«Интервью против правил». Как карагандинская программа выводит региональное телевидение на новый уровень

0
460

На казахстанском телевидении периодически появляются новые программы, но почти все они в основном копируют друг друга. В Караганде, видимо, решили рискнуть, и запустили программу «Интервью против правил». Медиакритик Елена Кулакова посмотрела, что из этого вышло.

«5 канал» в Караганде раз в неделю выпускает программу «Интервью против правил». Начинается она с серьёзной музыкальной подложки, больше подходящей не для интервью, а для специального репортажа. Хронометраж программы нестабильный — от 35 минут до часа. Но сразу хочется отметить, что час — это слишком много. Современный телезритель вряд ли выдержит столько, хотя герои интересные. И что важно для регионального телевидения: все эти люди — персоны, известные прежде всего карагандинцам.

Премьера состоялась в октябре прошлого года. В студии, где записывается интервью, ничего лишнего — два стула, панорамные окна с видом на улицу, что располагает к свободной беседе, размышлению.

В дебютном выпуске ведущий Сергей Полещук рассказал, почему решено запустить такую программу, что хочет видеть в современном телевидении, и предупредил, что интервью будет записываться не по правилам и не по законам жанра. Ведущий — человек не медийный, но видно, что ему интересно попробовать себя в новом амплуа. Название программы оправдывает себя.

«Все люди живут по правилам, даже те, кто утверждает, что их не соблюдает. Их правило — не соблюдать правила. Поэтому и программа называется «Интервью против правил». Но в этом и смысл показать человека-собеседника с другой стороны, против правил задавать ему вопросы, иногда, быть может, даже немножко ошарашить. Вопрос может быть неожиданным, но он никогда не будет с издёвкой, не будет злорадным. Он всегда будет по существу и с интересом к собеседнику», — делает вступление к своей программе Полещук.

Анонсируя программу, её автор говорит, что в ней будет пять вопросов. Но в будущем собирается включать вопросы и от зрителей.

В первом выпуске ведущий не представил свою гостью, не озвучил, кто она. Было заметно волнение автора. «Ну, тогда сразу с места в карьер», — говорит он. И тут же задаёт первый вопрос: «Как угораздило пойти в психологи?» Уже позже голос за кадром описывает, кого из себя представляет героиня программы.

В последующих выпусках гостей представляли сразу. Телеканал доработал этот момент.

Частенько в ходе интервью, когда гость отвечает на вопрос и начинает размышлять, ведущий пытается ответить за него, подтолкнуть к ответу, перебить, показать свою значимость, что, как кажется, может немного сбить с мысли интервьюируемого.

— Я должен говорить. А вы, получается, больше говорите, — смеётся герой программы.

— Хочу показать, что я тоже знаю, — отвечает ведущий.

Знает ведущий действительно много, это чувствуется по манере ведения интервью, по его осведомлённости и жизненном опыте. Иногда он вступает в спор.

Интервью в основном идет на «ты», что несколько непривычно для казахстанского телевидения.

— Ах, так хорошо говоришь. Пойдём сейчас кофе попьём, — произносит ведущий.

Видно, что гости чувствуют себя комфортно на интервью, свободно размышляют, дают волю эмоциям, смеются. Сам ведущий при этом тоже достаточно эмоциональный, где-то позволяет себе говорить вместо «что» — «чё». Где-то шутит и над собой: «Я сам иногда отвечаю на свои вопросы».

— Я поделился с тобой своим мнением. Я же говорю, что у нас с тобой не интервью, а диалог, — вставляет реплику ведущий.

— Вот это интересно, — отвечает герой программы, музыкант.

В этом интервью ведущий попросил своего гостя сыграть на гитаре и исполнить песню. Гость не отказал.

Задумку о неожиданных вопросах Полещук воплощает не всегда, но эти вопросы бывают не в бровь, а в глаз. Вот, например, волонтёра, который трудится в приюте для бездомных животных, ведущий вдруг спрашивает, не является ли эта общественная деятельность способом зарабатывания денег на животных? Что, как видно по реакции гостьи, сначала ставит её в неловкое положение.

Или вот, например, в другой программе: после вопросов о гостье и её профессии (психолог) ведущий неожиданно задаёт вопрос не по теме: «Какими должны быть СМИ?» Далее следует небольшая пауза. Героиня задумалась, затем выдала:

— Честными.

— Вроде бы цензуры нет, — продолжает разговор ведущий, имея в виду нынешние СМИ. Но тут он явно слукавил.

Необычным оказалось интервью с протоиреем. Зрители явно не ожидали, насколько он будет разговорчив и раскрепощён в этой программе. А может, это просто ведущему удалось его разговорить, чтобы зрители увидели батюшку с другой стороны? В этом интервью священник смеётся, шутит и вообще ведёт себя непринуждённо, что очень подкупает.

«Если человек свой мировоззренческий фундамент неправильно устроил, то всё остальное, что он там надстраивает, оно в любой момент может рухнуть. А это опасно», — говорит протоирей и приводит в пример рухнувший жилой комплекс «Бесоба» в Караганде.

В одной из следующих программ ведущий предупреждает героя, что сегодня ничего не будет против правил, кроме самого названия. Так и получилось. Некоторые интересные вопросы и ответы на них почему-то остались за кадром. Например, ведущий поинтересовался у имама, что такое джихад, в тот момент, когда уже пошли музыка и титры. Это слово многие частенько слышат, но не все знают его значение и насколько оно актуально для Казахстана. Но разговор об этом остался за кадром.

В конце программы ведущий иногда предлагает гостю задать вопрос и ему, что тоже смотрится нестандартным на региональном ТВ.

Интересный момент случается после интервью, когда ведущий и интервьюируемые беседуют уже за кадром, при этом камеры ещё не выключены, и эмоции видны. Гостям программы женщинам дарят цветы.

Иногда в интервью проскакивает реклама. А некоторые выпуски «Интервью против правил» кажутся откровенно затянутыми.

Программу зрители заметили. Появились её поклонники, есть и критики. Их комментарии можно встретить в социальных сетях. Люди интересуются: почему в программе не поднимаются острые и актуальные вопросы? Видимо, это подтолкнуло создателей программы к её совершенствованию. Позже в некоторых выпусках стала проскальзывать «остринка» по какой-либо социальной проблеме, но это было «между прочим», а не основной мыслью.

Задумка мне видится интересной, с претензией на эксклюзив в разрезе регионального казахстанского телевидения. Правда, есть некоторые шероховатости, исправив которые телеканал смело сможет конкурировать с программами на республиканском ТВ, а где-то даже послужить примером или стимулом придумать что-то новое и ещё более нестандартное, без определённых правил.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь