Советы: как журналисту обезопасить себя на митингах

0
518

Кто-то советует отправляться на митинги в жилете с надписью «Пресса». Другие говорят, что лучше слиться с толпой. Так что же делать, если освещать уличную акцию отправили именно тебя?

Митинг 7 апреля 2010 года, в день, когда свергли президента Курманбека Бакиева в Бишкеке. Фото Игоря Коваленко

Российские митинги заставили каждую редакцию задуматься о мультимедийности. События в Москве — революционные по духу, стали по-настоящему революционными в мультимедиаразвитии для многих СМИ. Именно при освещении этих событий впервые появилось такое количество твиттер-трансляций, видеотрансляций, интерактивных инфографик. Шедеврами стали интерактивная панорама и интерактивная карта митинга на проспекте Сахарова от РИА Новости.

Если вы не были на акции протеста лично, вы тоже могли написать о том, что происходило на московских площадях, настолько освещение этих событий было максимально мультимедийным и интерактивным. Один из примеров, пост в Новом репортере «Абай Кунанбаев, белые ленты, гуляния, Путин» об акции #оккупайабай, написанный в Алматы.

Но как минизировать риски, если ты сам находишься в гуще событий на митинге?

Советы, как освещать митинги, дают кыргызстанские журналисты, впервые столкнувшиеся с массовыми акциями протеста  в 2005 году во время «тюльпановой революции», когда был свергнут Аскар Акаев. И которым пришлось освещать переворот в 2010 году — тогда во время столкновений между протестующими и властями погибло свыше 70 человек. Журналисты, как и многие другие, оказались под пулями.

  • Одеваться так же как участники митинга, но при себе иметь удостоверение

Джинсы, кепка, сумка наперевес — идеальная одежда. Помогают наушники с микрофоном для телефона, когда ты можешь незаметно от окружающих передавать информацию, да и руки свободны. В интернет-магазинах можно найти кепки, укрепленные каркасом из пластика, которые защитят от ударов палкой по голове.

  • Скрыть «брендовость» техники или вообще не брать с собой дорогую аппаратуру

Влад Ушаков, Союз фотожурналистов Кыргызстана (освещал переворот 2005 года, крупные оппозиционные митинги 2006-2007 годов):

Обычно черной изолентой или пленкой залепляют название фирмы. Обезличивают технику. Люди видят Canon или Nikon — раскрученные бренды – и сразу сумма в глазах прокуручивается… Сумки лучше носить бесформенные (ни в коем случае не брать с собой профессиональный рюкзак. Он становится мишенью). Были случаи, когда фотокоры даже в целлофановых пакетах носили технику. Сейчас продается масса моделей сумок, и практичных, и удобных, и не привлекающих внимание.

Для тех, кто не хочет лишний раз рисковать, есть куча фотокамер, которые позволяют делать снимки, не поднося аппарат к лицу. Например, Sony F828. У них поворачивающийся экран, держать камеру можно на уровне живота, фотографировать, а люди подумают, что вы просто что-то там просматриваете.

  • Держаться вместе с остальными журналистами

Если попадете в перепалку, коллеги могут постараться вытянуть вас оттуда.

  • Подружиться с кем-нибудь из митингующих

Екатерина Иващенко, агентство «Фергана.ру«:

Если все же очень хочется эксклюзива, найдите себе человека из митинга, того, кто имеет доступ к центру событий, которого все знают и который в случае чего сможет сказать толпе, чтобы вас не трогали. Такой «эскорт» помог мне пробраться на некоторые избирательные участки во время выборов в городской кенеш города Ош минувшей весной.

  • Команда телевизиощиков на митингах, как никогда, должна работать как «единое целое».

Кейс телеканала НТС в Оше.На митинге в поддержку одного из депутатов парламента летом 2011 года разъяренная толпа избила съемочную группу в количестве трех человек и отобрала у них кассету с записью. Митингующие предъявили журналистам претензии в «тенденциозности» их освещения. Особенно сильно пострадал оператор Владимир Безбородов, телесные повреждения получила Айжан Исмаилова. Единственная, кто заступился за коллег, была журналист Чынара Сыдыкова.


Ксения Кисс, тележурналист «Доор медиа», автор телепередач:

Оператор, вынужденный смотреть на происходящее через объектив камеры, не может в полной мере оценивать ситуацию. Поэтому журналист должен стать его глазами, направляя, подсказывая и предстерегая. Корреспондент должен всегда находиться рядом с оператором. Во-первых, в толпе легко потерять друг друга. Во-вторых, один в поле не воин. Нужно быть готовым к наихудшему варианту развития событий.

  • Выписать номера телефонов правозащитников, медийных организаций, медиаомбудсмена.

Кейс «Kloop» в Оше. Когда Бектур Искендер и Ринат Тухватшин, со-основатели новостной и блоговой платформы Kloop, освещали митинг милиции против ГКНБ в январе 2011 года в Оше, их задержали «в грубой форме». Требовали убрать снимки и записи, на которых есть лица агентов. Коллеги журналистов тут же распространили информацию о задержании в Интернете.

Отреагировала депутат Ширин Айтматова, которая активно пользуется Твиттером. В здании парламента она немедленно встретилась с главой ГКНБ Кенешбеком Дуйшебаевым. “Я встретилась с главой ГКНБ, он позвонил при мне некоему Турату в Ош и попросил освободить журналистов”, — написала Айтматова в своем микроблоге.

Тут же отреагировали и правозащитники, которые связались с советником президента Айгуль Рыскуловой (та пообещала «принять меры») и направили на помощь клооповцам сотрудников своих офисов в Оше. Ребят отпустили, вернув все вещи.

  • В критических ситуациях не рассчитывать на помощь правоохранительных органов. 

Дин Кокс, фотограф, базирующийся в Швеции, освещал события в Кыргызстане для The Associated Press, The New York Times, EurasiaNet и Bloomberg News:

Беспорядок может разгореться за минуты, и сложно проследить, что происходит. Иногда силы безопасности решают встать на какую-то сторону, и тогда журналистам не у кого просить помощи. Вооружены могут быть не только милиционеры, но и местные жители. Любой может приобрести военную или милицейскую форму на рынке.

  • Внимательно просмотреть свой трудовой договор, если такой имеется, и поговорить с редактором.
От коллег-журналистов часто приходится слышать, что их шокируют строки их трудового договора, «в случае несчастных случаев вплоть до летальных исходов работодатель ответственности за работника не несет».

Сахира Назарова, журналист, сотрудник «Эдвокаси центра по правам человека» в Оше:

У нас в Оше вообще мало у кого есть трудовой договор. Не факт, что журналисту что-то восстановят технику или заплатят за полученный ущерб после митинга. Может быть, те, кто работает на международные СМИ, более осведомлены о правах и обязанностях. А в местных СМИ таких редко встретишь.

Директор радио «Азаттык» Венера Жуматаева говорит: «До сих пор ни разу не помню случая, чтобы наш журналист отказывался идти на митинг для освещения этого события». Но Екатерина Иващенко из агентства «Фергана.ру» считает, что «адекватный редактор поймет вас и в случае вашего отказа направит туда более смелого/опытного сотрудника. Убегать, тем более, от пуль, не стыдно. И то, что ни один фото/репортаж не стоит вашей жизни, известно давно».  

8 апреля на площади Ала-Тоо, после "второй революции" в Бишкеке. Фото Игоря Коваленко.
Методы подсчета количества участников митингов

Очень часто СМИ грешат именно оценкой численности митинга. Но не всегда из злостного умысла. Как снизить процент погрешности?

Самый подходящий метод в наших условиях — моделирование толпы. Но есть и многие другие. С ними вас познакомит инфографика от РИА Новостей. Нажмите для увеличения.

Нажмите для увеличения

А как быть со своим мнением? Самое главное умение для журналиста, освещающего митинги, — суметь подавить свою пристрастность, которая присуща каждому человеку. Это подчеркивает четырехкратный лауреат ТЭФИ, журналист и ведущая томской телекомпании ТВ-2 Юлия Мучник в интервью Новому репортеру.

[youtube]http://youtu.be/kUQeCweJM5k[/youtube]

«Если вы сердечно поддерживаете ту же власть или оппозицию хотя бы «килограммами» лайков в интернете ежедневно и во время кухонных бесед, то информационщиком, освещающим митинги, вы быть уже не можете».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь