Батуты и дебаты: обзор итоговых программ казахстанского ТВ за 27 мая — 2 июня

0
12

Трагическое происшествие на надувном батуте в Караганде и первые за 14 лет телевизионные дебаты кандидатов в президенты — безусловно, две самые популярные темы недели. Но хочется отметить и «эксклюзив», который принесли в свои программы журналисты. Он был очень разнообразным: от детей-попрошаек и марихуаны до гипнотизёров и сладостей. То есть было на этой неделе в итоговых не только «полезное», но и «вкусное». В обзор попали выпуски каналов «Хабар», КТК, «Первый канал Евразия» и ASTANA TV.

«Большие новости», КТК

«Большие новости» начались с материала о самом резонансном ЧП последних дней. В подводке — свежая новость: в Костанае ветром сдуло батут, никто не пострадал только чудом. За последнее время это третий такой инцидент, самый страшный из них произошёл в Караганде. Двое детей пострадали, один ребёнок погиб. Сюжет о проблеме батутов: оказывается, в Казахстане эти аттракционы никем не контролируются. А бизнес очень прибыльный и окупается моментально.

В качестве более дорогой и безопасной альтернативы надувным парковым батутам автор предлагает батутные комплексы в развлекательных центрах.

Второе резонансное событие заняло вторую строчку в вёрстке «БН»: 14 лет в стране не было предвыборных дебатов кандидатов в президенты, и вот они произошли. Касым-Жомарт Токаев на них не пришёл, и в 2006 году Назарбаев в дебатах тоже не участвовал, напомнили нам ведущие. Дебаты вызвали у журналистов много вопросов. Например: почему программа называлась «Дебаты и дискуссии?» Зачем нужна была такая тавтология? Особо отметили ведущие травоядность дебатов. Но подробнее на теме останавливаться не стали: жалко эфира. Ведь по закону нужно в материале показать всех кандидатов в равной степени, а на это ушло бы слишком много времени.

На этой неделе в Казахстане завершилась третья фаза операции «Жусан» — на родину из Сирии вернули сотни детей. Это мостик для следующего сюжета: начались каникулы, дети не только отдыхают, но и работают, помогают родителям. Детскому омбудсмену это не нравится. Ну а на улицах городов в любое время года очень много малолетних попрошаек. Что делать? Ответ на этот вопрос попыталась в своём сюжете найти одна из ведущих программы Анна Яломенко. Общественный деятель Марианна Гурина возмущена тем, что взрослые так используют детей (даже без ребёнка на руках попрошайки имеют по 30 тысяч тенге в день, сообщает Марианна, а с ребёнком — ещё больше) и предлагает неравнодушным гражданам вызывать полицию. Съёмочная группа проводит эксперимент и набирает 102. Вызов принимают, но и через полчаса никакой полиции журналисты не дождались. Второй и третий звонки остались без ответа. Случайно оказавшиеся неподалёку (рядом с мечетью) стражи порядка всё же пытаются разогнать попрошаек с детьми. «Попрошайничество у нас в стране запрещено», — объясняют полицейские. «Да вы просто штраф у нас вымогаете, 12 тысяч им надо заплатить!» — парирует женщина в платке. Журналистам она рассказывает: не может работать, потому что ухаживает за больным ребёнком, так что просит не только на еду, но и на лекарства.

Стоит отметить, что по большей части в этом сюжете лица детей не заблюрены. Только некоторые. Причём по какому принципу авторы использовали блюр, понять трудно. Вроде бы оставляли «как есть» тех, кого снимали не скрытой камерой. Но тут же появляются кадры явно скрытой съемки, и на ней лица детей видны отчётливо. Это как минимум неэтично, как максимум незаконно.

Зато в другом месте журналистам удалось снять хайповые кадры драки матери-попрошайки с полицейским (его сами же журналисты и вызвали, потому что женщина кидалась с кулаками и на съемочную группу). Её старшая дочь просила милостыню на дороге, в плотном потоке машин.

Но полицейский так и не понял, что ему делать с этой матерью. Журналисты задают правильные вопросы: налицо и оставление ребёнка в опасности, и эксплуатация несовершеннолетних, и бродяжничество (можно было бы ещё добавить нападение на представителя власти — прим. авт.). Но в стране, где могут посадить за баннер у дороги (прим. авт.), семью, нарушившую как минимум три статьи закона, просто увезли на поруки к участковому. И никакой гарантии, что завтра дети опять не появятся у этой дороги. Государству до них никакого дела, очевидно, нет. Но и комментариев от представителей государства по этому поводу в сюжете тоже нет.

Другие темы выпуска:

  • Постоянная рубрика «Экономический обзор».
  • В Казахстане собираются запретить пальмовое масло. Кондитеры говорят, что тогда подорожают сладости. Автор сюжета рассказывает, куда и зачем это масло добавляют.
  • Кто и почему предлагает легализовать марихуану в Казахстане, и какое её количество можно будет хранить и употреблять и при этом не попасть в тюрьму (спойлер: 1 г героина и 1 кг марихуаны, за это, возможно, будет только административная ответственность).
  • Алматинский ТЮЗ устроил благотворительную акцию для детей.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

«Гвоздём» программы «Аналитика» на «Первом канале Евразия» стал материал о неравнодушии. Информационный повод — гибель ребенка на батуте в Караганде. Журналисты подробно рассказали о происшествии и о том, как власти искали виновных. Сначала утверждали, что «батут тайно проник» на территорию парка, потом оказалось, что он принадлежал экс-начальнику оперативного противопожарного подразделения ДЧС Карагандинской области. Который, оказывается, уволился за пять дней до трагического происшествия. В программе вспомнили и другие происшествия с батутами в Нур-Султане, Актау, Костанае и других городах. А потом неожиданно от темы батутов перешли к льдине, которая убила женщину в Алматы, и к кирпичу, от которого чуть не пострадала женщина в Костанае. «Не существует законов о шатающихся кирпичах, ледяных глыбах и летающих батутах», — резюмирует журналист и призывает зрителей быть неравнодушными и выполнять свою работу на совесть. Вывод, что на всех бизнесменов не хватит проверяющих, принижает большую работу, которая была сделана журналистами, чтобы объяснить недостатки в регулировании детских аттракционов. Преступная халатность и системные проблемы с проверками к концу материала вдруг стали неравнодушием, за которое не судят.

«Аналитика» очень быстро перечисляет политические события недели — визит в Казахстан главы Европейского Совета Дональда Туска, заседание высшего Евразийского экономического совета в Нур-Султане, возложение цветов в День памяти жертв политических репрессий и первые в истории страны дебаты кандидатов на пост президента. «Не туфли на лето выбираем, президента на пять лет», — говорит ведущая «Аналитики» Альмира Кульмухамедова, но ни самих кандидатов на президентский пост, ни их предвыборных программ мы не услышим, переходим к другим темам.

Большой материал «Аналитика» посвятила нарушениям в работе клиник красоты. Многие врачи принимали пациенток без сертификатов и использовали нелицензионные препараты. В материале упоминаются названия нескольких клиник, но нет ни одного комментария второй стороны.

Завершают программу две нарезки новостей недели. В рубрику «Мелочей не бывает» попала, например, информация об увеличении числа разводов, за которым якобы стоит желание казахстанцев получить пособия от государства. Но какие это пособия, о каких суммах идёт речь, не объяснялось. Ещё одна нарезка новостей была сделана в стилистике YouTube. «Аналитика» визуализировала сообщение о возможной драке руководителей Мангистауской области, поместив его на ринг, показала кадры изгнания экзорцистом бесов в Актобе. Автор материала Даурен Хаиргельдин в кадре получил пару пощечин для проверки, можно ли после этого задуматься о своем поведении. И это, наверное, самый неожиданный стендап в казахстанских итоговых программах за последнее время.

«7 кун», «Хабар»

40 минут на деятельность первого президента, четыре материала о заседании Евразийского экономического союза в Нур-Султане, коротко о работе второго президента и материал о дебатах кандидатов в президенты — таким показал итоги недели «7 кун».

Первый 15-минутный сюжет был посвящен заседанию ЕАЭС. Нам рассказали о стратегическом мышлении Назарбаева, его даре предвидения, новой должности почётного председателя высшего Евразийского экономического совета и направлениях сотрудничества, которые он видит. Тему сотрудничества продолжил ведущий в кадре и рассказал о пяти новых инициативах Назарбаева и встречах первого президента Казахстана с лидерами стран ЕАЭС. «Кто же получил награду из рук Назарбаева?» — интригует ведущий. Но чёткого ответа на этот вопрос в материале нет, надо внимательно всматриваться, кто в кадре с орденом, а кто нет. Нурсултан Назарбаев наградил орденом Нурсултана Назарбаева президентов России, Беларуси и Кыргызстана. Президент Таджикистана и премьер-министр Армении наград не получили.

Чтобы зрители осознали значимость нового поста Назарбаева в ЕАЭС, этому посвятили ещё один сюжет, рассказав также о том, что он стал почётным председателем Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Эти новости комментировали политологи из разных стран мира. Нурсултан Назарбаев также стал главным героем материала о юбилейном выпуске студентов Назарбаев университета.

Программу продолжила нарезка о деятельности действующего президента Токаева и материал о дебатах. В репортаж вошли короткие цитаты всех кандидатов и пространные сентенции автора. Например: «На каждой определённой ступени своего исторического развития общество характеризуется неким экономическим базисом и соответствующими ему политической и социальной настройкой. Сегодня ещё молодой Казахстан представляется уже окрепшим организмом, наращивающим свою мощь и силу, конкурирующим с более взрослыми государствами и вырвавшимся из числа стран, становление которых находится пока еще в зачаточном состоянии». Программа «7 кун» закончилась так же тяжеловесно, как и начиналась.

«Басты бағдарлама», «Первый канал Евразия»

Аналитическая программа «Первого канала Евразия» на казахском языке получилась короткой (хотя и насыщенной): всего 27 минут. И началась она с материала про дебаты кандидатов в президенты. Примечательно, что в анонсе к этому материалу журналисты задались вопросом: «Если на дебаты не приходит главный кандидат (sic!), это показатель демократии или её тень?»

Главная тема подводки к этому сюжету — насколько много участники дебатов говорили на своём родном языке. Эфирного времени авторы программы на эту тему, в отличие от КТК, не пожалели и всё сделали основательно: даже начали сюжет с проходки через «Казмедиацентр», где дебаты снимали, чтобы показать: вот, мол, тут всё тихо и спокойно, никакого ажиотажа. Наши дебаты они сравнили с недавними дебатами Порошенко и Зеленского в Киеве.

Отбившись рекламой, «Басты бағдарлама» перешла с политики к интересному: сюжету о гипнозе. Информационный повод: в интернете расплодились объявления, авторы которых заявляют, что могут обучить гипнозу и с его помощью соблазнять девушек. Логично предположить, что для проверки этих фактов отправили корреспондента-мужчину. Но нет. Автором материала стала девушка. Она побывала у профессиональной гипнотизёрши, юриста, гипнотерапевта и обменялась аудиосообщениями с одним из «обучателей гипнозу». Он сказал, что однодневный курс у него стоит 50 000 тенге. Полицейские комментируют: в казахстанском законодательстве нет ответственности за применение гипноза.

Следующий материал был посвящён челленджу казахстанских звёзд, которые мыли ноги своих матерей. Журналист Мади Манатбек написал пост с критикой этого флешмоба: мол, так звёзды просто себя раскручивают. Авторы заодно вспомнили выходку певца Торегали Тореали (он тоже принимал участие во флешмобе), который выгнал со своего концерта пожилого человека и плюнул в мальчика. А вот наш Димаш, говорят корреспонденты, не такой: он детей на руки берёт и целует.

Завершил программу материал про то, что в Казахстане люди разводятся, чтобы увеличить адресную социальную помощь, а Токаев призвал с этим бороться. Там же показали семьи, которые не стали ждать помощи от государства, а получили новые профессии и открыли свой бизнес.

«Біздің уақыт», ASTANA TV

Итоговая программа на казахском языке ASTANA TV решила выделиться и началась не с батутов или дебатов, а с Кадыр түні и намаза в главной мечети в Нур-Султане. Но это был небольшой, полуминутный материал.

За ним три минуты зрителям рассказывали про столичный саммит ЕАЭС. Отдельный сюжет был посвящён выборам президента Литвы, которые выиграл независимый кандидат Гитанас Науседа. Он не считает свою страну «мостом между западом и востоком». Он говорит, что Литва — не мост, а запад.

Большой сюжет был посвящён проблемам медицины Казахстана: нехватка кадров, маленькие зарплаты медработников, дороговизна лекарств. И, конечно, квалификация врачей: жительнице Шымкента Александре Песецкой четыре месяца не могли диагностировать аппендицит.

Другие темы выпуска:

  • президент поручил развивать экономику простых вещей, на это выделили 600 млрд тенге, но эти деньги не доходят до предпринимателей;
  • программа переселения жителей южных регионов в северные области. Как живут переселенцы;
  • строительство моста в Уст-Каменогорске;
  • театр и молодёжь: почему молодёжь не ходит в театры? К слову, это был самый большой сюжет программы, он длился 10 минут. Именно столько понадобилось авторам, чтобы донести до аудитории простую мысль: во всём виноваты, разумеется, как всегда, смартфоны и интернет;
  • видеоэтюд ко Дню защиты детей.

Показалось странным, что авторы программы ни словом не обмолвились про дебаты: как будто их и не было. Правда, сделали короткую агит-подборку кандидатов в президенты.

Напоминаем, мы проводим мониторинг итоговых программ отечественных телеканалов каждую неделю. Следующая обещает быть интересной: последние дни предвыборной гонки; а завершится она, собственно, выборами. Ждём с нетерпением!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь