Дарьи Сытенковой, который она сняла во время семинара. Тема у него довольно неожиданная. Даша до сих пор помнит, как все удивились, когда она ее озвучила: «Темы мы обсуждали в первый день знакомства. Вадим к их выбору подходил очень тщательно и каждую тему нужно было защищать. На мое предожение у него была очень неоднозначная реакция. Я заявила, что буду снимать про балет. На фоне всех остальных тем это было непонятно о чем. Но когда я рассказала, чем спецреп будет наполнен, Вадим меня поддержал».

 

Продолжение следует…

[ratings]

Начало. Чему я научилась у Вадима Такменева. Часть I

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь