Чему я научилась у Вадима Такменева. Часть III

0
210

«Это не репортажи, это какие-то иллюстрированные статьи». Так Вадим Такменев оценил наши лучшие сюжеты, которые мы показали ему в самом начале семинара. Вроде и картинку мы старались продумывать, и один герой дважды в репортаже редко когда появлялся (для новостного репортажа с ограниченным хронометражем это довольно важно). Но не хватало деталей, не хватало легкости повествования. Когда просто рассказываешь истории, забавные или познавательные, а у зрителя складывается четкое понимание проблемы и он сразу понимает, что именно ты хочешь ему сказать. Тогда это стало определенного рода открытием — структура репортажа и особенно специального репортажа, должна быть особой.

Вадим Такменев вручает диплом Султану Байзакову

Структура репортажа.

По своей структуре телевизионный репортаж похож на рыбу.

У этой рыбы есть рот – это очень конкретное начало. Это важно — как можно меньше общих фраз, «размытостей». Начинать репортаж нужно четко и конкретно, с какого-то интересного факта, с какого-то цепляющего лайфа.

В каждой рыбе — спецрепе есть глаз – некая сверхидея. Сверхидея эта ни в коем случае не проговариается. Но каждый зритель, посмотревший материал, в идеале должен понять, какую мысль вы хотели до него донести.

У рыбы есть хвостик – изящное завершение. Концовка не менее важна, чем начало. Зачастую зритель запоминает именно ее и практически всегда эмоциональный заряд передает именно финал репортажа.

Есть у рыбы-спецрепа скелет – одна вертикальная и несколько горизонтальный костей. Это — истории, которые вы рассказываете. В идеале репортаж – это набор таких историй, с помощью которых можно осветить даже самую сложную тему, посмотреть на нее со всех сторон.

Вертикальная история специального репортажа – некий сквозной герой, который появляется в начале, конце, а иногда еще и в середине материала. Либо это какой-то элемент, который связывает разный истории, на который они нанизываются. Горизонтальные истории – короче, они носят скорей иллюстративный характер. Хотя бывает наоборот, вертикальная история почти эпизодична, пунктирна, а горизонтальные — тщательнее прописаны и завершены.

У рыбы – специального репортажа есть также плавники. Это небольшие отступления от темы, которые тем не менее работают на нашу сверхидею. В репортаже про птичий грипп это могут быть истории о том, как в Турции от инфекции умерла девочка.

При этом чрезвычайно важно соблюдать соотношение видео и закадрового текста. Они не должны дублироваться, но и не должны идти параллельно. В идеале они периодически пересекаются. Схематично можно представить это следующим образом:

Зеленая линия — это текст, синяя — картинка. Периодически они пересекаются. Это происходит в тот момент, когда текст напрямую комментирует картинку. Например, когда мы рассказываем о конкретном герое, которого зритель видит на картинке, или комментируем происходящее на месте катастрофы и т.д. Подобные пересечения происходят также в момент лайфов, синхронов или стенд-апов.

При подготовке репортажа существует три стадии – пред-продакшн, продакшн и пост-продакшин. На первой стадии очень важно понять для себя – о чем будет материал, какие истории ты расскажешь, кто будут твои герои. При этом каждый герой должен выполнять отдельную от других задачу, и не в коем случае все они не должны отвечать на один и тот же вопрос. Например, мы снимаем материал о годовщине революции в Кыргызстане. У нас есть пять героев — очевидец, пострадавший, активист, генерал МВД и Президент. И есть пять разных вопросов, на которые они отвечают. То есть очевидец отвечает на вопрос «когда?», активист — «почему?», генерал — «что было?», пострадавший — «что последовало?», Президент — «Что делать?». Когда планируешь репортаж, удобно составлять таблицу, в столбцы которой вписывать вопросы, а в строки — героев. И тогда будет понятно, какой герой за какую часть репортажа ответственный, то есть на какой вопрос отвечает.

Султан Байзаков на этом семинаре снимал спецреп про кино. Но это другой его материал. Снятый примерно через год после семинара, он соответствует всем стандартам инфотеймента. А стенд-ап, который сделал Султан, в Кыргызстане обсуждали еще долго — для нашей страны это была первая попытка оживить картинку.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=827FNU7vjQ0[/youtube]

Первая часть здесь.
Вторая часть здесь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь