С главной темой этой недели всё просто: это, конечно же, 8 Марта. Правда, «Большие новости» на КТК вышли 7 марта, но про женщин в выпуске всё равно было, да ещё как. А вот «Хабар» своим материалом на эту тему просто неприятно шокировал.
Материалы про коронавирус по-прежнему стабильно выходят у всех, каждая программа старается собрать на эту тему свои «фишечки».
Порадовали журналисты и эксклюзивами: например, на КТК рассказали про ЧП в актюбинском санатории, а QAZAQSTAN вспомнил о жителях многострадального Арыса.
Традиционно в нашем обзоре — итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
В интернете появилось видео, как в детском костно-туберкулёзном санатории «Чайка» в Актобе воспитательница избила мальчика куском ткани. Это главная (и эксклюзивная, больше никто не рассказал) тема выпуска. Журналисты поговорили с руководством учреждения и с избитым ребёнком. Руководство само в шоке, воспитательницу уволили (ту, что за этой сценой наблюдала и не вмешалась, уволили тоже) и завели на неё уголовное дело. 10-летний мальчик отца не помнит, а мать лишили родительских прав за пьянство четыре года назад. При этом корреспондент почему-то называет ребёнка «круглым сиротой». В остальном в материале вроде всё в порядке: есть комментарии всех сторон, и записали даже сотрудницу санатория, которая сказала — мол, сложный характер у мальчика. То есть баланс соблюсти пытались. Но эмоции от сюжета почти любого захлестнут нешуточные.
Вторая новость — постановление суда об условно-досрочном освобождении Мухтара Джакишева. Информация подана в целом нейтрально, за словами судьи последовала шумовая вставка — общественные активисты бурно это решение приветствовали. Два политолога говорят в разной тональности: Сатпаев — что решение было политическим, потому что другие и не за такие хищения «откупались», Ашимбаев — что это не совсем так, это скорее экономический конфликт, и это не признак политических репрессий.
Обязательный уже для всех программ блок про коронавирус напоминает сводки с фронта. В этом выпуске «Больших новостей» — традиционный сюжет, новости мира, новости Казахстана. Хорошо, насыщенно. Хотя стоит, наверное, рассказывать, как продвигается создание вакцины? И хочется отметить симпатичный креативный стендап.
«Большие новости» выходят в субботу вечером, это было 7 марта, так что не к Международному женскому дню, но всё же журналисты подняли сложную «женскую тему» и сделали сюжет про харассмент. «Где та тонкая грань между флиртом и харассментом?» — задаются вопросом журналисты. Информационный повод — казахстанская певица DEQUIINE обвинила двух рэперов (Кисло-сладкого и Bonah) в том, что они лапали её за грудь и ниже пояса. Рэперы извинились: мол, пьяные были. «Но это их, конечно, не оправдывает», — говорит ведущая Анна Яломенко. В сюжете поднята не только важная тема харассмента, но и говорится о том, как сложно у нас в стране его доказать. Слово дали всем сторонам (и даже Танирбергену Бердонгарову, который высказался за мужчин, призывающих женщин их «не провоцировать»), при этом жертв домогательств и насилия авторы сюжета абсолютно не шеймили (то есть не стыдили и не выставляли жертву виновной в том, что с ней произошло). Пятёрка за соцответственность.
«7 кун», «Хабар»
Выпуск программы «7 кун» на этой неделе начался с «поздравления милых дам» и анонса главных тем выпуска. Одна из них — коррективы, которые внёс китайский коронавирус, — отмена массовых мероприятий.
После традиционного блока про президентов — сюжет «Цифровизация»: корреспондент общается с роботами «Казпочты», рассказывает, как они работают. Для контраста показывают жителей села Берёзовка — они рассказывают, как бегают по селу в поисках сети. За вопросы подключения сёл к интернету, а также повышение общего качества связи отвечает «министерство, возглавляемое Аскаром Жумагалиевым». Чиновник планирует подключить все сёла к интернету до конца 2020 года. Деньги на цифровизацию исправно выделяются, но «отдельные министерства» закупают оборудование, которое «не работает на общие цели». Какие министерства? Какое оборудование? Почему оно «не работает на общие цели» и зачем его тогда закупают? На эти вопросы ответов мы не получим. Для баланса рассказали и про достижения: электронная биржа труда, оцифровка трудовых документов, «Сергек», камеры в школах, электронные очереди на приём к акимам и так далее. Ещё непонятно: зачем в сюжет «засунули» кредиты, списание долговой нагрузки, закредитованность населения? Якобы это всё произошло из-за несвоевременного обновления базы данных банкиров, но если причина и правда в этом, это надо как-то хорошо объяснить, потому что даже финансово более-менее грамотным связь не очевидна. Тут бы пригодился комментарий экспертов. Но его не было.
Традиционный блок про коронавирус: всё в порядке, все новости охватили, даже записали людей, которые говорят, что ограничения от правительства в этой ситуации — это хорошо.
Здравоохранение обсуждают и в следующем сюжете «Вопрос жизней» — про трансплантологию. Есть истории, есть статистика. Врач развеивает миф, что если законодательно разрешат трупную трансплантацию, появятся подпольные врачи, которые будут ловить детей и забирать их органы. По словам врача, это возможно только в кино, поскольку процесс трансплантации очень высокотехнологичный, и чуть что пойдёт не так, орган будет испорчен. Рассказали про мировой опыт и новый законопроект по трансплантологии. Очень важно и здорово: замруководителя отдела Шариата и фетв Хасан Аманкулов рассказывает про трансплантологию с точки зрения религии, тоже пытается развеять страхи. В итоге сюжет — хорошая попытка прививки против мракобесия вокруг этой темы.
Выпуск продолжается темой ОСМС — проведены первые бесплатные операции в рамках страховки. Хороший сюжет, всего хватает — и врачей, и экспертов, и людей.
А вот блок, посвящённый 8 Марта, не выдерживает вообще никакой критики. Здесь авторы программы выдали весь «праздничный набор»: и нулевая соцответственность, и полное отсутствие баланса, и попытка манипуляции.
«Как это ни удивительно, но есть в нашей стране женщины, которые выступают против традиционного празднования 8 Марта. Они не хотят принимать подарков в этот день и считают, что суть этого праздника умышленно исказили, чтобы дискриминировать прекрасный пол», — так ведущий анонсировал следующий сюжет. Майра Алтын, феминистка, рассказывает о том, почему она против подарков в этот день. И это хорошо, что авторы программы вообще дали ей слово. Потому что остальная часть блока (почти 10 минут) посвящена обесцениванию её мнения.
«Психологи говорят, что феминистки по своему характеру — борцы, и здесь важно не переходить черту. Если говорить об их взглядах на то, как необходимо праздновать 8 Марта, то это как раз тот случай, когда грань пересекается, и происходит это из-за того, что женщины не могут принять традиционный комфорт и атмосферу праздника. Впрочем, это опять же мнение мужской части экспертного сообщества», — продолжает вещать от имени «мужской части» общества уже автор сюжета. Вторит ему психолог (хотя после этой цитаты хочется заключить слово психолог в кавычки) Кайыржан Сапа: мол, феминистки, возможно, что-то недополучили в детстве, а, может быть, они чувствуют себя несамореализовавшимися личностями.
В стендапе корреспондент говорит: «Что тут такого, если мужчины берут временно все заботы по дому на себя и дарят подарки любимым дамам? Этот вопрос мы решили задать самим женщинам». Опрос на улицах показал, что женщинам приятно внимание, когда дарят подарки, когда ухаживают. Опрошенные мужчины тоже согласны — надо праздновать. То есть, скорее всего, людям на улице задавали именно этот вопрос: «А надо ли, по-вашему, праздновать 8 Марта?» Это и есть манипуляция: когда, во-первых, журналист задаётся одним вопросом, а людям задаёт другой. Во-вторых, сама постановка вопроса вообще не отражает позиции второй стороны. Вишенкой на торте депутат Мажилиса Ирина Смирнова рассказывает, что в Казахстане у женщин и мужчин равные права. И мы согласны, что де-юре это так. Но никто вообще не упоминает о том, как это у нас в стране де-факто.
Какие выводы можно сделать? Если считать «Хабар» неким рупором власти, то власть этим сюжетом сказала женщинам примерно следующее: раз в год мужчины готовы вести себя прилично. Но только если вы радуетесь каждому цветочку и не высовываетесь со своим мнением. Если же программа хотела просто поздравить с праздником всех женщин, то зачем вообще подняла эту тему с позицией феминисток? Получается, что вроде праздник женский, но некоторые женщины у нас в стране как бы недоженщины, потому что не ценят усилия мужчин, которые раз в год — ВРЕМЕННО — «берут на себя заботы по дому».
Выпуск завершается музыкальным подарком от «Хабара». Кайрат Нуртас ходит по Зелёному базару в Алматы, поёт и дарит розы женщинам. Женщины ему подпевают.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Выпуск «Аналитики» начинается с поздравлений с 8 Марта.
Молодёжное крыло партии Nur Otan провело анонимное анкетирование по коррупции в университетах. Эти данные не могут стать поводом для уголовных дел. Это просто к сведению. А вот то, что ещё нашли антикоррупционщики, — гораздо серьёзнее. Это подводка к очередному сюжету «Аналитики» о коррупции (в последнее время без этой темы не обходится ни один выпуск). Топ-менеджеры КазАгро вложили деньги, выделенные на финансирование фермеров, в личные депозиты. Любимый приём авторов программы — вставки из фильмов — тоже был, на этот раз фильмы советские.
Цифра дня — 100 тысяч строений «возвели в охранных зонах без согласования комиссии аэропортов». Человеку не в теме не очень ясно: что такое «охранная зона»? И почему это согласование должна выдавать комиссия аэропортов, а не акиматы и профильные министерства, например?
Обязательный сюжет про коронавирус: собрали все новости, добавили забавные вайны про инфекцию, вспомнили игру Plague Inc, в которой нужно уничтожить человечество вирусом — её популярность резко выросла. Ещё из фишек: полезные советы (собирают продуктовую корзину на 10 дней). В кои-то веки от кого-то прогноз: предполагается, что летом эпидемия прекратится (хотя на КТК сказали, что вряд ли).
Материал про Мухтара Джакишева. О его освобождении, кажется, не рассказал только «Хабар».
Интересный «бантик» про упоминания Казахстана в мировом кинематографе. Показывают кадры из этих фильмов, комментируют киноведы Олег Борецкий, Карим Кадырбаев, политолог Расул Жумалы. Корреспондент вспоминает о своей поездке в Лондон до выхода кино про Бората и после него. Рассказывает, что после фильма Казахстан стал узнаваем, многие зрители не поверили и пошли гуглить, и теперь знают Казахстан.
Криминальная хроника — в Алматинской области сгорели трое детей, в Костанае вынесли приговор мужчине, который держал в рабстве мужчину и нескольких девушек, в Костанае двойное убийство с расчленением, в Нур-Султане мужчина съел собаку. Показали мужчину, который эту собаку съел, он на камеру говорит, что не жалеет. Лицо его не заблюрили. Что теперь могут сделать с этим мужчиной особо нервные люди, журналистам, видимо, не интересно.
Сюжет про 8 Марта не стали делать философским — рассказали про «женщин в цифрах». Нормальный вариант. Просто всё посчитали: на 1000 мужчин приходится 1064 девушки, в школах всех поровну, в колледжах больше парней, в вузах больше девушек. Зарплаты у мужчин больше, в правительстве женщин 40 %, но у мужчин должности выше.
Apta, QAZAQSTAN
Программа Apta началась с новости про твит президента Касым-Жомарта Токаева, в котором он поздравляет женщин Казахстана с 8 Марта. Вслед за этим — сюжет о двух пенсионерках: одна когда-то выращивала свеклу, вторая в 19 лет пошла в механизаторы. Авторы материала, пожалуй, лучше уловили исконный смысл праздника, чем «Хабар»: во всяком случае, посыл в том, какие молодцы наши трудящиеся женщины. Правда, получилось немного затянуто: вместо пяти минут можно было уложиться в три.
Блок про коронавирус. Всё те же новости, комментарии от казахстанцев в Иране и Италии. Всё те же напоминания — мойте руки чаще.
Apta вспомнила прошлогоднее ЧП в Арысе. Десятки местных предпринимателей жалуются, что так и не получили (или получили не полностью) компенсации. Вот уже девять месяцев они не могут восстановить свой бизнес. Есть много комментаторов, но в итоге из сюжета так и не понятно, почему именно люди не получили деньги.
В Таразе учительницу восстановили на работе: ранее её уволили, потому что она просила у директора отчёт за собранные деньги. Теперь уволили уже директора, и она собирается судиться. Сюжет получился полным, сбалансированным, понятным.
Примерно в трети школ Казахстана нет спортивных залов. На эту тему сделали материал из сельской школы Восточно-Казахстанской области. Сюжет описывает проблему — и не более того.
В материале про реформы в МВД были интересные детали, а главным героем стал полицейский на пенсии. Он вспоминал о своей работе и рассказал, что не так в нынешней работе в органах внутренних дел.
Про освобождение Мухтара Джакишева Apta рассказала.
В конце снова был материал, посвящённый 8 Марта — лиричный: портреты разных женщин, цитаты писателя Габита Мусрепова о женщинах, фоном — песня про мам.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.