Автор: Светлана Бочарова. Фото: Reuters. Свободных СМИ в мире становится меньше, власти разных стран усиливают нажим на интернет-журналистов, констатируют правозащитники во Всемирный день свободы прессы. Freedom House в очередной раз констатирует несвободу российских СМИ, а Комитет защиты журналистов сообщает об особом российском рецепте борьбы властей с интернет-журналистами.
Правозащитные организации, ведущие мониторинг условий работы мировых СМИ, представили ежегодные доклады, приуроченные к Всемирному дню свободы прессы, который отмечается 3 мая.
Freedom House констатирует ухудшение ситуации с соблюдением свободы прессы в мире за последнее десятилетие.
В 2010 году из 196 стран только в 68 (35%) пресса была свободна, в 65 (33%) — частично свободна, в 63 (32%) — не свободна.
Немного лучшим было соотношение стран со свободной и не свободной прессой в 2009 году, напоминают правозащитники: в 69 странах СМИ были свободны, в 64 странах — частично свободны, в 63 странах — не свободны.
Сейчас только один из шести жителей планеты имеет доступ к свободным СМИ, подсчитали правозащитники.
По итогам прошлого года «значительные ухудшения со свободой печати были зафиксированы в ряде стран, в том числе в Египте, Гондурасе, Венгрии, Мексике, Южной Корее, Таиланде, Турции и Украине». В Мексике и Таиланде СМИ названы «несвободными».
В числе несвободных по традиции последних лет оказались и российские СМИ.
Ситуация в странах Центральной и Восточной Европы, к числу которых относится Россия, по сравнению с 2010 годом не изменилась, отмечает FH.
Произошла либерализация в Молдавии, некоторые позитивные изменения, продиктованные политическими причинами, наблюдались в Грузии и Киргизии, но Россия, Азербайджан и Казахстан продолжают беспокоить наблюдателей.
А в Венгрии и на Украине проявились «существенные отрицательные тенденции» во взаимоотношениях власти и СМИ, отмечается в докладе. Впрочем, в список «худших из худших» стран по уровню свободы СМИ Россия не попала.
Однако в десятке «худших» три страны с постсоветского пространства — Белоруссия, Туркмения и Узбекистан.
Также плохи дела в Бирме, на Кубе, в Экваториальной Гвинее, Эритрее, Иране, Ливии и Северной Корее. В этих странах независимых СМИ либо нет, либо они практически не могут работать.
В такой ситуации большие надежды возлагаются на интернет-СМИ и социальные сети.
Однако, как следует из доклада международного Комитета по защите журналистов (КЗЖ), власти стран с несвободной прессой находят способы цензурировать и интернет-ресурсы. В рейтинге «10 методов интернет-цензуры» есть и Россия, на примере которой иллюстрируется способ физического воздействия на интернет-журналистов.
В доказательство приводятся жестокое избиение корреспондента газеты «Коммерсантъ» и известного блогера Олега Кашина (названного в докладе экономическим обозревателем), нападение в 2009 году на интернет-журналиста из Хакасии Михаила Афанасьева, освещавшего ход спасательных работ на Саяно-Шушенской ГЭС, и убийство в том же году владельца оппозиционного интернет-ресурса «Ингушетия.Ru» Магомеда Евлоева.
Среди других наиболее распространенных способов интернет-цензуры блокирование доступа к определенным ресурсам с помощью отечественных интернет-провайдеров, как, в частности, делал Иран, блокировка определенных ресурсов в стратегически-важные моменты, как это делалось в Белоруссии, и полное отсутствие доступа в интернет, как это было на Кубе.
В Эфиопии интернет контролируется государством, так как под контролем госмонополии находится вся его инфраструктура, в Бирме кибератакам подвергаются интернет-ресурсы журналистов, изгнанных из страны.
В Китае журналистам рассылают вирусы по почте, а в Тунисе при правлении бен Али власти инициировали запуск поддельных стартовых страниц Google, Yahoo! и Facebook, куда пользователи автоматически перенаправлялись с реальных сайтов и где похищались их пароли для доступа к аккаунтам в социальных сетях.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/politics/2011/05/03_a_3601733.shtml
[ratings]