Что такое YouTube-журналистика? Опыт Алексея Пивоварова

0
903

Что такое YouTube-журналистика сегодня, какие форматы работают и почему, на какой контент есть спрос на самой большой видеоплатформе в мире, Алексей Пивоваров, автор YouTube-канала «Редакция» (Россия), рассказал на сессии MediaCAMPFest.

«Редакция» достигла 1,5 миллиона подписчиков. 

За месяц на канале прибавляется от 80 до 100 000 подписчиков. YouTube — очень честная платформа. Если твой контент заходит, то работает и монетизация, есть популярность.

— YouTube-журналистика — это старая добрая тележурналистика, которая существовала в России, — говорит Алексей. — Та самая тележурналистика, которая составила главную славу старого НТВ. Мы заложили большую серьёзную тележурналистскую школу, она живёт до сих пор.

Об аудитории и контенте на YouTube

— Я сомневался, стоит ли эти заниматься на YouTube, потому что мне говорили, что сюда приходят за рассказом от первого лица, объективистская журналистка тут не нужна.

Оказалось, что тезис ошибочен. Спрос на качественную журналистику очень высок. Растёт запрос на качественную журналистику и хорошую картинку.

— Если говорим о количестве, мы видим, что вся аудитория моложе среднего, и во многом вся средняя, а также значительно старше среднего аудитория переходит в YouTube. Это те люди, которые разочаровались в телевизоре, но привыкли к качеству изображения. Они ищут продукт.

С другой стороны, в YouTube приходят более молодые поколения, которые привыкли к нему. Запросы очень быстро тут меняются, однако довольно быстро многие из них также приходят к запросу на качественную журналистику.

У детского контента огромные просмотры, дети смотрят программы помногу раз, но быстро меняют кумиров. На втором месте — шоу и музыка, развлекуха, смех, сатира. Самый востребованный контент в русскоязычном YouTube — стендап.

Сейчас в русскоязычный YouTube быстро проникает общественно-политическая повестка. И запрос на такой контент растёт.

— Эти 10 человек — как раз о ком мы говорим, когда произносим словосочетание «YouTube-журналистика».

Здесь и классическое интервью, и возможность длинного монолога, и переосмысление жанра, который на телевидении назывался «ЧП и расследования». И большие тележурналистские сюжеты.

С чего начали мы?

— Заслуга канала «Вдудь» в том, что он показал: рынок существенно изменился. Помимо аудитории, которая готова потреблять качественный, «длинный» контент, мы поняли, что вместе с аудиторией появились качественные бюджеты. Только на канале теперь можно зарабатывать и расширяться. И расти не только вглубь, но и вширь.

Сначала я считал, что это будут интервью. Сейчас мы свели интервью к жанру «исходники». Делаем отдельные интервью.

Выпуск редакции состоит из несколько локаций, съёмок, много интервью. Обычная тележурналистская история.

Убьёт ли YouTube телевидение?

— Если коротко, то нет. Один и тот же контент может быть переупакован и успешно будет существовать на разных платформах.

Люди всё равно будут контент потреблять на большом телевизоре — стримы, например. Шоу. Это интереснее смотреть на телевидении.

Общественно-политический формат— под вопросом. Если ситуация будет такая же, интернет-платформы монополизируют рынок, оставив на телевидении только пропаганду.

О цензуре и пропаганде

— Воспринимается пропаганда сейчас всё больше как шоу. Зритель начинает видеть то, что очевидно. Эффективность пропаганды на телевидении снижается.

Цензуры в нашем телевизионном понимании на YouTube нет. Никто не позвонит. Но есть существенное количество ограничений. Например, YouTube не любит, когда авторы злоупотребляют контентом со сценами насилия. Платформа может решить — рекомендовать вас или нет. Мы, например, делали материал про протесты в США, YouTube счёл, что дискуссии на тему расовых протестов в США неуместны.

Считать ли это цензурой? Нет. Ограничением? Да. Таких ограничений много.

О монетизации 

— В последнее время появляются и растут группы рекламодателей, которые говорят: нам нужен жёсткий политический контент. Почему? Маркетологи чётче видят, куда идёт аудитория во времена нестабильности. В YouTube работают законы рынка.

Что будет дальше?

— Возможно, люди-СМИ будут объединяться, создавать компании по жанровому подобию. Сейчас мы конкурируем, однако вполне возможно, что мы скоро увидим волну слияния и поглощения. Возможно, люди увидят, что так выгоднее.

Полная программа фестиваля по ссылке.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь