Как журналистам работать в экстренной ситуации: советы Григория Беденко

0
199

Среди казахстанских журналистов Григорий Беденко — один из немногих, кто действительно знает, каково это: работать в горячих точках. В них он побывал не один раз. Во время январских событий, которые также называют Алматинской трагедией, Григорий тоже работал. Он выходил в прямой эфир «Хабара» и «Хабара 24», в те дни эти телеканалы были чуть ли не единственными источниками информации.

Как журналист должен вести себя, если в буквальном смысле пули свистят над головой? «Новый репортёр» делится тремя важными советами от Григория Беденко (и его комментариями к ним).

совет № 1: поднять руки и показать бейдж

— То, что происходило в Алматы, не отличалось от горячих точек. Мы ожидали всего, что угодно, — потопа, землетрясения, но никак не ожидали, что могут начаться военные действия, и двухмиллионный город вдруг окажется беззащитным перед вооружёнными бандами.

Когда стреляли, конечно, было очень неприятно. Мне всё это напомнило Ирак: в шестимиллионном Багдаде мирная жизнь идёт параллельно с войной. В этот момент я ощутил давно забытое чувство: ценность человеческой жизни резко упала, на улицах лежали неубранные тела убитых. Мы всё это снимали. Был момент, когда на нас пошли десантники — на меня направили два автоматных ствола; честно говоря, жутковатое ощущение. Всё это происходило в центре города, буквально на площади. Я тогда понял, что все эти каски, бронежилеты, надписи «Пресса» не защищают абсолютно, нужно действовать по обстоятельствам.

Мне в тот момент помог мой иракский опыт. В 2011 году нашего посла в Ираке Булата Сарсенбаева посла охраняла ЧВК, созданная бывшими секьюрити Саддама Хусейна и отставными сотрудниками британских спецслужб, ранее работавшими в Ираке. Они в сутки брали очень большие деньги — около 3000 долларов. Сарсенбаев обратился в «Хабар», сказал, что может взять с собой одного корреспондента и одного оператора. Так я оказался там. Я увидел, как они ведут себя при прохождении блокпостов, как они предъявляли удостоверения. Стоит бетонный коридор, впереди — вышка бетонная, то есть, по сути, ловушка. Въезжаешь за ограду, открываешь окно, показываешь удостоверение. Люди с вышки смотрят в бинокль, подтверждают, что это действительно наша компания.

И этот приём неожиданно сработал здесь, на Новой площади. Мы вышли из машины, хотели поснимать с угла Сатпаева и Желтоксан сгоревший акимат и так далее. И тут нас заметили десантники, пошли на нас. Я поднял руки, выставил бейдж и стал кричать: «Пресса», «Журналисты», «Хабар»… В принципе, они могли открыть огонь по всему, что движется. Они увидели это удостоверение, подошли ко мне вплотную, упёрлись стволами практически мне в живот, и только когда прочитали на удостоверении фамилию, меня отпустили. Это был очень опасный момент.

Если попал в передрягу, если на тебя наставили стволы, надо вести себя максимально спокойно, не лезть в карманы, не делать резких движений. Просто стоять, стараясь установить контакт с этими людьми, попытаться объяснить, что вы не враги, а выполняете свою работу.

совет № 2. Завести FTP-сервер

— В эти дни в Казахстане отключили интернет — сначала мобильный, потом и стационарный. У нас очень недооценивают FTP-протокол. Отключали HTTP-протокол, на котором работают имейл и прочее. А FTP работал, мы весь материал перегоняли в Нур-Султан на FTP-сервер. Думаю, что каждой компании нужно завести себе FTP-сервер, на случай, если подобная ситуация повторится.

совет № 3. Не бояться снимать на смартфон

— Перед тем, как сожгли наш офис, я два раза выходил в прямой эфир на двух каналах. У нас же там прямые включения через модем идут. Мы эти ролики быстренько согнали в компьютер и успели…

Когда разгромили и сожгли наш офис, а с ним и всё оборудование, и новую монтажку, желание снимать и показывать не прошло. Был зуд какой-то. И в такой ситуации очень помогают смартфоны. Смартфоном можно снять всё что угодно — от стендапа до интервью. Мы фактически два дня снимали на смартфоны, всё это шло в эфир.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь