«Следствие безграничной любви». Как казахстанские медиа рассказывают о бытовом насилии в отношении женщин

0
20

Глобальная кампания под эгидой ООН «16 дней активизма против гендерного насилия» с 25 ноября по 10 декабря обращает внимание человечества на проблемы насилия в отношении женщин. Медиакритик «Нового репортёра» Анар Бекбасова изучила, как казахстанские медиа на обоих языках освещают эту тему в последнее время.

Добить жертву

Перед тем, как пройти в красивую студию ток-шоу SanTaram «7 канала», Айнур, жительница Астаны, 11 лет терпевшая абьюзинг со стороны отца своих детей и теперь живущая в бедности на съёмной квартире, горько плакала, о чём редакторы, конечно, сообщили ведущей. В это время на съёмочной площадке публику развлекали телефонными разговорами со зрителями — жертвами бытового насилия. Нумеролог что-то высчитывала и выносила вердикт по по дате рождения. Психолог, выслушав рассказ одной из зрительниц о психологическом насилии мужа и не не обнаружив причины терпимости жертвы к абьюзингу, посоветовала ей обратить внимание на собственный метаболизм!

Тема шоу сформулирована небрежно и будто наспех: «Агрессор, абьюзер, муж». Впрочем, в остальном к съёмке подготовились основательно: отличный свет, хороший звук, прекрасные причёски и макияж у ведущей, нумеролога и психолога. Саму Айнур в гримёрной даже не причесали. Она появилась в студии на 18-й минуте программы. Девушку усадили на стул и приступили к допросу.

Послушная героиня вывернула душу наизнанку: рассказала, как её бил муж, упомянула о своём сиротском детстве, тяжёлом психологическом состоянии, инвалидности старшего ребёнка.

— Айнур, редакторы говорят, что прежде чем прийти в студию, вы сильно плакали. Почему? — спросила ведущая.

— Боялась, что люди будут сплетничать, что муж поймает меня где-нибудь, — отвечала героиня. — Такие случаи уже были (…) Он избивал.

Ведущая не развеяла её страхи. Телеканал, судя по всему, гарантировать безопасность не мог. На основе рассказа Айнур психолог тут же дала оценку её состоянию, а ведущая цинично напомнила: «Сейчас у вас трое детей, а было четверо». Айнур не выдержала и расплакалась. Ведущая же с каменным лицом, словно следователь, продолжала терзать героиню вопросами: «При каких обстоятельствах он умер?», «Когда?», «Сколько ему было лет?», «Вы себя не вините?». Айнур, рыдая, рассказала, что несколько лет назад её четырёхлетний малыш выпал с 10 этажа, и она винит в этом себя. Ужасная история не имела никакого отношения к теме ток-шоу. Просто ведущая решила сделать на этом акцент, как будто смерть ребёнка может оправдать жесткость домашнего тирана к несчастной Айнур.

Шоу важнее эмпатии

Если судить по сообщениям в информационных лентах, случаев бытового насилия в Казахстане очень много, это подтверждает и официальная статистика. Жертвы и их родственники — частые гости казахстанских ток-шоу, поэтому может сложиться впечатление, что журналистам не всё равно. Но иногда жуткие истории становятся лишь поводом для привлечения аудитории, способом публичного «подглядывания через замочную скважину».

В выпуске шоу Кoremiz «Жантүршігерлік оқиға: Қанды қылмыс / Қанішер күйеубала» («Жуткое происшествие: кровавое преступление / зять-кровопийца») на «Первом канале Евразия» об избиении до смерти женщины неработающим мужем ведущий, расспросив их родственницу о жизни супругов, интересуется: «Девушка была обеспеченной до брака, ваш зять пришел на всё готовое, вы не думаете, что это обстоятельство способствовало тому, что он стал ленивым?»

https://youtu.be/csfWFtz1i24

Разбирая случаи насилия, журналисты нередко пытаются искать причины случившегося в поведении или поступках жертвы. В судии программы «Астарлы ақиқат» на телеканале КТК, разбирая нашумевший случай избиения бывшим мужем Айнагуль Бекеновой из Актобе, ведущая интересуется, изменяла ли она супругу, и хотели ли супруги иметь общего ребёнка. Для обсуждения ситуации пригласили руководителя фонда «Не молчи» Дину Тансари, психолога Зубайду Кененбаеву, феминистку Айгерим Кусайынкызы и уролога Асхана Абзалбекова. У последнего ведущая спросила: «В соцсетях говорят, что случившееся — это следствие безграничной любви. Или это ненависть, как вы думаете?» Уролог ответил, что, возможно, из-за ревности к другим мужчинам на работе Айнагуль у бывшего мужа возникло чувство ненависти. Повезло, что в студии была феминистка Айгерим Кусайынкызы, которая объяснила, что такая позиция — чистой воды виктимблейминг.

Однако страдать в этой программе жертве насилия с ещё не зажившими ранами на лице всё-таки пришлось. Редакция пригласила мать её бывшего мужа, и ведущая попросила женщину сказать Айнагуль что-нибудь. Бывшая свекровь попросила простить её сына. Ведущая же начала выжимать из Айнагуль ответ на вопрос «Насколько это возможно?» и довела её до слёз. Гости студии не смогли терпеть и стали просить, чтобы ведущая прекратила давление. Но та не унималась и хотела, чтобы Айнагуль дала советы другим женщинам.

Стереотипы и виктимблейминг

Проблема бытового насилия многие годы в Казахстане остаётся актуальной по разным причинам, одна из них — несовершенство законодательства. Журналисты, кажется, даже устали писать об этом. Но иногда ошибочное понимание сути проблем приводит к введению аудитории в заблуждение.

В своём сюжете «Бьёт — значит, сядет? Президент поручил разобраться с домашними тиранами» корреспондент «31 канала» пишет: «По словам Дины Тансари (руководителя фонда «Не молчи» — ред.), даже если супруги развелись, муж может по-прежнему приходить и избивать свою бывшую жену, а закон смотрит на это сквозь пальцы. Защитные предписания в нашей реальности — всего лишь бумага и никого не защищают». Закон, каким бы несовершенным он ни был на данный момент, не даёт права избивать кого-либо. Почему защитные предписания никого не защищают, автор не объясняет. «Юристы во многом разделяют позицию общественников и говорят, что сейчас насилие практически безнаказанно», — категорично сообщает журналист зрителю.

Такую формулировку вряд ли можно считать справедливой. Более того, она развязывает руки агрессорам. На самом деле тысячи виновных в бытовом насилии несут ответственность, но, конечно, не все. Информативную аналитику, основанную на данных, представляет Ranking.kz в материале «Семейно-бытовое насилие», где читателю понятно рассказывают и о проблемах законодательства.

Процветанию бытового насилия в Казахстане способствуют и психологические проблемы граждан, стереотипы. Эту сторону вопроса раскрывают авторы видеоподкаста «Әйелді ұру, подкаблук болу, психологқа бару — ұят па?» проекта «Халық үні». Участники дискуссии не смакуют подробности издевательств над жертвами насилия, а обсуждают причины, говорят о случаях виктимблейминга, двойных стандартах, стереотипных взглядах, а также поднимают вопрос терпимости общества к насилию и к самим агрессорам.

Иногда пресса сама идёт на поводу у стереотипов. «Из-за нехватки денег происходят ссоры и насилие», — пишет «Информбюро» в материале «Жизнь в угнетении. Почему казахстанки терпят издевательства со стороны мужей». В нём же автор плодит стереотип, приводящий к стигме детей, выросших в семьях, где было допустимо насилие: «Помимо женщин, от насилия в доме страдают и дети. Им приходится всё время видеть жестокость отца и страдания матери. Это формирует в детях мнение о безнаказанности за физическое насилие над другими людьми. Таким образом воспитывается следующее поколение домашних тиранов». Риск повторения домашнего сценария в собственной жизни у этих детей, возможно, есть, но вряд ли следует всех стричь под одну гребёнку.

«За жестокую расправу над женой, приведшую к её гибели, южанину грозит от 8 до 12 лет лишения свободы», — пишет Еxk.kz в статье об очередном насилии, зачем-то делая акцент на месте жительства подозреваемого, что также стигматизирует жителей южных регионов страны.

Тему бытового насилия не обходят и создатели религиозного контента. «Әйелді тәрбиелеу жолдары» («Методы воспитания женщины») — так назвали свой выпуск авторы интернет-канала Talim TV online. Участники дискуссии осуждают проблему, но демонстрируют патриархальный взгляд на роль женщины, чего стоит одно только название.

Бытовое насилие в последние годы остаётся одной из самых популярных тем в медиа. Всё больше известных людей в Казахстане открыто говорят о том, как были жертвами или свидетелями абьюзинга. Решению проблемы способствуют статьи, в которых авторы сообщают о способах защиты и противодействия абьюзингу. Например, сайт Оptimism.kz предлагает материал «Что грозит мужу за избиение жены в Казахстане 2022?», в котором представлена актуальная информация и пошаговая инструкция по спасению для тех, кто попал в беду.

Казахстанские СМИ проблему домашнего насилия в отношении женщин поднимают регулярно. Но чаще — просто в виде информационных сообщений, которые порой кишат внешне безобидными фразами вроде «преступление на почве страсти». Но безобидны эти фразы именно что на первый взгляд. На самом деле это своего рода оправдание насилия. Не подозреваемый в преступлении, а всего лишь обезумевший от страсти мужчина… И вот уже аудитория воспринимает это послание от журналистов в совсем ином ключе.

Большинство ток-шоу на теме домашнего насилия откровенно делает рейтинги. И лишь ничтожно малое количество СМИ пытается на самом деле разобраться: кто виноват и что делать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь