ДомойМедиакритикаКак блогеры в Таджикистане создали своё «мужское государство»

Как блогеры в Таджикистане создали своё «мужское государство»

В Таджикистане сразу несколько популярных пабликов в социальных сетях размещают контент, который запросто можно расценить как гендерный экстремизм. Главный объект травли — женщины, чью личную жизнь авторы пабликов выставляют на всеобщее обозрение, обсуждение и доводят жертв до отчаяния. Медиакритик «Нового репортёра» Ниссо Расулова проследила за специфическим контентом.

О том, что популярные таджикские блогеры не слишком гендерно чувствительны, а их контент, посвящённый женщинам и околоженским темам, как правило, носит бесчеловечный и унизительный характер, «Новый репортёр» уже писал. Тогда мы рассказывали о том, как блогеры высмеивают женщин, которые не вписываются в представления авторов о прекрасном. Однако с тех пор кое-что изменилось: до недавнего времени таджикские блогеры хоть и создавали неуместный контент, который оскорбляет женщин в Таджикистане, но их героини чаще всего были всё-таки вымышленными. Теперь блогеры решили в реальности найти женщин, которые ведут себя не так, как им хочется, рассказывать про них аудитории и всем вместе обсуждать их поведение.

У таджикских блогеров, которые посвятили себя борьбе за нравственность, есть несколько страниц в Instagram, Tik-Tok и YouTube, где они показывают всему миру, какими не должны быть таджички. У них тысячи подписчиков.

Ходиса

Аккаунты с названием «Ходиса» (ходиса — случай, происшествие) можно найти и в Instagram, и в YouTube. Эти блюстители чести таджикских женщин мониторят аккаунты поп-исполнительниц, а также страницы обычных девушек, за которыми следит большая аудитория, находят сообщения, фотографии или видео, которые им не нравятся, копируют их и выкладывают к себе на страницы со своими комментариями. Написать могут всё, что угодно. Во всех интимных подробностях.

Например, если женщины, которые по сугубо личному мнению авторов паблика выглядят не так, как надо (одеты в декольтированную одежду, ярко накрашены и прочее), следует пост: призыв к братьям (сестёр редко упоминают): «Посмотрите, какие пошли таджички!», героиню тегают, и начинается травля. Больше всех достаётся медийным девушкам: певицам, ведущим и блогерам.

Не так давно в этом аккаунте появился ролик со свадьбы одной из популярных блогеров Instagram, который авторы сопроводили текстом с проклятиями в адрес невесты и вопросами к жениху, как он мог взять её замуж. И подписчики дружно комментировали, что замуж такая точно не имела право выходить.

Кажется, что это обычные хейтеры, на которых не стоит обращать внимания и которые докучают многим успешным женщинам по всему миру. Однако в Таджикистане от такой травли трудно отмахнуться. Потому что это общественное мнение, которое ценится в республике на вес золота, и, например, начитавшись гадостей про вышеупомянутую невесту, жених едва не развёлся с ней.

Это называется терроризм, гендерный, по половому признаку. Мужчин «Ходиса» не трогает. Только если это мужья героинь. Их называют «даюс» (подкаблучник, просторечн.). Свою деятельность «Ходиса» называет войной с таджичками, которые себя «рекламируют и показывают». Педагог она или модель — не имеет значения.

Instagram регулярно блокирует этот аккаунт. Однако тут же создаётся новый, который за два дня набирает 5К подписчиков и больше. Более того, в сетях дублируются аккаунты под таким же названием и с контентом такого же рода. Например, сейчас в Instagram зарегистрировано более 50 аккаунтов с таким названием, в YouTube — 10.

Впрочем, попадая в постоянный бан в Instagram, проект перешёл в TikTok. Здесь они сразу набрали почти 10К подписчиков и уже попросили аудиторию отправлять за вознаграждение видео таджичек, которые веселятся в ночных клубах или сидят в барах. Потом все вместе они будут обсуждать — имели ли они на это право.

Кстати, кроме обсуждений фотографий и видео героинь, здесь очень популярны публичные извинения. Админов? Нет! Тех, про кого пишут посты. То есть девушка снимает видео, в котором сердечно просит прощения у «Ходиса» и умоляет удалить пост о ней. Далее «Ходиса» выкладывает эту просьбу у себя и устраивает голосование: простим или нет?

Пользователи постоянно жалуются на этот аккаунт, люди писали заявления в отдел милиции по киберпреступности, однако «Ходиса» продолжает жить, как Змей Горыныч, у которого много голов и полная уверенность в своей неуязвимости и безнаказанности.

«Нетипичный Канибадам»

Название паблика связано с консервативным городком на севере Таджикистана — Канибадамом. В нём живёт чуть больше 50 тысяч человек, и, естественно, все друг друга знают. Бравые «воспитатели» из «Нетипичного Канибадама» тоже есть на всех платформах. В Telegram, Instagram, YouTube. Из-за регулярных жалоб свою страничку в Instagram они сделали приватной.

Имена девушек, которые когда-либо отправляли откровенные фотографии мужчинам, появляются в этом аккаунте с указаниями адресов и мест учебы или работы. Разумеется, фотографии попадают сюда за вознаграждение. Действуют гендерные террористы так: несколько парней, так называемые «подсадные», вступают в отношения с девушками, входят к ним в доверие, выманивают откровенные фотографии или видео, а потом всё это сливают в «Нетипичный Канибадам». Публикуются добытые интимные фотографии, а далее авторы указывают, на какой улице, в каком доме живёт героиня, чья она дочь, где учится и работает. А ещё — сколько денег попросила у парня за эти снимки. И начинается травля.

Не гнушается аккаунт и видео. Съёмки девушек из Канибадама, которые развлекаются в ночных клубах Худжанда или Душанбе, тоже выкладываются на всеобщее обозрение и на «товарищеский суд» подписчиков.

Сейчас на их главной странице в Instagram есть ссылка на платный канал в Telegram, то есть сначала вы попадаете к боту, проходите регистрацию, указываете страну, платите около 300 российских рублей, и вам открывается паблик. Естественно, всё это делается, чтобы не удаляли канал из-за жалоб. Я регистрацию не прошла, бот меня мгновенно забанил. Почему — неизвестно.

Кстати, в YouTube «Нетипичного Канибадама» тоже много: сразу несколько каналов, но количество подписчиков скрыто. Там публикуются переписки с девушками из Канибадама, их голосовые соообщения. Также «воспитатели» гордо указывают, как обращаются к девушкам. «Сучка» — популярнейшее обращение. Меньше чем за месяц видео набирает 10К и больше просмотров. Правда, откровенные фотографии и видео YouTube сразу блокирует, поэтому тут не разгуляться.

Пранки

Таджикским пранкерам свободные женщины Востока тоже не дают покоя. Вот канал Dale SHOW. Количество подписчиков скрыто. Прикреплённый ролик называется «Мажор». Молодой человек за рулём BMW рассказывает, что он пригласил на свидание девушку. Естественно, он заигрывает со своей аудиторией, подкидывает им то, что она любит: уже по телефону начинает грубить девушке, рассказывает, как будет издеваться над ней. Скоро Нигора — так зовут несчастную — садится в машину. И с первых секунд «мажор» уточняет у неё, точно ли она Нигора. Девушка кивает, а «мажор» заявляет, что в Instagram она была другая.

Дальше всё развивается так, как и обещал главный герой. Он начинает изводить Нигору тупыми разговорами, в перерывах кашляет, имитирует отрыжку и так далее. «Мажор» заявляет Нигоре, что они будут кататься, в ресторан не поедут, так как он принципиально не приглашает туда девушек. Нигора хладнокровно отвечает, что у неё есть деньги, чтобы самой оплатить поход в ресторан. Тогда её собеседник просит, чтобы Нигора пригласила его.

Ещё он постоянно резко тормозит машину, пугая девушку, и в конце этого балагана раздаётся телефонный звонок. «Мажор» отвечает, потом начинает плакать, говорит, что якобы у него умерла собака. И Нигора его жалеет… Но он вдруг начинает весело смеяться. Скоро весь этот сюжет, к счастью, заканчивается. И нужна очень большая выдержка, чтобы досмотреть это почти 14-минутное видео до конца.

У «мажора» есть и другие видео, но они совершенно не популярны и не набирают такие просмотры, как это. Аудитория — в основном мужская — комментирует, смакует и просит ещё.

Конечно, паблики с такими «воспитателями» характерны не только для Таджикистана. Были они и в других странах. Но, например, феминистки в России, Украине также на платформах создают огромные паблики-сестринства и разворачивают в них борьбу с гендерными террористами. Например, было такое сообщество в России — «Мужское государство», но сейчас оно заблокировано, его «строители» приговорены к реальным уголовным срокам, а основатель находится в федеральном розыске. Это сообщество тоже пыталось объявить женщинам войну, у него были миллионы подписчиков и последователей, но феминисткое сообщество законными способами добивалось справедливости. И добилось.

К сожалению, в Таджикистане пока феминистских объединений нет, и бороться с гендерным терроризмом некому. Пострадавшие девушки чаще предпочитают заплатить деньги и публично извиниться, чем начинать борьбу. Зная об этом и чувствуя свою безнаказанность, «мужские государства» в Таджикистане продолжают расти, разжигая ненависть по гендерному признаку, наращивая агрессивную аудиторию, которая уже завтра выберет очередной объект для травли и обрушит на него всю свою ущербную злость.

Ниссо Расулова
Ниссо Расулова
Журналист, блогер, гендерная активистка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние публикации