Казахстанский журналист Галина Рыжкина штурмует YouTube уже во второй раз. В 2019 году увидел свет проект «Я вас услышал», который существовал на платформе недолго, но остался в моей памяти как минимум по нескольким причинам. Во-первых, создавался он в соавторстве с небезызвестной Гульнар Бажкеновой. Во-вторых, появился тот интервью-проект под громкий марш вдруг заявившей о себе свободолюбивой молодёжи, остроумно включившей жизнелюбие физкультурников с алматинского марафона в свой протестный перформанс. Интересное было время, и появления в Сети любых независимых журналистов не могли оставаться незамеченными. Видимо, в «Я вас услышал» Рыжкина пробовала YouTube на зуб, и видеосервис, кажется, пришёлся ей по вкусу. Канал «Утро добрым не бывает» появился спустя более года после заморозки первого проекта. И это интересное событие в блогерской жизни страны.
В поиске свежести
Можно только догадываться, означает ли название канала Галины Рыжкиной что-то, кроме прямого утверждения. Мне, например, видится в нём скепсис пожившего человека, констатирующего схлопывание привычного ему хипстерского европоцентричного алматинского мирка. А, может быть, попутно это ещё и выпад в сторону слащавых утренних ТВ-шоу, этой суррогатной замены кофеина для зевающего зрителя. И тогда противопоставление с «зомбоящиком» почти прямое.
Заставка шоу хороша: напоминающий о безысходности и зависимости от чужих жизненных ритмов будильник на «без пятнадцати семь», сожжённое утюгом платье, беспардонные сообщения в смартфоне от назойливого незнакомца (а ещё сообщение от коллектора) — фрагмент большого алматинского улья глазами, скорее всего, самой Рыжкиной, готов.
Целевая аудитория нового проекта абсолютно понятна. Это продукт в нишу, которую ненадолго занимали Rashev podcast и «Зелёный базар», пытавшиеся удовлетворить зрительский запрос креативного класса — в дефиците отечественных предложений потребителя зарубежного ютьюбовского корма. И это очередная смелая попытка протиснуться сквозь тесные равнодушные ряды конкурентов. Потому что, имея дело со взыскательной аудиторией, приходится соперничать не с самыми худшими зарубежными командами, скромно предлагая «уникальный местный контент».
Но так ли он уникален? По крайней мере, авторы блога стараются мыслить нешаблонно. Музыкант и певец Молданазар, шеф-повар Савелий Ильиных, блогер Гаухар Жексен, актёры «ARTиШОКа» появлялись в очень необычном формате микса «голубого огонька» с разговорным шоу (этот первый выпуск вышел за несколько дней до Нового года).
В другой раз байер Лилия Рах отвечала на уже много раз звучавшие вопросы об уголовном деле четырёхлетней давности, но, к счастью, этим Рыжкина не ограничилась: интервью оказалось шире, и собеседницу, разочарованную в бывшем окружении и в застое моды в стране, удалось раскрыть.
Ещё один выпуск Рыжкина посвятила исследованию границ запрета казахстанской стендап-комедии (а коль скоро стендап — это зеркало общества, то и границ запрета вообще). Отдельно интересовалась Дядей Никитой — комика с железным характером, живущего с ДЦП.
Режиссёр Фархат Шарипов на крыше дома (необычная локация — отсылка к эпизодам его картин и к фактам биографии) рассказывал о последнем фильме, детстве, проблемах взросления и воспитания.
Интервью с семьёй оказавшегося в неволе экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева — очень неожиданная вылазка в страну «клановой демократии» — напомнило об особом пути соседей и показалось попыткой комплиментарно презентовать политика через его семью. К комплиментарности остались вопросы, но даже этот нюанс достоинств большого выпуска не сильно умалил: подглядеть за соседями и разорвать шаблоны о «золотой молодёжи» — детях экс-президента — было интересно.
В выпуске с актрисой театра «ARTиШОК» Викторией Мухамеджановой Рыжкина последовательно уточняла степень одарённости героини, выясняя заодно степень театральной провинциальности Алматы.
В каждом из этих выпусков ставилась, либо появлялась по ходу пьесы некая сверхзадача, позволяющая вырваться за пределы списка вопросов и ответов и делая различимыми более значимые идеи. Если же попытаться их обобщить, все выпуски объединяет настойчивое желание диагностировать: к чему мы ближе, к ГАТОБу или к «ARTиШОКу», к конформизму или к протесту, к деспотии или к демократии, к Европе или к Азии. Вопросы оставлены между строк проекта. Ответов на них нет — тот случай, когда вопросы сами по себе имеют ценность, потому что отражают не только переживания думающего меньшинства, но и подразумевают собой же некие промежуточные итоги. «Утро добрым не бывает» в этом смысле кажется дневником отрезвляющегося оптимиста: даже предновогодний выпуск с певцами, поварами и театралами оказался с грустинкой.
Счётчик счётчику рознь
В целом «Утро добрым не бывает» — честный проект, не заигрывающий с проходной аудиторией. Несколько странно, но в этом заключается и его проблема. Как показывает история наших блогеров, нацелившихся на зрительскую поддержку хипстерской тусовки, риски оказаться в ловушке собственного замысла очень велики. Ни Rashev podcast, ни проект «Зелёный базар», исходя из статистики просмотров, так и не стали значимыми событиями. Да и могли ли эти YouTube-подкасты отвоевать место под солнцем вообще, не скрывалось ли фиаско в благих намерениях их авторов — вопрос для меня пока открытый: как я неоднократно говорил, большие сомнения вызывает количество людей (в масштабах страны, да и в масштабах видеохостинговой платформы), интересующихся независимыми театрами, границами запрета в стендап-камеди, задумывающихся о проблемах стиля и моды в Казахстане.
Впрочем, можно ли говорить о том, что просмотры являются мерилом успеха казахстанского серьёзного, не играющего на широкую публику YouTube-продукта — ещё один интересный вопрос. Для себя я ответ уже сформулировал: в зависимости от конкретного случая и от того, являются ли невысокие просмотры прямым следствием непрофессиональной, халтурной работы.
И если говорить о проекте «Утро добрым не бывает», показатели счётчика здесь играют для меня второстепенную роль. Потому что качество наполнения высоко и однозначно стоит внимания казахстанцев, уставших от дешёвого развлекательного контента. А ещё команда Рыжкиной работает в интересной визуальной стилистике — странно, но даже промахи видеооператоров в некоторых выпусках не мешают общему восприятию. Впрочем, на контрасте со стильной заставкой эти помарки всё равно впечатление портят.
С другой стороны, помнится, Rashev podcast я больше хвалил, а «Зелёный базар» — наоборот, но итог оказался одинаков: оба проекта канули в Лету. Поэтому количественные показатели всё-таки мешают признать «Утро добрым не бывает» на момент написания этого отзыва успешным, как бы ни было субъективным это оценивание «достаточности» и «недостаточности» зрителей.
Ирония заключается в том, что в предпоследнем (на момент написания этого текста) выпуске Рыжкина исследует природу невостребованности театра «ARTиШОК» и служащих ему артистов у более широкой аудитории, а приходит к итогу, подходящему и к её собственному проекту: маленький хипстерский мирок центральных городских районов страны не способен обеспечить крепкую зрительскую опору. Иногда кажется, что авторы стремятся к творческой самореализации, а не к просмотрам. И именно здесь хотелось бы равновесия вдохновения и прагматики, потому что просмотры, особенно на старте, обеспечивают раскрученные в народе имена, а не добрые намерения. А обнаружится этот баланс — может быть, и утро станет чуть добрее.