Шаг 3. Крупность планов и монтаж
Одним из выразительных элементов языка кино является крупность планов. Планы делятся на общий, средний, крупный и деталь. Первым в истории кино выделил и систематизировал крупность планов русский режиссёр Лев Кулешов.
Что такое общий план? Это понятие, определяющее такую крупность изображения, когда человеческие фигуры отображаются полностью вместе с окружающими их предметами.
В немом кинематографе использовался в основном общий план. Фактически это взгляд зрителя в театральном зале. Индикатором крупности является масштаб человеческой фигуры в кадре.
Средний план — как правило, это часть человеческой фигуры от головы до пояса. В американской традиции — от макушки до бедра, его ещё называют «американским кадром».
Система крупностей Р. Томпсона
Крупный план — это такой кадр, в котором большую часть занимают человеческое лицо или предмет.
В истории кино особо отмечен Дэвид Уорк Гриффит — как режиссёр, который первым в американском кино использовал крупный план наиболее выразительно.
Деталь или сверхкрупный план — это изображение части лица — к примеру, носа или глаза.
Традиционно считается, что при монтаже должен быть плавный переход от общего плана к среднему, от среднего к крупному, от крупного к детали или наоборот. Но современный язык кино может нарушать эту последовательность. Фильм может начинаться со сверхкрупного плана, а потом меняться на любой другой. Тем не менее, законы монтажа формировались по ходу развития кинематографа.
Самой сильной считается русская школа монтажа 1920-х годов. Работы режиссёров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина и Александра Довженко изучают во всех киношколах мира.
Также надо отметить, что один из основополагающих законов монтажа изобрёл также русский режиссёр Лев Кулешов.
Смысл осуществлённого Львом Кулешовым эксперимента заключался в следующем. Он снял крупным планом актёра Ивана Мозжухина, когда тот сидит и просто смотрит куда-то. Для эксперимента были сняты также три других плана: тарелка горячего супа; ребёнок в гробу; девочка, играющая с куклой на диване. Затем плёнка с планом актёра была разрезана на три части и склеена отдельно с кадрами наполненной супом тарелки, с кадрами ребёнка в гробу и с кадрами девочки на диване. Каждый из получившихся монтажных кусков с портретом Мозжухина в начале Кулешов продемонстрировал небольшой аудитории, состоящей из его коллег по кинопроизводству.
Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что на первом фрагменте герой хочет поесть и привлечён хорошим обедом, во втором — опечален смертью ребёнка, в третьем — очарован играющей девочкой. В действительности выражение лица актёра во всех трёх случаях было одним и тем же.
Эксперимент убедительно показал, что содержание последующего кадра способно полностью изменить смысл кадра предыдущего. Это явление было названо «эффектом Кулешова». Сегодня мы почти не обращаем внимания на этот закон психологического восприятия, однако именно он и стал одним из первых элементов языка кино — появление нового смысла от сопоставления зрителем содержания смонтированных друг за другом кадров. Сегодня, безусловно, намного усложнились формы монтажа.
Есть параллельный монтаж, внутрикадровый, дистанционный и другие виды. К примеру, если раньше кино снималось на плёнку, а длина одной бабины плёнки была 300 метров, примерно 10 минут, то как минимум у фильма, который длится 90 минут, должно было быть восемь склеек. Пример — «Верёвка» Хичкока.
В век цифровой техники стало возможно снимать кино без склеек, используя методы внутрикадрового монтажа. Это принцип построения одного монтажного кадра без дополнительных склеек. Возможна такая съёмка благодаря тому, что кинооператор в течение одного кадра использует разные приёмы: переход фокуса, наезд, отъезд, панорама, движение камеры и т. д. В Казахстане первым фильмом, снятым полностью на принципе внутрикадрового монтажа, был фильм Алексея Горлова 2013 года «История одной старушки».
Посмотрите видео «Крупность планов и монтаж», опыт Адильхана Ержанова:
Вопросы по видео:
- Назовите основные планы по крупности в кино по системе Р. Томпсона.
- Как обычно рисуют дети? В какой крупности?
- Что такое монтаж в кино?
- Что такое «эффект Кулешова»?
- Когда создаётся монтаж фильма, на каком этапе?
Практическое задание № 1. Крупность планов и монтаж
Объединитесь в группы по пять человек. Выберите фрагмент из какого-нибудь фильма (две-три минуты) и сделайте на листе А4 раскадровку этой сцены. Под каждым кадром раскадровки подпишите крупность планов. Также подпишите, сколько секунд длится тот или иной план. Проанализируйте стиль режиссёра исходя из анализа монтажа выбранного эпизода.
Шаг 4. Движение камеры
Ещё один выразительный инструмент киноязыка — движение камеры, позволяющий работать с ритмом картины и ощущениями зрителя. Камера может быть как объективной, то есть снимать то, что видит зритель, так и субъективной, то есть с точки зрения персонажа.
Большим мастером субъективной камеры был советский оператор Сергей Урусевский. Фильм «Летят журавли» (1957), где он был оператором-постановщиком, был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Канн во многом благодаря его работе. Его камера субъективно передаёт бег героя, его переживания перед смертью, волнение, опасность.
Очевидцы вспоминают: после просмотра ленты «Летят журавли» Пабло Пикассо воскликнул: «За последние сто лет я не видел ничего подобного!» Великого художника буквально потрясло искусство оператора Сергея Урусевского. Коллеги называли Урусевского живописцем экрана. Также он считается основоположником субъективной камеры.
По характеру движения камера может быть статичной и динамичной.
Статичная камера позволяет не спеша рассмотреть действие. Динамичная камера, как правило, используется в нужные моменты — в сценах преследования, погони и т. д. Для динамики изображения применяются рельсы, съёмочный кран и даже дроны.
Стадикам — это приспособление, которое позволяет стабилизировать камеру во время её движения. Но иногда режиссёры, наоборот, используют эффект «ручной камеры» — с тряской, под непрофессиональную съёмку — для передачи эффекта натуральности, большей драматичности, почти документальности происходящего. Видов движения камеры очень много — она следует за героем, замедляется, или, наоборот, «летит».
Посмотрите видео:
«Движение камеры». «Жёлтая кошка», режиссёр Адильхан Ержанов
«Конокрады. Дороги времени», оператор Азиз Жамбакиев
Вопросы по видео:
- Что такое субъективная камера? Когда и как она применяется? Приведите примеры.
- Чем занимается в кино оператор-постановщик?
- Что такое стадикам? Зачем он используется?
- Сколько и какие вузы Казахстана готовят профессионалов для работы в кино?
- Кто оператор-постановщик картины «Конокрады. Дороги времени»? Что он рассказал об особенностях своей работы?