Автор: Ольга Каплина, Прага, Чехия. Телезрители хотят смотреть скандинавские детективы, турецкие сериалы, документальное кино на грани развлечения и подглядывать друг за другом в замочную скважину. На первом в этом году в Европе рынке телевизионного контента рассказывают о современных телевизионных тенденциях.
Атмосфера на World content market в Праге оптимистичная. Доходы телекомпаний Западной Европы вернулись на докризисный уровень, аналитики предрекают, что скоро телерынок поднимется и в других странах.
Первое впечатление от встреч и конференций рынка — покупателей гораздо больше, чем продавцов. Многие производители контента участвуют в маркете в качестве посетителей. Это значит, что у них нет стенда – отдельной комнаты для проведения встреч. Но это не мешает продавцам проводить встречи в лобби, баре, комнате для отсмотра видео, в общем, везде, где есть возможность сесть и разложить каталоги. Идет бойкая торговля.
Кстати, многие дистрибьюторы на рынке активно используют iPad. Он идеально подходит для продавцов: не надо везти с собой кучу дисков с трейлерами, удобно показывать покупателям и картинку, и описание.
Чего хочет зритель?
Вот уже несколько лет на пике зрительского внимания – турецкие драмы. На этом рынке много продавцов из Турции, сериалы предлагают сразу несколько компаний и каждое предложение покупатели внимательно рассматривают. Турецкие сериалы не дешевые. На регион Центральной Азии цена фильма, который был снят несколько лет назад, колеблется от 1000 до 1500 долларов за час, латиноамериканские новеллы можно купить в два-три раза дешевле.
На одной из конференций, которые проходят во время маркета, медиа-агентство Eurodata TV/Mediametrie представляет тенденции мирового телевизионного рынка. Тренд 2010 года: документальные фильмы становятся более развлекательными. Законы жанра не меняются, это реальные истории с интервью и хроникой. Но все происходящее в кадре гипертрофированно драматизируется. Документальное кино сливается с художественным. К примеру, в фильме о службе принца Гарри в Афганистане авторы реальную хронику совместили с вымышленным захватом принца талибами. На современном ТВ грань между глубоко личным и публичным размывается. Внимание фокусируется на повседневной жизни обычных людей, которые при этом страстно переживают все, что с ними происходит. В фильме «What’s eating you», например, герои рассказывают о своих проблемах с весом, желании похудеть или поправиться. И откровенность людей поражает и завораживает зрителя. С другой стороны, развлекательный жанр тоже начинает размываться, все больше шоу одновременно направлены на образование аудитории. Еще одна любопытная тенденция: молодая аудитория смотрит ТВ благодаря социальным сетям. На реалити-шоу «The voice of Holland» зрители пришли через Facebook и Twitter. Участники шоу создавали свои аккаунты, страницы и таким образом привлекали аудиторию.
В сериалах по-прежнему популярна тема мистики. Причем самый модный тренд — вписать фантастическое в обычную жизнь (The Walking Dead). Несмотря на общее мнение, что мода на гламур проходит, программы, где люди меняют свою внешность, шоу с участием звезд также собирают аудиторию.
Телевизионные обороты
В Ассоциации коммерческого телевидения Европы в 2011 году предсказывают рост телевизионного рынка. Вещателей с каждым годом становится все больше, так, в 2009 году только в Европе запустили 245 телевизионных каналов. Экономический кризис приостановил развитие отрасли, но сейчас телевидение возвращает свои позиции и, главное, зрителя. По статистике зритель в США проводит у экрана 304 минуты ежедневно, в Европе — 222. Для сравнения, еще 10 лет назад европейский зритель смотрел телевизор на 19 минут меньше. Хорошие позиции телевидения связывают с тем, что ТВ по-прежнему остается лучшим рекламным инструментом, с одной стороны. С другой — быстро внедряет технические новшества, чему другие традиционные медиа могут позавидовать.
На общей позитивной волне вызовом для медиапрофессионалов, как для производителей, так и для вещателей остается Интернет. Что показывать в Интернете, как это производить, и можно ли бороться с пиратами. На эти вопросы на World content market попытались найти ответы, но об этом в следующих материалах. Продолжение следует.