Почему Токаев стоит, а Меркель сидит. Мониторинг итоговых ТВ-программ 2-8 декабря

0
112

Главный ньюсмейкер этой недели — президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Даже для КТК, который сравнительно редко упоминает главу страны в своей итоговой программе. Но «второй» дал интервью журналистке Deutsche Welle (дочке Бориса Немцова) Жанне и ответил на несколько вопросов, которые сейчас в СМИ характеризуют в диапазоне от «смелые» до «неудобные». Затем Токаев полетел в Германию, где Ангела Меркель наглядно продемонстрировала ему местный дипломатический протокол. Эти два факта (интервью + визит) и составили костяк информационной составляющей минувших семи дней.

В нашем мониторинге традиционно — обзоры итоговых программ КТК, «Первого канала Евразия», «Хабара» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Программа началась с обстоятельного обзора интервью, которое дал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев журналистке Deutsche Welle Жанне Немцовой. Авторы не пропустили, кажется, ни одного острого момента интервью и рассказали и про Крым («мы не называем то, что произошло, аннексией»), и про культ личности Назарбаева, и про Китай — словом, в обзор попали все те вопросы дочери Немцова, которые журналисты назвали «смелыми». После такого честного обзора не хватило, пожалуй, только мнения какого-нибудь авторитетного политолога: как это интервью в итоге отразится, например, на международном имидже Казахстана? На имидже самого Токаева? Каким показался миру наш новый президент-дипломат? Что это такое было? Наш президент — опытный дипломат: удалось ли Немцовой выбить его из зоны комфорта, или «войну» выиграл Токаев? Ведь итоговая программа такого высокого уровня качества, как «Большие новости», всё же претендует и на некую аналитичность контента. Нам же показали именно что обзор: добротный, но не более.

В материале о трудностях, с которыми сталкиваются люди, работающие вахтовым методом или просто далеко от дома, не хватило баланса. Нам рассказали о жутком ДТП, в которое попали люди, ехавшие с работы, показали истории мужчин, которые или вынуждены соглашаться на вахту (иначе на жизнь не заработать), или начинают так карьеру. Поведали даже о том, что на эти должности довольно легко устроиться, и кадров всегда дефицит. Ну а дальше что? Что по этому поводу думают в Минтруда (ведь некоторые герои говорили вроде о нарушениях трудового законодательства)? Родственники погибших рабочих заявляют — мол, автобус был старым. И? Государство этот вопрос как-то контролирует, или частное предприятие вправе возить своих сотрудников хоть на ржавом корыте? На эти вопросы могли бы ответить какие-то официальные лица, но их не было. Зато почему-то комментарии давала бизнес-тренер.

Сюжет про школы: санврачи штрафуют директоров учебных заведений за то, что классы переполнены, Минобразования говорит, что разбираться с этим должны не директора, а акиматы, и через суд. Со штрафами разбираться, не с переполненностью классов. Вроде это из материала более-менее понятно. Но, во-первых, половина героев сюжета просто не была оттитрована, то есть довольно сложно было понять, кто конкретно из какого министерства и на каком уровне что комментировал (возможно, в прямом эфире титры были, но автор текста смотрела программу на сайте канала, и там этих титров не было, как и в нескольких других материалах). Во-вторых, под конец материала автор добавила к уже озвученным проблемам (нехватки школ, массовой миграции населения в крупные города и нарушения санитарных норм) ещё и низкий уровень образования в Казахстане. Мол, и это тоже следствие? Следствие, но неочевидное, тема эта развития не получила и на последних секундах будто повисла в воздухе. Как говорится — дальше додумайте сами.

Зато программа добавила рубрику «Большой мир», и теперь ведущие пару раз за выпуск коротко рассказывают ещё и о новостях планеты. Здорово.

«7 кун», «Хабар»

Начало программы было типично «хабаровским» — о том, с кем встретился первый президент, и как его курс продолжает второй. Это всё смотрелось несколько тяжеловесной подводкой к главному материалу выпуска — о визите Касым-Жомарта Токаева в Германию. Сюжет начался с интересного факта: оказывается, в этой стране существует правило, согласно которому слушать гимны во время приветствия иностранных делегаций можно сидя. Но когда зазвучал гимн Казахстана, «глава государства что-то деликатно пояснил федеральному канцлеру, встал и прослушал гимн стоя, как того требуют правила нашей страны».

В сюжете рассказывают о важном: зачем состоялась эта встреча (ради инвестиций), почему мы в этом заинтересованы (есть перспективные проекты), о чём договорились (активизировать сотрудничество во всех сферах), что об этом думает немецкая сторона (Казахстан — достойный партнёр из Центрально-Азиатского региона), мнение Токаева про Украину (мы надеемся, что в Нормандском формате всё разрешится), встреча с германскими бизнесменами (мы готовы к сотрудничеству). Не хватило в сюжете опроса представителей германского бизнеса — они-то вообще готовы вкладываться в казахстанскую экономику? Это при том, что тему бизнес-сотрудничества решили вывести в отдельный блок: Токаев провёл ряд встреч, нацеленных на привлечение инвестиций.

Блок об интервью Токаева каналу Deutsche Welle по формату был похож на катэкашный, но с другими акцентами на ответы президента, конечно:
казахстанцам необходимо сплотиться, правящая партия — это место для дискуссий, переход на латиницу поможет популяризировать казахский язык в других странах, а не повод отойти от России, Россия — стратегический партнёр и друг.

На «Хабаре» рассказали про крупные ДТП этой недели, но если на КТК это стало поводом для сюжета про работу вдали от дома и её опасности, то в «7 куне» это был переход сначала на проблемы медицины (врачей кардиоцентра в Павлодаре заставляли стерилизовать одноразовые предметы), а потом — цен на бензин. Ответов на важные для людей вопросы вроде «почему плохо то, что к нам приезжают за бензином? почему у нас должны быть такие же цены, как и у соседей? что думают про это сами казахстанцы?» не дали.

Зато довольно полным получился материал про программу развития регионов. Автор рассказал, сколько на неё выделят денег, что модернизируют, зачем это нужно, как это будут делать, откуда на это возьмут деньги.

Не таким полным был сюжет про программу «Нурлы жер» из Акмолинской области. Вообще-то похоже на цикл «Хабара» про жилищные программы, корреспонденты каждый раз расписывают, как всем хорошо живётся благодаря этим программам, но как партизаны молчат по поводу подробностей: что конкретно за программа? Везде ли она действует, какие там условия, кто может получить жильё?

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

«Аналитика» начала выпуск с подборки происшествий на дорогах, рассказали о том, что причиной может быть неисправность транспорта, и показали альтернативный пример ответственного отношения, затронули тему пьяных за рулём. Без ответа остался вопрос из любительского видео, которое использовали в программе: куда смотрят местные власти во время гололёда?

Большой материал «Аналитика» посвятила интервью президента Токаева Deutsche Welle. Цитаты президента сопровождались видео — реакция полиции на митинги в Казахстане, где, как говорит президент, по его распоряжению спецсредства не применялись, и митинги в Европе; вопросы по поводу возможной политической подоплёки перехода на латиницу, строительство атомной электростанции и LTR в Нур-Султане. Это те темы, которые выбрали для цитирования и разъяснения в «Аналитике». О высказывании Токаева об аннексии Крыма, которое вызвало большой резонанс не только в Казахстане, но и в Европе, не упоминали. Зато объяснили, почему Ангела Меркель сидела во время исполнения гимна Казахстана. Кстати, здесь тоже использовали выражение «деликатно пояснил», как и на «Хабаре». Совпадение?

Автор материала сделала стендап на фоне Бранденбургских ворот, подробно перечислила преференции для инвесторов из Германии и позаимствовала много кадров, снятых с дрона.

Видео, снятое школьником о смоге в Усть-Каменогорске, стало информационным поводом для отдельного материала на тему выбросов. Ведущая программы «Аналитика» даже назвала мальчика «нашим аналогом Греты Тунберг». Правда, имени мальчика в программе не назвали, как и имени спикера, который довольно цинично заявил: мол, такое можно увидеть не только в Усть-Каменогорске, но и в других городах Казахстана.

https://youtu.be/1SfT_yQquWA

Завершили программу материалом об ошибках при начислении налогов из-за неразберихи в базах данных, в сбалансированном материале были и представители различных ведомств, и пострадавшие. Вывод ожидаемый: ошибки будут возникать, пока их все не исправят.

Apta, QAZAQSTAN

Главная тема программы — визит Токаева в Германию. Главная цитата подводки к этому материалу — тоже Токаева: «Я пришёл, чтобы построить золотой мост между Казахстаном и Германией. Нам нужны ваши инвестиции». Сам сюжет из Берлина получился обычным паркетным, сказать о нём особо нечего. Но вот интересный нюанс: интервью Токаева Немцовой авторы программы Apta просто проигнорировали.

Материал про кибербезопасность в Казахстане. Автор довольно внятно объяснил, что это такое. Но синхроны экспертов в сюжете были очень длинными. И не очень хорошо с балансом: автор говорит о проблемах подготовки кадров по кибербезопасности, но мнения тех, кто у нас эти кадры готовит, мы не услышали.

Информационный повод недели — аварии на дорогах Казахстана и жертвы крупных ДТП — в Apta не использовали никак. Просто озвучили факты и дали комментарий главы МВД.

Полным и сбалансированным получился сюжет про исторические здания в Семипалатинске, которые нуждаются в ремонте. Он содержал мнения краеведов, сотрудников музея, депутатов, чиновников.

Закрывашка программы — экскурс в историю: зрителям рассказали про две революции 1917 года и попытались ответить на вопрос, как они повлияли на судьбу казахского народа.

Напоминаем, что мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь