Обозреватель «Эха Москвы» Татьяна Пелипейко сходила на выставку в московский Музей истории ГУЛАГа. И увидела, что фальсификация официальных фотографий в наших странах имеет давние корни. Что там исчезнувший с кисти батюшки дорогостоящий брегет, на заре СССР не гнушались с фоток убирать людей, иногда толпами.
Несколько таких фотографий, опубликованных на странице Татьяны на сайте «Эха Москвы», посчу тут. Подробнее смотрите подборку в ее блоге.
Как пишет Татьяна, советская пропаганда имела отличную технологическую школу. Вот портрет вождя — после ретуши просто образцовый.
Собрание ссыльных большевиков – лето 1915 года, Туруханский край. Сталин в заднем ряду, в черной шляпе. А чуть правее – Лев Каменев (он с усами). После того, как последний был объявлен врагом народа, убрали его и с фото.
Ленин и Крупская с детьми в деревне Кашино. Оказывается, в кадре были взрослые сельчане, но через время они были все или раскулачены или высланы. Кадр обрезали, фон затемнили — получилась известное хрестоматийное фото.
Обратите на задний фон на этих фотографиях. Легким движением руки рекламная вывеска превращается в революционные лозунги.
А вот Ленин на митинге в Москве, 5 мая 1920 года, а на ступеньках у трибуны – Троцкий (а за ним, пусть не очень видный – еще и Каменев). В изданиях после 1927 года на ступеньках уже нет никого.
Рядом со Сталиным на этой фотографии нарком внутренних дел Николай Ежов. После расстрела Ежова, он исчезает и с фотографии.