«Этичным быть выгодно»: журналисты Таджикистана обсуждают новые правила

0
592

В начале мая журналисты в Таджикистане должны будут принять обновлённые этические нормы. Будут ли СМИ руководствоваться этими правилами на практике, учитывая, что исполнять их медиа должны добровольно, — большой вопрос. «Новый репортёр» поговорил на эту тему с участниками медиарынка.

12 лет тому назад, когда «Репортёры без границ» называли Таджикистан лучшим в Центральной Азии по показателям свободы слова, в республике были приняты этические правила для медиа. Документ журналисты разработали первыми в регионе, в него вошли 17 пунктов, над которыми работало всё медиасообщество. Эти правила журналисты распечатали на больших голубых плакатах и повесили на самые видные места в своих редакциях. Пункты были довольно простыми: миссия журналиста и СМИ — правдивость, объективность, справедливость, плюрализм; публиковать следует различные точки зрения, факты проверять, права человека уважать. 76 независимых и государственных медиа, которые вошли в Совет по СМИ — организацию, которая должна была следить за исполнением пунктов документа, — согласились их исполнять.

Шахло Акобирова

Спустя 12 лет ситуация изменилась так, что теперь некоторые члены Совета являются главными нарушителями своих же норм. Эксперты организации проводят мониторинги, выявляют отступления от пунктов, но ничего, кроме споров, в результате не получается. Ко всему прочему этические нормы уже устарели. В Совете давно говорили, что нужно обновить документ, и в итоге разработали новый проект. Для этого была создана рабочая группа, которую возглавила Шахло Акобирова, руководитель общественной организации «Хома». В группу вошли Зеваршо Мухаммад, генеральный секретарь Совета, известные журналисты и медиаэксперты — Кироншо Шарифзода, Иршод Сулаймони, Илхом Джамолиён, Ранжет Ятимов, Сухроб Пулодов, а также председатель Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичус. В обсуждении проектного документа приняли участие и другие журналисты. И обсуждать им было что — документ серьёзно изменился, в нём появились новые правила с детальным описанием. Однако весь вопрос теперь в том, будут ли их соблюдать СМИ? И если не будут, что тогда?

Нормы — что дышло

Никаких рычагов давления на СМИ у Совета нет. Соблюдать этические журналистские нормы журналисты должны быть заинтересованы сами. Это позволит им создавать качественный контент и избегать неприятных ситуаций — например, судебных тяжб. Но, несмотря на очевидные выгоды, этические нормы для многих перестали быть ценными.

— Таджикская журналистика в кризисном положении, — говорит Шахло Акобирова. — Стандарты нарушаются, ценности изменились, свободных СМИ стало меньше, качество медиа серьезно ухудшилось. Если к нам не придёт осознание того, что происходит, не знаю, к чему это приведёт.

За эти годы резко ухудшилась и позиция Таджикистана в рейтинге «Репортёров без границ»: если 11 лет тому назад республика была на 113 месте, то в 2020 году она упала аж на 161 из возможных 180. Это худший результат в Центральной Азии. Разумеется, не считая предпоследней строчки рейтинга, которую занимает Туркменистан.

Свои позиции медиа теряют и в мониторингах, которые проводит Совет по СМИ. Например, за 10 месяцев 2020 года эксперты выявили 384 нарушения со стороны 44 печатных и онлайн-медиа. Чаще всего журналисты игнорировали пункт «несовместимость творчества и коммерции». Это правило редакции нарушили 170 раз.

— Некоторые критики обвиняют нас в том, что мы не всегда отделяем коммерческие материалы от редакционных, — говорит шеф-редактор медиагруппы «Азия-Плюс» Ольга Тутубалина. — На это замечу специально для критиков: вы другие СМИ почитайте. Ну давайте вот серьёзно: кто, кроме нас, указывает материалы рекламного характера?

Ольга Тутубалина

Ольга рассказывает, что каждую неделю между редакцией и рекламной службой разгораются нешуточные споры о том, как размещать коммерческий контент. Дело в том, что рекламодатели в Таджикистане не любят, когда журналисты маркируют контент, и, вероятно, с некоторыми медиа им иногда удаётся договориться. Тогда как не только в соответствии с этическими нормами, но и по закону «О рекламе» (статья 5) СМИ запрещается получение денег за размещение рекламы как информационного, так и редакторского или авторского материала без указания единственно возможной формулировки «на правах рекламы».

Кроме правила, касающегося коммерческого контента, журналисты в Таджикистане также часто нарушают пункты «Плагиат» и «Исправление ошибки».

— СМИ очень часто не уважают труд своих коллег, — продолжает Ольга. — Мы много раз связывались с местными редакциями, которые без указания нашего авторства использовали и продолжают использовать наш контент. Не ставят гиперссылки, не указывают источник информации. Это и крупные независимые агентства, и газеты. Доходит до того, что нагло отрезают авторство, указанное на инфографике, а при предъявлении претензий умудряются спорить.

Что касается пункта «Исправление ошибки», то в существующих этических нормах прописан элементарный порядок опровержений. Но даже его СМИ не всегда соблюдают.

Этики не существует

«В обществе, где свобода слова не представляется как демократическая ценность, её не уважают, её не существует, нормы этики не будут соблюдаться. Поскольку высшей журналистской ценностью является свобода слова. Такая ценность утрачивается, и следствием становится нарушение этических норм», — говорил в прошлом году во время первого ток-шоу «Гап аз Гап», посвящённого вопросам этики, таджикский журналист Иршод Сулаймони. Тогда журналисты, помимо всего прочего, обсуждали и контент «Фабрики ответов» — материалы, в которых анонимные авторы пишут гадости про отдельных таджикских журналистов или целые редакции. Жанр этот для республики не новый, в конце концов, он соответствует советским стандартам, однако в последние годы публикации из этой серии стали появляться не только в государственных, но и в независимых СМИ.

— С этого всё и началось, когда нас разделили на тех, кто сломался, и тех, кто нет, — говорит Зебо Таджибаева, руководитель Your.tj. — Мы всегда делились на два лагеря — на государственные и независимые СМИ, потом на русскоязычные и таджикоязычные, а теперь мы делимся на тех, кто потерял лицо, и тех, кто старается работать по правилам. Возможно, тем, кто сломался, не оставили выбора, хотя есть и те, кто добровольно так работает; и плевать все хотели на нормы.

С Зебо согласен и журналист Ёкуб Халимов, который один из немногих в Таджикистане продолжает работать в жанре журналистского расследования.

— Где-то в 2012 или 2013 годах некоторые журналисты и СМИ стали писать против оппозиционных политиков материалы в грубой форме, позволяли себе их оскорблять. Тогда же другие журналисты стали выступать против такой деятельности в СМИ, мы разделились на два лагеря. Думаю, кто-то получил гарантии безопасности в обмен на такой контент, кто-то отказывался работать в таком режиме, закрывались редакции. В итоге мы пришли к тому, что СМИ не доверяют ни сами журналисты, ни аудитория, — объясняет Ёкуб.

Ёкуб Халимов

Соответственно, ценность медиа падает не только для коллег и аудитории, но и в глазах рекламодателей и международных институтов, которые оказывают местным журналистам поддержку. На глобальном уровне игнорировать этические нормы сейчас не позволено даже мировым звёздам журналистики и блогерам с миллионной аудиторией. В конце концов этот тренд доберётся и до Таджикистана.

Что делать?

В Совете по СМИ говорят, что после того, как будут приняты новые этические нормы, мониторить контент они будут по-другому. Во-первых, в организации планируют сделать отчёты по мониторингам публичными. Во-вторых, Совет оставляет за собой право анализировать не только те СМИ, которые являются членами организации.

— Со старыми нормами было уже тяжело работать. Когда я занимала пост председателя правления Совета по СМИ, мы порой не понимали, на что ссылаться, — например, когда рассматривали соцсети. Нынешний проект документа разработан с учётом новых медиа, плюс мы использовали похожие документы, созданные нашими коллегами в других странах, — говорит Шахло Акобирова.

Она полагает, что для продвижения обновлённых норм нужны их популяризация, постоянные мониторинги и дискуссии.

— Придётся спорить, и это будут сложные разговоры, — уверена Шахло.

По мнению эксперта из Литвы Дайнюса Радзявичуса, Совету по СМИ придётся донести до каждого участника рынка информацию о том, что медиа, которые не придерживаются этических норм, не могут стать качественным конкурентоспособным игроком на рынке.

Дайнюс Радзявичус

— Можно, конечно, использовать минимальные правила и выпускать «Запорожцы», но если вы хотите производить Porsche, то нужны высокие стандарты. Вот это понимание Совету по СМИ нужно разъяснять журналистам: этичным быть выгодно. Кроме того, надо выбрать наиболее амбициозные медиа, работать с ними целенаправленно, показывать лучшие примеры, — говорит Дайнюс. И добавляет, что экспертам самого Совета — тем, кто будет следить за исполнением этических норм, — следует выполнять роль «честных санитаров».

— Если ты видишь, что гангрена журналистская началась, нужно сказать об этом, предупредить, что у вас беда, вы больны, это очень важно, — считает он.

Ёкуб Халимов надеется, что таджикистанские медиа смогут найти что-то общее, объединиться и достичь солидарности, которая прописана в этических нормах и без которой их соблюдение затруднительно.

— Ради спасения таджикской журналистики нам нужно перестать делиться даже на государственные и независимые СМИ, найти что-то общее, чтобы была солидарность. Только когда мы научимся уважать друг друга, мы сможем говорить об этических нормах, — считает Ёкуб.

Зебо Таджибаева настроена более пессимистично.

— Надо со студентов начинать, старую гвардию трудно перевоспитать, они привыкли всё мерить шаблонами. Есть у меня такой пример: когда я была в школе, я подвергалась буллингу со стороны одноклассников и очень переживала, что моя дочь с этим столкнётся. Но она не столкнулась, потому что в её поколении больше эмпатии и меньше стигмы. Нынешним студентам принять этические нормы будет легче, только им нужны преподаватели, которые верно до них донесут их суть.

Зебо Таджибаева

Ольга Тутубалина говорит, что ситуацию нужно менять в своих собственных редакциях.

— Нам это тяжело даётся, мы до сих пор совершаем ошибки, но, по большому счёту, «Азия-Плюс» всегда знала рамки дозволенного, — говорит она. — И в каждой редакции должен быть свой этический кодекс. Возможно, в кратком виде. У нас такой есть. И мы периодически достаём его, смахиваем пыль и показываем вновь прибывшим журналистам, заодно и свою память освежаем. Журналисты должны научиться в первую очередь уважать себя, потом они будут уважать своих коллег, своих респондентов и свою аудиторию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь